Методическая разработка для выполнения стилистического анализа текста

Разделы: Русский язык

Классы: 10, 11

Ключевые слова: анализ текста, ЕГЭ по русскому языку, стилистический анализ текста


Назначение: инструктирующие методические материалы.

Линия программы развития, которой соответствует предлагаемая разработка: раскрытие потенциалов.

Краткая аннотация: методическая разработка поможет учащимся 10-11 класса научиться выполнять тестовое задание №1 ЕГЭ по русскому языку, измененное в 2021-2022 учебном году.

Цель: подготовить учащихся 10-11 класса к выполнению тестового задания №1 ЕГЭ по русскому языку.

Целевая аудитория: 10-11 класс.

Результаты и эффекты: учащиеся понимают алгоритм выполнения задания, овладевают необходимой теорией для выполнения задания. Ждём результаты ЕГЭ-2022.

Литература: С.Гурьянова «ЕГЭ. Русский язык. Теория», И.Цыбулько «Типовые экзаменационные варианты», сайт https://rus.reshuege.ru/ («Решу ЕГЭ»).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание 1

Книжные стили речи, анализ текста

Пример задания:

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к публицистическому стилю, о чём свидетельствует одновременное использование как слов из области общественно-политической, экономической лексики (идеология, результаты опроса, с социальной инфраструктурой), так и слов разговорного характера (зубоскальство, на барахолках).

2) Точно выразить мысль автору помогают разнообразные синтаксические средства, среди которых сложноподчинённые предложения, вводные и вставные конструкции.

3) В тексте отсутствуют восклицательные и вопросительные предложения, личные местоимения 1-го и 2-го лица, что позволяет отнести его к официально-деловому стилю.

4) Текст отличается яркой образностью благодаря использованию метафор (долю граждан, электрические лампочки, многоквартирных домов).

5) В тексте употребляются отглагольные существительные (например, застройка, создание), некоторые сказуемые выражаются возвратными глаголами (например, объясняется), что позволяет отнести текст к научному стилю речи.

Текст:

В советскую эпоху нормой стало строительство жилых домов одновременно с социальной инфраструктурой (школами, магазинами, детскими садами и спортивными площадками) - так возводили «микрорайоны». Советские идеологи постоянно выражали энтузиазм по поводу такого типа городской застройки. Микрорайоны должны были создавать особую жилую среду, которой, по мнению советских специалистов, внутренне присущ коллективизм. Их описывали как «соединяющие в себе и семейный, и общественный характер».

Однако, как показали результаты опроса 1982 года, 60 процентов жителей московских многоквартирных домов вообще не общались с соседями. Не соответствовала амбициозным государственным планам по созданию той самой «особой» жилой среды и унылая реальность неухоженных дворов и запущенных подъездов, в которых к тому же часто было очень темно (электрические лампочки воровали постоянно; по слухам, на российских барахолках можно до сих пор дёшево приобрести перегоревшие лампочки, спрос на которые объясняется исключительно тем, что их можно вкрутить <…> работающих в каком-нибудь общественном месте).

В то же время стоит отметить, что ни риторика государственной идеологии, ни зубоскальство критиков не затрагивали важнейшего, по мнению самих обитателей новых квартир: проводимая при Хрущёве и Брежневе политика массовой жилой застройки успешно удовлетворяла их самые острые потребности, обеспечивая отдельным жильём невероятную по меркам прошлых десятилетий долю граждан и тем самым делая их жизнь по-настоящему современной.

Ответ: 12

Количество баллов: 1

Важно! Задание 1 включает теорию к заданиям 2 и 25 (части речи), 22 (содержание текста), 23 (типы речи: повествование, описание, рассуждение; логические связи между предложениями), 24 (лексическое значение, лексические средства выразительности), 26 (средства выразительности).

Перед выполнением задания повторите теорию к вышеперечисленным заданиям!

Всегда читайте варианты ответов полностью!

В неверных ответах могут быть ошибки в употреблении терминов, их распознать сравнительно легко. Так, выше (в образце задания) ответ 4 не подходит, т. к. примеры, приведенные в скобках, - не метафоры: «Текст отличается яркой образностью благодаря использованию метафор (долю граждан, электрические лампочки, многоквартирных домов)».

Если не дочитывать варианты ответа до конца, можно не заметить ошибку другого типа: термины употреблены верно, текст проанализирован корректно, но вывод из анализа сделан неподходящий. Такая ошибка есть в вариантах ответа 3 и 5: описанные особенности действительно есть в тексте, но их недостаточно, чтобы отнести текст к научному или официально-деловому стилю.

Книжные стили речи:

  • научный
  • официально-деловой
  • публицистический
  • художественный (мало представлен в 1 задании ЕГЭ)

Научный стиль

Цель - информировать читателей о научных открытиях, передать научную информацию и доказать ее истинность.

Жанры текстов: статья в научном журнале, в энциклопедии; доклад на конференции; тексты учебников.

Характерные особенности

Общие особенности:

  • подчеркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность);
  • обилие отсылок к собственному тексту и сведений о его логической организации: «в следующем разделе мы рассмотрим…», «перейдем к рассмотрению вопроса о…», «как отмечалось ранее…».

Лексика:

  • обилие специальных терминов;
  • слова бытового характера приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение. Например, слова «речь», «язык», «фигура» могут использоваться как термины;
  • отсутствие эмоционально окрашенной лексики, разговорных слов, сленга;
  • отвлеченность научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением («норма», «стереотип»);
  • часто используются существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция («выразительность», «точность», «применение», «богатство», «информация»).

Синтаксис:

  • отсутствие восклицательных предложений;
  • наличие вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на источник сообщения, порядок оформления мысли, предположение или уверенность («таким образом», «следовательно», «предположим» и др.);
  • для научных текстов характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в них преобладают сложные предложения с различными типами союзов и союзных слов («пока», «причем», «который» и др.);
  • частое использование именного сказуемого («Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе»).

Грамматика:

  • текст часто написан от лица абстрактного «мы» (даже если автор - один человек), поэтому глаголы стоят в форме 1 лица множественного числа: «рассмотрим», «обратим внимание», «перейдем». Употребление местоимения «мы» создает атмосферу авторской скромности и объективности.

Средства выразительности:

  • средства художественной выразительности отсутствуют или сведены к минимуму. Исключение - научно-популярная литература, рассчитанная на широкую аудиторию, где может быть больше «вольностей» и образности.

Примеры:

Когда сегодня в школе выучивается, как строится простое предложение, какими бывают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и т.д., обучаемые часто не вполне отдают себе отчет в том, что таким образом их учат правильно писать, тогда как говорят они обычно по-другому. Как показали исследования по русской разговорной речи, для нее вполне обычны такие высказывания, как Книжка, я вчера на кухне оставила, принеси, пожалуйста. В письменном языке такие построения невозможны (противоречат норме).

Для устной и письменной речи характерен разный порядок слов. Вот пример из записей разговорной речи:

Она год вроде с этим мальчиком встречается, он ее на три года старше. Мама его ее обожает.

Представим себе, как это будет выглядеть в письменной форме, например, в письме:

Она встречается с этим мальчиком, кажется, уже год, он старше ее на три года. Его мама ее обожает.

В разговорной речи употребляется инфинитив в конструкциях, в которых он зависит от существительного и служит для него определением, указывающим на цель (как инфинитив в германских языках или герундий в латыни), ср.: Папе надо кресло сидеть; Дайте мне бумагу писать; У нее нет стола заниматься; Где у вас полотенце руки вытирать? Понятно, что трактовать подобную конструкцию в качестве производной от конструкции литературного языка с союзом «чтобы», полученную с помощью эллипсиса, было бы натяжкой, хотя учитель в школе, встретив такого рода оборот в сочинении ученика, отметит его как стилистическую ошибку и исправит, вставив «чтобы».

Таким образом, современный русский литературный язык и современная русская разговорная речь представляют собой относительно автономные системы (узусы). Видимо, нецелесообразно называть их разными языками, но дело не в терминах: мы имеем дело с несколькими нечетко определенными и схожими друг с другом языковыми подсистемами, которые находятся в употреблении у одного языкового коллектива, но не могут быть сведены к единой системе.

(В.М.Живов, «История языка русской письменности»).

Официально-деловой стиль

Цель - передача информации в официальной обстановке.

Жанры текстов - разного рода документы: законы, приказы, постановления, протоколы, расписки, справки, договоры.

Характерные особенности

Общие особенности:

  • логичность, однозначность, точность, стандартизированность текста;
  • безэмоциональность.

Лексика:

  • отсутствие эмоционально окрашенной лексики, разговорных слов, сленга;
  • обилие речевых клише, канцеляризмов («находился в состоянии алкогольного опьянения» вместо «был пьян», «данный» вместо «этот», «лесной массив» вместо «лес», «производить поливку» вместо «поливать»);
  • часто используются юридические термины, официальные наименования («местопребывание», «уведомление», «регистрация»).

Синтаксис:

  • отсутствие восклицательных предложений;
  • цепочки существительных в родительном падеже («процесс развития движения за укрепление сотрудничества», «функции программных средств управления процессом производства изделий народного потребления», «в целях улучшения качества обслуживания клиентов»);
  • усложненный синтаксис: много предложений, распространенных причастными и деепричастными оборотами, однородными членами.

Грамматика:

  • замена глаголов отглагольными существительными, причастиями, деепричастиями («произвести задержание» вместо «задержать», «мною утерян паспорт» вместо «я потерял паспорт», «осуществлять деятельность по сокрытию противоправных действий» вместо «покрывать преступника», «проводить обучение» вместо «обучать», «с целью выявления» вместо «чтобы выявить»);
  • отымённые предлоги («в связи с», «ввиду (чего-то)», «согласно (чему-то)» и т. д.);
  • отсутствие в тексте авторского «я».

Средства выразительности:

  • отсутствие художественных средств выразительности.

Примеры:

1. Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
(Конституция Российской Федерации)

2. Уважаемые посетители!
В связи с необходимостью принятия мер по нераспространению коронавирусной инфекции, временно с 23 марта 2020 года приостанавливается личный прием документов от граждан.

Публицистический стиль

Цель - воздействовать на публику, сформировать у нее мнение по значимым вопросам. Передать информацию + оценить ее и убедить людей в правильности своей точки зрения.

Жанры текстов - статьи в СМИ, репортажи, очерки, эссе, выступления ораторов. Большинство текстов-рассуждений в ЕГЭ относятся именно к публицистическому стилю.

Характерные особенности:

Общие особенности:

  • публицистический текст часто строится как рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности;
  • числительные часто записываются цифрами;
  • публицистический текст по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. Однако основным назначением публицистики становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование.

Лексика:

  • используется общеупотребительная лексика, а порой встречается и общенаучная терминология.
  • для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики;
  • присутствует эмоционально окрашенная, оценочная лексика, которая выражает отношение автора к предмету речи;
  • в новостных заметках могут присутствовать газетные клише и штампы: «работники бюджетной сферы», «ветви российской власти», «по данным из информированных источников», «выражают глубокую озабоченность», «беспрецедентные меры», «редакция продолжает следить за развитием событий», «стражи порядка», «ни для кого не секрет», «в сухом остатке», «с упорством, достойным лучшего применения», «нужно решительно подчеркнуть» и т. д. Впрочем, тексты в ЕГЭ - обычно качественная публицистика, в которой штампов может и не быть.

Синтаксис:

  • Для синтаксиса текста публицистического стиля характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, обращений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций;
  • используются вопросительные и восклицательные предложения, вопросно-ответная форма изложения;
  • побудительные предложения помогают сформулировать призывы к действию.

Грамматика:

  • часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: «чувство ответственности», «взгляды предков», «жизнь ребенка», «чувство добра», «экология планеты».

Средства выразительности:

  • широкое использование средств художественной выразительности. Особенно часты фразеологизмы, лексические повторы, риторические вопросы и восклицания.

Примеры:

В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке (1696-1699). Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о […] неслыханно прекрасном. Но вот пришли люди и снесли церковь. Теперь на этом месте пустырь...

Кто же эти люди, уничтожающие живое прошлое, - прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы - из тех, которым очень хочется поставить свое «творение» на выигрышном месте и лень подумать о другом. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет.

Любовь к своей Родине - это не нечто отвлеченное; это - и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным - на памятниках истории, культуры…

Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению. Не будет корней в родной местности, в родной стране - будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.

(по Д.С.Лихачёву)

Художественный стиль

Цель - воздействие на читателя через художественный образ.

Жанры текстов - рассказы, повести, романы, стихотворения, поэмы и т.д.

Характерные особенности:

Общие особенности:

  • тип речи - преимущественно повествование и описание.

Лексика:

  • лексика часто характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительной может использоваться специальная терминология, речевые штампы, разговорная лексика и просторечия, диалектизмы, фразеологизмы. Это помогает точнее передать речь персонажей, чувства героев, колорит эпохи и т.д.

Синтаксис:

  • синтаксис также неоднороден. Он может быть усложненным за счет использования сложных предложений, причастных, деепричастных, уточняющих и других оборотов, однородных членов, вводных слов и т.д. В то же время синтаксис может быть упрощенным, к примеру, при передаче речи героев.

Средства выразительности:

  • средства выразительности используются очень широко - шире, чем в других стилях речи.

Примеры:

Когда удивленные участники дискуссии увидели Ибн Кору, к которому некоторые из них уже собирались на поминки, считая его мертвым, он спокойно, скрестив ноги и глядя на них глазами, похожими на тарелки с жидким луковым супом, сказал:

- В детстве, давно, я видел однажды на лугу, как столкнулись две бабочки; немного пестрой пыльцы просыпалось с одной на другую, и они упорхнули дальше, а я этот случай тут же забыл. Вчера вечером, когда я был еще в дороге, какой-то человек ударил меня саблей, видимо перепутав неизвестно с кем. Прежде чем я успел продолжить путь, на моей щеке вместо крови появилось немного пыльцы...

(М.Павич. Хазарский словарь)

Упражнения к заданиям 1-3

Текст 1

Если вы представляете себе, что именно шахматисты именуют рокировкой, вам нетрудно понять, что такое метатеза: это как бы рокировка звуков внутри слова.

Мы теперь называем определенный тип блюдец тарелками. <…> наши предки звали их талерками, из немецкого «тэллер» - «блюдо». Потом в слове произошла «рокировка» - метатеза.

Казалось бы, нет ничего общего между словами «ладонь» и «долина», а на самом деле они очень близки. В древнерусском языке «ладонь» звучало как «долонь», лишь позднее слово подверглось метатезе. Первоначальное «долонь» означало: «та сторона кисти, которая обращена долу (вниз, к земле)».

Из древнего «мьжурить» («мьга» по-древнерусски означало «тьма», сравните с «мигать») при помощи метатезы - перестановки - родилось наше современное «жмурить».

Само слово «метатеза» по-гречески и значит «перестановка».

(По книге Л.Успенского «Почему не иначе? Этимологический словарь школьника»)

  • Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
  • Основной функционально-смысловой тип речи, используемый в тексте, - повествование, так как автор повествует о том, что такое метатеза и каковы примеры этого явления в русском языке.
  • Сравнение метатезы с шахматной рокировкой делает текст выразительнее, помогает читателям лучше понять смысл лингвистического термина.
  • Присутствие архаизмов («мьжурить», «долонь», «мьга») способствует лучшему погружению читателей в историю русского языка.
  • Обилие обращений позволяет автору выстроить доверительный диалог с читателями.
  • Присутствие причастных и деепричастных оборотов свидетельствует о принадлежности текста к книжному стилю речи.

Ответ: ___________________________________

  • Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен

стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ: ___________________________________

  • Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения

слова, выделенного во втором предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТИП, -а, м.

1) Форма, вид чего-н., обладающие определёнными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений. Основные типы производственных отношений. Т. автомобиля.

2) Высшее подразделение в систематике животных и растений. Т. членистоногих. Т. цветковых растений.

3) Образ, содержащий характерные, обобщённые черты какой-н. группы людей. Монгольский т. лица. Сочетание германского и славянского типов.

4) Человек, отличающийся какими-н. характерными свойствами, положительными или отрицательными. Забавный т.

Ответ: ___________________________________

Текст 2

Можно ли объяснить ученикам, почему в слове «лестница» мы пишем букву Т? Если привлечь факты древнерусского языка - можно, и очень легко.

В древнерусском языке было слово «лѣствица». <…> превратилось в «лестницу» под влиянием слов с суффиксом «-ниц(а)» типа «сахарница», «звонница», «чернильница» и т. д. «Лѣствица» <…> образована с помощью суффикса «-иц(а)» от «лѣства» (сравните: «водица» от «вода», «гололедица» от «гололед» и т. д.).

Что касается слова «лѣства» (< «лѣзтва»), то оно образовано от глагола «лѣзти» («лезть») с помощью суффикса «-тв(а)», подобно словам «бритва», «молитва», «жатва» и прочим. Значит, непроизносимое Т в существительном «лестница» - это остаток суффикса «-тв(а)»!

(по книге Н.М.Шанского «Лингвистические детективы»)

  • Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
  • Воздействие текста на читателя достигается не путем приведения лингвистических данных, а с помощью создания живых образов, ярких картин жизни.
  • Основной функционально-смысловой тип речи, используемый в тексте, - описание, так как автор описывает появление непроизносимой буквы Т в слове «лестница».
  • Автор использует данные морфемики и словообразования, рассказывая об этимологии и изменении слова «лестница».
  • В первом абзаце текста содержится несколько односоставных безличных предложений.
  • В тексте приводится лексика древнерусского языка, что делает рассказ о происхождении слова «лестница» более убедительным и понятным.

Ответ: __________________________________

  • Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно

стоять на месте пропуска в четвертом предложении текста. Запишите это местоимение.

Ответ: ___________________________________

2.1. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в пятом предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ: ___________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОСТАТОК, -тка; м.

  1. Оставшаяся неиспользованной, неизрасходованной часть чего-л. Продать весь о. Небольшой о. О. материи. О. суммы. Остатки запасов. О. пирога.
  2. чего. То, что ещё сохранилось, уцелело (от разрушения, гибели и т. п.); следы существования чего-л. Остатки античного храма. Остатки фарфорового сервиза. Остатки былого могущества. Остаток давнего детского чувства.
  3. только мн.: остатки, -ов. Отходы какого-л. производственного процесса. Нефтяные остатки.
  4. чего. Об истощении, крайнем ослаблении чего-л. Собрать остатки сил, бодрости. Остатки здоровья. Остатки былой красоты.
  5. Матем. Величина, получаемая при вычитании из делимого произведения делителя и целого частного. Число не делится на два без остатка. В остатке получается единица.

Ответ: ___________________________________

Ответы к упражнениям:

Текст 1

  1. 23
  2. но / а / однако
  3. 1

Текст 2

  1. 345
  2. Оно же
  3. 2