Социально-психологические особенности коммуникации в социальных сетях

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: социальные сети


Одним из основных признаков развития современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий, который дает возможность современному человеку учиться, обсуждать проблемы, которые беспокоят, знакомиться и общаться с друзьями, а также перенестись в любую страну мира, узнать о ее культуре и традициях, используя неограниченные возможности всемирной сети Интернет. Сегодня Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Однако следует отметить, что сеть Интернет дает не только возможность для развития способностей, улучшения знаний и расширения круга интересов, но и содержит в себе реальные угрозы как для взрослых, так и для детей. Наряду с положительными сторонами, социальные сети имеют и отрицательные последствия - это интернет-зависимость, экономия или отсутствие времени на живое общения. Социальные сети, отодвигая на второй план традиционные институты социализации - семью, школу, друзей, - занимают все более доминирующую роль в процессе социализации личности и оказывают непосредственное влияние на ее ценностные ориентации.

Потребность наших граждан в параллельной виртуальной жизни носит массовый характер и не может не вызывать тревогу у различных специалистов. Виртуальная жизнь имеет свои особенности и законы и отражается на развитии реальной личности. У активных пользователей социальных сетей можно выделить общие психологические особенности, которые располагают к формированию компьютерной зависимости от виртуальной реальности. Эти черты становятся общими для большинства граждан нашей страны и дают нам возможность говорить о тенденциях к формированию нового образа современного гражданина России.

Целью работы является выявление психологических особенностей интернет-коммуникации в социальных сетях.

В исследовании на разных этапах приняли участие 139 человек в возрасте 17-25 лет. 50% выборки составили респонденты мужского пола, 50% - женского. Для сбора данных использовалась анкета об особенностях интернет-коммуникации в социальных сетях Чумаковой В.А., а также тест неоконченных предложений для пользователей интернет-СМИ Е.В.Пономаревой.

На основании анализа полученных нами данных можно сделать следующие выводы. Интернет-коммуникация представляет собой особый вид коммуникации, обладающий определенными особенностями: повышенная вербальная активность, разорванность, специфический язык общения, эмоциональность. Выявлено, что респонденты достаточно часто заходят в интернет с различными целями: для поиска нужной информации, по учебе, для общения, развлечения. Отношение к общению в интернете у респондентов неоднозначное: присутствует как положительное отношение, характеристики («легкое», «удобное», «сокращает расстояние между людьми»), так и отрицательное («ненастоящее», «обман», «занимает много времени»). Также подчеркиваются существенные отличия общения в интернете от «реального» общения. Была также получена информация о том, что означает интернет для мужчин и женщин. Интернет для мужчин - это в основном источник информации, развлечение, работа, «способ убить время»; для женщин - прежде всего источник информации, а также способ времяпровождения и общения. Таким образом, и для мужчин, и для женщин интернет является прежде всего источником информации, а также выступает в качестве способа времяпровождения, однако мужчины также отметили, что интернет для них - это работа, чего у женщин не прослеживается. Что касается интересных для респондентов сайтов, то наблюдается большое разнообразие, однако самым часто упоминаемым респондентами сайтом является социальная сеть «Вконтакте» [11, 15].

Также нами были выявлены основные цели общения мужчин и женщин с представителями своего и противоположного пола. У женщин по сравнению с мужчинами более разнообразные цели в общении с представителями своего пола. Наиболее распространенные цели - это обмен информацией (в большей степени неформального характера), а также поддержание и установление отношений. Для респондентов мужского пола в большей степени характерны цели обмена информацией и практически отсутствуют цели по установлению и поддержанию контактов. Касаясь целей общения с представителями противоположного пола можно отметить следующие особенности. Респонденты мужского пола в большей степени преследуют цели установления и поддержания отношений и практически не представлены цели информационного обмена (в противоположность целям, присутствующим в общении с представителями своего пола). Респонденты женского пола преследуют в равной степени цели обмена информацией и установления отношений (причем установление отношений как дружеских, приятельских так и романтических в равной степени). Также необходимо отметить различия в целях установления отношений у мужчин и женщин. Респонденты мужского пола в большей степени нацелены на интимные отношения. У респондентов женского пола данные цели явно не представлены. Дополнительно нами были получены данные о том, на какие неформальные и деловые темы респонденты общаются чаще всего. Наиболее популярные неформальные темы среди респондентов женского пола - темы о любви, отношениях, представителях противоположного пола; среди респондентов мужского пола - темы спорта, досуга, отношений, музыка. Исходя из полученных данных, можно отметить, что респонденты женского пола в большей степени затрагивают темы, непосредственно связанные с взаимодействиями с другими людьми (отношения, противоположный пол и т.д.).

Респонденты мужского пола склонны ориентироваться больше на действия (спорт, музыка и т.д.), нежели на людей. Наиболее популярными деловыми темами среди респондентов как женского пола, так и мужского являются темы учебы и работы. Одной из первоочередных задач нашего исследования было установление наиболее привлекательных коммуникативных действий в рамках интернет-коммуникации в социальных сетях. Было выявлено, что для женщин в неформальной интернет-коммуникации в социальных сетях самыми привлекательными являются действия, связанные с эмоциональной насыщенностью сообщения (использование графических изображений эмоций - «смайликов», комплименты).

Мужчин в неформальном общении с представителем своего пола привлекает выдвижение собеседником аргументов и контраргументов в процессе общения; в общении с представителями противоположного пола привлекательными являются разнообразные действия, относящиеся как к форме и содержанию сообщения, так и к его эмоциональной составляющей. В деловой коммуникации мужчин и женщин (в общении с представителями как своего, так и противоположного пола) привлекают наличие аргументации, а также высокая степень развернутости сообщения. Кроме того для мужчин со стороны противоположного пола привлекательными являются комплименты в их адрес, а со стороны своего пола - проявление настойчивости в защите своих позиций. Можно отметить, что в деловой коммуникации в качестве привлекательных действий отмечены типичные для мужчин действия, тогда как в неформальной отмечены как действия, чаще используемые мужчинами, так и действия, которые чаще используют женщины [17, 55]. Возможно, это связано с полоролевыми стереотипами: мужчины более успешны в профессиональной сфере, для женщин наиболее важны семейные роли.

Таким образом, в деловой интернет-коммуникации будут привлекательными действия, которые считаются типично мужскими, что создает впечатление успешности собеседника в вопросах делового характера. Полученные данные о том, что женщин будут в большей степени привлекать эмоциональные проявления, в то время как мужчин - содержание и форма сообщения, можно проинтерпретировать, основываясь на результатах исследования А.В.Визгиной и С.Р.Пантилеева [8, 96].

Авторами в результате анализа самоописаний мужчин и женщин было выявлено, что эмоциональность текста воспринимается мужчинами и женщинами по-разному. Эмоциональность текста для мужчин является показателем некоторого психологического неблагополучия; и наоборот, сдержанные, маловыразительные, достаточно формальные тексты говорят об уверенности в себе, уравновешенности. Эмоциональность текста у женщин выступает как признак общительности. Неэмоциональный текст может свидетельствовать о необщительности, неуверенности в себе, либо чрезмерно развитой мужественности. По предположению авторов, корни этого различия лежат в различном отношении мужчин и женщин к социальным нормам. Для мужчин эмоциональность - показатель слома нормативных рамок сдержанности и самоконтроля; для женщин - это естественная характеристика общения [7, с. 97].

Таким образом, мужчин и женщин в интернет-коммуникации привлекают партнеры, соответствующие их пониманию эмоциональности. Для женщин эмоциональность текста означает общительность партнера, уверенность в себе, соответственно, эмоциональность со стороны представителей как своего, так и противоположного пола привлекает женщин. Для мужчин эмоциональность воспринимается как неблагополучие, неуверенность в себе партнера по общению. Поэтому проявления эмоциональности со стороны представителей своего пола мужчинами воспринимается как непривлекательные. Однако к проявлению эмоциональности со стороны представителей противоположного пола мужчины относятся лояльно и даже считают данные проявления привлекательными. Таким образом, интернет-коммуникация обладает определенными особенностями, имеющими, в том числе, и половую специфику.

Список использованных источников

  1. Акчурин, И.А. Виртуальные миры и человеческое познание / И.А.Акчурин // Концепция виртуальных миров и научное познание, 2020. - № 5. - С. 9-29.
  2. Арестова, Е.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: Психологические детерминанты и последствия / Е.Н.Арестова, Л.Н.Бабанин, А.Е.Войскунский // Вестник Московского университета. - 2010. - №4. - С. 14-20.
  3. Белянкина, М.А. Языковая репрезентация личности в социальных сетях Рунета (на материале текстов сайта http://vk/com) // Семантика. Функционирование. Текст: межвузовский сборник научных трудов. - Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2018. - С. 69-73.
  4. Богомолова, Н.Н. Массовая коммуникация и общение / Н.Н.Богомолова. - М.: Знание, 1988. - 80 с.
  5. Богомолова, Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н.Н.Богомолова. - М.: Аспект Пресс, 2019. - 191 с.
  6. Брызгунова, Е.А. Связь внутренних законов языка с нормой устной и письменной речи // Язык средств массовой информации / Под ред. М.Н.Володиной. М.: Академический проект; Альма Матер, 2018. - С. 329-336.