Аналитическая справка по результатам психодиагностического исследования готовности обучающихся 9-го и 11-го классов СП МБОУ СОШ №3 г. Алагира в рамках психологического сопровождения в период подготовки к государственной итоговой аттестации 2020-2021г.

Разделы: Школьная психологическая служба


Психологическое сопровождение выпускников в период подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) является необходимым направлением работы педагога-психолога образовательной организации.

На сегодняшний день имеется достаточное количество материалов, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к ГИА. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к испытанию. Между тем, при отсутствии психологической подготовки, нередко бывает так, что выпускник знает предмет, умеет решать те или иные задачи, но в итоге не справляется с экзаменационными заданиями, поскольку не уверен в своих силах, не умеет управлять своими эмоциями, не умеет контролировать и регулировать свою деятельность, не владеет навыками, определяемыми особенностями процедуры ГИА.

В СП МБОУ СОШ №3 г. Алагира работа по психологическому сопровождению подготовки обучающихся 9-11 классов к ГИА, ведется в соответствии с планом работы педагога-психолога по данной проблематике, а так же программой «Готовимся к экзаменам с интересом», цель которой: формирование психологической готовности обучающихся 9-11 классов к сдаче ГИА, через тренировку навыков саморегуляции, при помощи методов арт-терапии и тренинговых занятий.

План работы по психологическому сопровождению подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ разработан по следующим направлениям:

  • диагностическое
  • коррекционно-развивающее
  • консультационное
  • просветительское
  • экспертное

Программа «Готовимся к экзаменам с интересом» включает в себя четыре этапа:

  • вхождение в мир ОГЭ и ЕГЭ
  • работа с родителями
  • основной этап ( самопознание; стресс, как ресурс; мотивация на успех)
  • закрепляющий этап

Программа «Готовимся к экзаменам с интересом» рассчитана на 10 занятий по 45 минут. Режим занятий 1 раз в неделю. Срок реализации программы - 3 месяца (январь, февраль, март).

С начала 2020/2021 учебного года в ОУ был реализован следующий план мероприятий:

  • проведено коррекционно-развивающее занятия в форме тренинга, на тему «Позитивный стресс». Цель которого, выстроить у обучающихся объективное отношение к стрессу и конструктивное решение выхода из стрессовых ситуаций. В процессе занятий реализуются диагностические инструментарии, проективные методики, тесты-опросники, методы наблюдения, арт-технологии и элементы сказкотерапии.
  • проведено 14 индивидуальных консультации с обучающимися (преимущественно 9-й класс), 3 групповых беседы по проблеме подготовки к ОГЭ и ЕГЭ,

В школе организован консультативный пункт, каждый четверг с 15:00 до 17:30, для родителей и обучающихся по проблемам, связанных со сдачей ГИА.

В период с 13.01.2021г. по 18.02.2021г. мною были проведены диагностические мероприятия в учебных группах 9, 11 классов по выявлению уровня сформированности у обучающихся информационной, регулятивной и эмоциональной готовности к ГИА.

Гипотеза исследования: социально-психологическая готовность обучающихся к ГИА - это сложный многофакторный процесс, в ходе которого подросткам необходимо приобрести умения осуществлять ведущую деятельность в новых, отличных от обучения в ОУ условиях (другая школа, незнакомые преподаватели, ограниченные временные промежутки выполнения заданий и т.п.). Признаками успешной готовности будут являться не только удовлетворительное усвоение программного материала, но и стабильно положительное эмоциональное состояние в процессе ГИА.

Цели и задачи исследования:

  • определить уровень осведомленности обучающихся о процедурных вопросах сдачи ЕГЭ и ОГЭ;
  • выявить уровень самоорганизации и самоконтроля обучающихся;
  • выявить уровень экзаменационной тревожности в учебных группах;
  • выявить обучающихся «группы риска» ( с недостаточным уровнем психологической готовности к ГИА);
  • разработать систему психологической помощи обучающимся, классным руководителям, учителям-предметникам, специалистам, администрации.

Предмет исследования: эмоционально-мотивационная сфера личности подростков.

Объект исследования: обучающиеся учебных групп 9, 11 классов.

Оцениваемые УУД: регулятивные, личностные

Методы исследования: тестирование, статистический анализ

Описание методики исследования: анкета «Самооценка психологической готовности к ГИА» (модификация методики М. Ю.Чибисовой).

Название шкалы

Тестовые методики

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

Психологическая готовность к ГИА

Анкета по методике
М. Ю.Чибисовой

Наличие или отсутствие тревожных состояний, уровень информированности о процедуре ГИА, уровень саморегуляции

Субъективность обследуемых в оценке своего состояния

Данная анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ и ОГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета проводится для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности педагогов по подготовке обучающихся к ГИА.

Результаты исследования

В исследовании приняли участие 27 обучающихся 9-го класса и 16 обучающихся 11 класса, всего 43 человека.

Таблица 1

Класс

Кол-во учащихся

Уровень осведомленности в процедурных вопросах ГИА

Очень низкий

Низкий

Средний

Выше среднего

Высокий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

9

27

-

-

-

-

8

29%

8

29%

11

42%

11

16

-

-

-

-

2

12%

5

31%

9

57%

Всего

43

-

-

-

-

10

23%

13

30%

20

47%

Как видно из таблицы, большинство учащихся выпускных классов отмечают у себя высокий уровень информированности о процедурных сторонах ГИА - 47% среди всех опрошенных, наибольшее количество таких учеников в 11 (57% соответственно). Вместе с тем в каждой учебной группе есть учащиеся, которые отмечают средний, т.е. неполный объем информированности о процедуре ГИА -23% от числа всех опрошенных. Такие учащиеся могут столкнуться с проблемами в работе с КИМ, иметь недостаточную информированность о последовательности разных этапов ГИА, временных промежутках, которые отводятся на выполнение заданий, критериях оценивания экзаменационных работ и т.п. Наибольшее количество указанных учащихся в 9 классе.

Таблица 2

Класс

Кол-во учащихся

Уровень самоорганизации и самоконтроля в процессе ГИА

Очень низкий

Низкий

Средний

Выше среднего

Высокий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

9

27

-

-

-

-

13

48%

6

22%

8

30%

11

16

-

-

-

-

2

12%

7

44%

7

44%

Всего

43

-

-

-

-

15

35%

13

30%

15

35%

Самооценка учащимися своего уровня самоорганизации и самоконтроля, необходимых в процессе ГИА продемонстрировала, что менее половины выпускников считают, что имеют высокий уровень сформированности этих качеств - 35% от общего числа опрошенных, наименьшее число учащихся с высоким уровнем регулятивных УУД - в 11 классе, наибольшее - в 9 классе. В этих же учебных группах определились учащиеся, которые отмечают средний, т.е. не вполне сформированный уровень самоорганизации. Всего среди опрошенных таких учащихся 35%. Учащиеся указанной категории опасаются, что не смогут правильно спланировать время выполнения заданий во время экзаменов, эффективно распределить интеллектуально-эмоциональные ресурсы, выбрать наиболее конструктивную стратегию деятельности в процессе ГИА. Кроме того, учащиеся также отметили, что не умеют выбирать наиболее рациональный способ выполнения экзаменационных заданий.

Таблица 3

Класс

Кол-во учащихся

Уровень самооценки экзаменационной тревожности

Очень низкий

Низкий

Средний

Выше среднего

Высокий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

9

27

2

7%

7

26%

10

37%

5

19%

3

11%

11

16

1

6%

4

24%

7

42%

2

12%

2

12%

Всего

43

3

7%

11

20%

17

40%

9

21%

5

12%

Как известно, экзаменационная тревожность может носить как объективный характер (когда ученик осознает те или иные пробелы в знаниях и учебных умениях), так и субъективный (когда тревожность выступает в качестве устойчивой черты характера). Наличие умеренного, незначительного уровня тревожности в период подготовки к ГИА является положительным фактором, так как позволяет регулировать процесс подготовки и повышать уровень мотивации и личной ответственности за результативность ГИА. Как видно из таблицы 60% опрошенных учащихся имеют низкий и средний уровень экзаменационной тревожности. В то же время полное отсутствие тревожности может свидетельствовать либо о недостаточном осознании ответственности и важности предстоящего события (в данном случае ГИА), либо о защитной реакции по типу отрицания, либо об абсолютной уверенности в своих силах. В учебных группах 9 и 11 классов таких учащихся 7%. Наибольшего внимания, как правило, требуют учащиеся с повышенным и высоким уровнем экзаменационной тревожности, таких выпускников выявлено 33%, причем наибольшее количество учеников с высоким уровнем тревожности в 9 классе. Наименьшее количество выпускников с повышенным уровнем тревожности в 11 классе.

Выводы по результатам исследования

  • Уровень психологической готовности выпускников 9 и 11 классов к ГИА и ОГЭ по фактору осведомленности в процедурных вопросах ГИА является высоким.
  • Большинство выпускников демонстрируют высокий уровень самоорганизации и самоконтроля необходимых в процессе ГИА.
  • У большинства выпускников выявлен оптимальный уровень экзаменационной тревожности, однако 33% учащихся демонстрируют высокие показатели по данному фактору.

Рекомендации по результатам исследования

  • Учителям-предметникам продолжить формирование у обучающихся необходимых регулятивных УУД, таких как умения по самоконтролю и самоорганизации в процессе работы с КИМ, умений по распределению времени, подбору наиболее рациональных способов выполнения заданий.
  • Педагогу-психологу организовать групповые и индивидуальные консультации для учащихся с повышенным и высоким уровнем экзаменационной тревожности с целью выяснения объективности или субъективности переживаемых состояний, анализа индивидуально-характерологических особенностей, приводящих к формированию тревожных состояний, формирования адекватной самооценки и умений по саморегуляции в стрессовых ситуациях.
  • Педагогу-психологу сорганизовать индивидуальные консультации для учителей-предметников и классных руководителей по вопросам профилактики экзаменационной тревожности у выпускников.

План мероприятий в рамках программы «Готовимся к экзаменам с интересом» рассчитан на три месяца. В связи с этим он будет реализован в марте 2021 года.
С соответствие с программой далее будут проведены коррекционно-развивающие занятия в 9 и 11 классах:

  • направленные на самопознание (1 занятие в форме тренинга «Мои маски») - март;
  • направленные на стресс, как ресурс: «Ресурсы работы со стрессом» (2 коррекционно-развивающих занятия), «Снятие напряжения» (1 занятие в форме тренинга), «Проектирование успешного выполнения экзамена» (1 занятие в форме тренинга) - январь, февраль;
  • направленные на мотивацию на успех: «Мотивация кинотерапией», «Психологическая игра «Мафия»» - запланировано на конец март;
  • закрепляющая диагностика (повторная диагностика экзаменационного стресса) - вторая неделя марта.

В свою очередь прошу содействия администрации школы и классных руководителей для дальнейшего психологического сопровождения выпускников по вопросу успешного прохождения ГИА, а именно обеспечение посещений обучающимися коррекционно-развивающих и диагностических занятий, для осуществления планируемых мероприятий в срок.

На школьном сайте, в разделе «Страничка психолога», опубликованы план работы, рабочая программа и памятки-буклеты, к которым имеют доступ все заинтересованные участник образовательного процесса.