Использование электронных таблиц на уроках математики

Разделы: Математика

Класс: 7

Ключевые слова: электронные таблицы


На уроках учебного предмета «Вероятность и статистика» в 7 классе рассматриваются темы: «Графическое представление данных в виде столбиковых (столбчатых) диаграмм», «Чтение и построение диаграмм».

На уроках по данным темам учащиеся анализируют и строят столбчатые и круговые диаграммы. Очень удобно и наглядно выполнять практическую работу учащимся в электронных таблицах на компьютерах. Для этого можно посетить компьютерный класс, а в нашей школе имеются ноутбуки, которые можно использовать в классе математики. Возможно, выполнение практической работы в рамках интегрированного урока информатики и математики. В настоящее время существует множество приложений и программ для работы с электронными таблицами. Например, LibreOffice Calc - мощный бесплатный табличный процессор - программа для создания электронных таблиц любой сложности, при этом абсолютно бесплатно скачивается в Интернете. Все эти программы имеют аналогичный интерфейс, одинаковые функции, необходимые для построения диаграмм. Конечно, на первом уроке необходимо с учащимися разобрать алгоритм построения столбчатых или круговых диаграмм по данным в таблице в тетрадях, чтобы потом построить диаграмму в программе автоматически. Рационально будет, если одну и туже диаграмму построить в тетрадях и проверить ее правильность на компьютере. Тогда учащиеся могут сами проверить и оценить свою работу.

В первую очередь необходимо познакомить учащихся с программой для создания электронных таблиц, ее элементами рабочего окна и алгоритмом создания таблицы, так как именно по таблице строится диаграмма. Можно раздать памятки «Алгоритм создания диаграмм» и построить диаграмму по готовой таблице в файле. Затем, если нет вопросов по практической части, выполнить самостоятельную работу.

Задания для самостоятельных практических работ:

  1. Школьники 9 класса выбрали экзамены по трем предметам: информатика, физика, обществознание. В 9 «А» классе будут сдавать информатику 12 учеников, физику - 10, обществознание - 14. В 9 «Б» будут сдавать информатику 5 учеников, физику - 2, обществознание - 18. В 9 «В» классе будут сдавать информатику 7 учеников, физику 6, обществознание 11. Какое общее количество девятиклассников решили сдавать экзамены по данным предметам? Постройте соответствующую таблицу и представьте результаты в виде столбчатой диаграммы.
  2. Построй столбчатую диаграмму, наглядно показывающую длину рек.
    Река Дон имеет протяженность 1870 км, Лена - 4320 000 м, Волга - 3690 км, Москва - 430 000 м, Амур - 2824 км, Обь - 4070 км.
  3. Если придерживаться правильного питания, то оптимальное распределение калорийности основных приемов пищи в день таково: утренний завтрак - 20%, второй завтрак - 15%, обед - 40%, полдник - 10%, ужин - оставшиеся количество калорий в процентах. Построй круговую диаграмму распределения общей калорийности рациона.

Работа за компьютером при построении диаграмм в электронной таблице способствует умению обрабатывать данные в таблицах, развитию интереса к математике, умению применять новый материал на практике и в жизни.