Квест-игра для работы с педагогами в области профилактики социально-негативных явлений «Форт – Боярд»

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба

Ключевые слова: квест-игра


Введение

Актуальность

В век высоких технологий, инноваций, непрерывно развивающемся мире межличностные доверительные взаимоотношения играют огромную роль. В учебно - воспитательном процессе взаимоотношения учителя с учеником являются фундаментом учебного процесса.

Проблема отношения учителя и ученика- это традиционная психолого-педагогическая проблема, которая была предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых. Вместе с тем, в МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2» эта проблема стала особенно актуальной в связи с ростом случаев отклоняющегося поведения детей, проявляющегося в приобретении вредных привычек.

Учитель может быть коллегой ученику? Такое взаимоотношение предполагает равноправие в диалоге и разных учебных вопросах. Стоит отметить, что ни учитель, ни ученик - друг без друга существовать не могут, поэтому их существование в пределах учебного заведения взаимозависимо. Общение «на равных» приближает ученика к научной деятельности, в то время как учитель начинает видеть плоды своего участия в развитии учащегося и по-новому выстраивать с ним диалог.

Подростки все прекрасно понимаю точно так же как и взрослые, отличие лишь в том что у подростка нет того жизненного опыта, как у взрослого, из-за чего не всегда складывается правильное понимание всей глубины обстоятельств. Мы говорим на одном языке и учитель, и ученик. Задача учителя принять позицию ученика как равного, но при этом все ровно быть готовым помочь, поддержать, показать верный путь. Мы решили показать педагогам своими практическими упражнениями, насколько схожи взгляды подростков и педагогов в сфере профилактики. Для этого одна из команд состояла из старшеклассников.

Цель: Формирование доверительных отношений участников учебно-воспитательного процесса в сфере профилактики социально- негативных явлений в образовательной организации.

Задачи:

  • Создать условия для открытого доверительного общения.
  • Охватить все направления асоциальных проявлений детей и подростков.
  • Привлечь внимание участников образовательного процесса к актуальности взаимопонимания (взрослый-ребенок).
  • Выработать потребность в необходимости практического применения.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни.

Направления профилактики:

  • Профилактика самоповреждающего поведения
  • Организация предупреждения вовлечения несовершеннолетних в участие несанкционированных массовых протестах и акциях (игра с лозунгами).
  • Профилактика вовлеченности в зависимое поведение.
  • Профилактика буллинга, травли.
  • Профилактика интернет-зависимости.

Ожидаемые результаты: реализация мероприятия позволит обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, внедрение норм толерантности в социальную практику учащихся и педагогов, противодействие экстремизму, нетерпимости к любому проявлению жестокости.

Описание содержания

  1. Приветственное слово
  2. Актуализация проблемы игра «Страна Тарабария»
  3. Игра «Форт - Боярд»
    1. Станция «Адская машина»
    2. Станция «Арбалетная дуэль»
    3. Станция «Крысиный лабиринт»
    4. Станция «Дикарка»
    5. Станция ««Tik Tok головного мозга»
  4. Подведение итогов «Speech»
  5. Рефлексия. Игра «Имитатор»

Основное содержание мероприятия

1. Приветственное слово

2. Актуализация проблемы игра «Страна Тарабария»

Инструкция:

Послы иностранных государств и жители изолированного государства.

Из числа игроков выбираются 2-3 участника на роль иностранного посла. Жители страны и посол говорят на разных языках. Послов выводят из аудитории для подготовки. Оставшиеся участники выступают в роли жителей страны Тарабария. Страна Тарабария - изолированное государство, люди этой страны никогда не видели и не общались с людьми других государств. Послам необходимо на бумаге сформулировать 10 вопросов для жителей Тарабарии. Посол будет задавать вопросы жителям, чтобы познакомиться с ними, выяснить факты, необходимые для работы в последующем.

Жителям даётся инструкция до знакомства с послом. Отвечать будут киванием («да») только на те вопросы, которые будут заданы вежливо, доброжелательно, искренне. Брать во внимание тон, эмоции. Если вопрос был задан формально, грубо, некорректно, жители оставляют этот вопрос без ответа. Жители молчат.

Затем посол входит в аудиторию и пытается познакомиться с жителями.

Рядом с послом в аудитории стоит стул. Но садиться на него нельзя без одобрения жителей. Но посол об этом не знает. Если посол садится, то жители громко топают ногами.

Игра повторяется со следующим послом.

После того, как все послы прошли игру, необходимо проанализировать, сделать выводы, каково найти контакт с незнакомым человеком.

3. Игра «Форт - Боярд»

Инструкция: каждой команде выдается маршрутный лист, в котором описаны все этапы (станции) прохождения игры. На каждой станции команде необходимо выполнить определенное задание, результат зафиксировать в маршрутном листе. Каждая станция имеет свою профилактическую тему.

Пройдя все станции и отразив результаты в маршрутном листе, командам необходимо сделать SPEECH (краткая презентация) конечного продукта.
Названия станций размещаются на входе в аудиторию, аудитории расположены в хаотичном порядке по всему зданию школы.

Станция «Адская машина»

Профилактика самоповреждающего поведения.

Инструкция: просмотреть клип TATU - «Нас не догонят».

Дать рецензию.

Что бы вы заменили? Что оставили? Пропаганду каких явлений Вы увидели? Объяснить и подробно аргументировать свои ответы.

Станция «Арбалетная дуэль»

Организация предупреждения вовлечения несовершеннолетних в участие несанкционированных массовых протестах и акциях (игра с лозунгами).

Инструкция: участникам команды необходимо разделиться на две ключевые роли: первая роль - сторонники добра; вторая роль - сторонники зла.

Задача сторонникам добра - пригласить молодёжь на оперетту в театр «Летучая мышь» Иоганна Штрауса;

Задача сторонникам зла - заманить молодежь на несанкционированный митинг.

Станция «Крысиный лабиринт»

Профилактика вовлеченности в зависимое поведение.

Инструкция: составление синквейна на тему: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания.

Станция «Дикарка»

Профилактика буллинга, травли.

Игра «Эмоджинариум».

Инструкция команде: показываются в случайном порядке фото малоизвестных успешных людей и преступников. На просмотр каждого фото не более 5 секунд. Участники должны определить: кто перед ними и аргументировать свой ответ.

1 - Малолетний наркозависимый
2 - Звезда, футболист сборной России. Но отсидел в тюрьме. (Павел Мамаев)
3 - Преступник.
4 - Американский преступник.
5 - Звезда футбола, положительный. (Антуан Гризман)
6 - Футболист сборной России. (Федор Смолов)

Станция «Tik Tok головного мозга»

Профилактика интернет-зависимости.

Инструкция: составить распорядок дня, в котором человек не имеет возможности пользоваться Интернетом, сотовой связью.

4. Подведение итогов «Speech»

Краткая презентация продукта, обмен мнениями между участниками игры.

Обсуждение спорных вопросов.

5. Рефлексия. Игра «Имитатор»

Упражнение направлено на развитие групповой сплоченности, проводится только с «разогретой» группой.

Инструкция: задача - всем одновременно произнести (сымитировать) звук, похожий на:

  • Кипящий чайник.
  • Пылесос.
  • Скрипучую дверь.
  • Тормозящую машину.
  • Сирену машины «скорой помощи».
  • Потрескивание дров в камине.

Первоначально можно разрешить группе выделить лидера, который будет подавать сигнал к старту. Усложнением может быть требование начинать имитирование всем одновременно, не давая возможности выделиться лидеру.

Приложение