Конспект занятия-экспериментирования для детей старшей группы «Этот волшебный воздух»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Экспериментирование, экспериментальная деятельность, старшая группа


Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Уточнить представления о воздухе;
  • Познакомить со способами обнаружения воздуха;
  • Дать представления о том, что ветер - это движение воздуха;
  • Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
  • Развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, речь, зрительное и слуховое внимание, интерес к познавательной деятельности;
  • Воспитывать желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру и желание исследовать его всеми допустимыми способами.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за ветром и температурой воздуха на прогулке;
  • Беседы о роли воздуха в жизни животных и растений;
  • Разучивание стихов, считалок, потешек о воздухе и его свойствах;
  • Рисование по теме «Воздух»;
  • Изготовление вееров.

Материалы и оборудование:

  • Вода, прозрачные стаканчики, трубочки, пакеты из полиэтилена, бумажные салфетки, бумажные веера (для каждого ребенка);
  • Технологическая карта;
  • Знаки правил поведения во время экспериментирования.

Ход занятия

В.: Послушайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

В.: - Что это?

- Что такое воздух?

В.: Сегодня мы будем проводить опыты с воздухом. Чтобы все прошло безупречно, надо соблюдать правила:

  1. Ничего не трогать без разрешения;
  2. Соблюдать тишину;
  3. Ничего не пробовать на вкус;
  4. Все возвращать на место.

Опыт № 1

В.: - Возьмите в руки пакет. Что в нем?

- Его можно сложить. Он тоненький.

- А теперь, мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Воздух занял все место в пакете.

Вывод:

- Воздух прозрачный. И для того, чтобы его увидеть, его нужно «поймать».

Опыт № 2

В.: - Аккуратно подуйте в трубочку, опущенную в стаканчик с водой.
- Выходят пузырьки.

Вывод:

- Внутри нас есть воздух.

- Для того чтобы подуть, мы сначала вдыхаем воздух, а затем выдыхаем его.

Пальчиковая гимнастика

Посмотри-ка, посмотри -
Мы пускаем пузыри!
Дуем, дуем, дуем, дуем,
Много пузырей надуем!

На столе и на двери,
Всюду в доме пузыри!
Только в руки не бери
Сразу лопнут пузыри!

Опыт № 3

В.: - Возьмите бумажную салфетку двумя пальчиками за уголки и поднесите ко рту и носу. Дышите ровно и спокойно.

- Салфетка шевелится от нашего дыхания.

Вывод:

- Мы вдыхаем и выдыхаем. Воздух двигается и получается ветерок.

Опыт № 4

В.: - Возьмите в руки веер. Помашите сначала на себя, затем друг на друга.

Вывод:

- Мы машем веером. Гоним воздух и получается ветерок.

- Ветер - это движение воздуха.

Итог занятия

На доске расположена технологическая карта опытов, проведенных на занятии.

Вопросы к детям:

  1. О чем мы сегодня говорили?
  2. Что мы делали?
  3. Что нового мы узнали о воздухе?
  4. Вам понравились опыты с воздухом?
  5. Какой опыт понравился больше всего?
  6. Что вы расскажите (маме, папе, бабушке, и др.), когда придете сегодня домой?

Воздух - один из самых удивительных веществ на нашей планете. Он прозрачный, невидимый, легкий. Воздух есть внутри нас. Мы вдыхаем и выдыхаем его. Он движется и получается ветер. Без воздуха не будет жизни на Земле.