Формирование речевой компетенции обучающихся на уроках русского родного языка

Разделы: Русский язык


Школа призвана развивать способности ученика реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик личности становятся ее коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Речевая компетенция - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения. Можно сделать вывод, что речевая компетенция для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения.

Формирование речевой компетенции - процесс длительный и сложный, должен осуществляться планомерно и целенаправленно. Учитель должен обучать русскому родному языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей стране, к своим близким через языковую среду. Умение грамотно выстроить речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства, как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи.

Задачи учителя-словесника в формировании речевой компетенции обучающихся:

  • формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
  • научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации и анализировать её, делать обобщения и выводы);
  • вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учеников, словесно-логического мышления.

Рассмотрим, как формируется речевая компетенция обучающихся в контексте их работы на уроках русского родного языка.

На каждом уроке необходимо создавать условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах - чтении, говорении, письме, аудировании. Формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане большую роль играет использование исследовательского метода, дискуссии, мозгового штурма, технологии критического мышления, интерактивных и групповых форм и методов обучения, что развивает творческую активность, формирует мыслительную деятельность, учит школьников отстаивать свою точку зрения, помогает добиться глубокого понимания материала.

К методам, ориентированным на устную коммуникацию, можно отнести следующие: все виды пересказа; все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры; учебные исследования и учебные проекты; обсуждение, дискуссия, диспут и другие.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: сочинения и изложения; телекоммуникационные тексты, сообщения; участие в творческих конкурсах.

На уроках русского родного языка предлагаю ученикам разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

Задания на создание текстов:

1. «Пятиминутки письма»: сочините рассказ о пластиковой бутылке; придумайте и запишите монолог бабочки, которая еще вчера была куколкой; запишите 10 причин, которые побуждают к развитию креативности; придумайте рассказ, в котором будут слова «книга», «солнце», «парусник»; придумайте историю о том, о чем думает электрическая лампочка; о чём может рассказать старый учебник и т.д.

2. «Два слова»: откройте любую книгу на любой странице и, не глядя на текст, ткните пальцем в слово. Запишите его на листе бумаги. Проделайте процедуру еще раз, выбрав второе слово. Теперь попробуйте установить взаимосвязь между этими случайно выбранными словами: что в них общего, что может их объединять. Сопоставляйте и анализируйте эти слова. Сочините историю, в которой эти два понятия были бы связаны между собой. Не важно, если она получится невероятной или немного нелепой.

3. «Создание рекламного текста»: написать рекламу, первостепенной целью которой является привлечение внимания адресата к какому-либо продукту или же товару. Рекламный текст должен быть доступным, лаконичным, ярким, характеризоваться информативностью и экспрессивностью.

4. «Создание слогана о классном коллективе, о гимназии, о городе». Создание слогана - хороший рекламный прием, чтобы повысить мотивацию учеников или учебного заведения среди целевой аудитории.

5. Тренировочно-закрепительные упражнения - непременное условие выработки прочных знаний: составление сопоставительных таблиц, кластеров, плана текста, ответы на вопросы по тексту, исправление речевых ошибок. Основой данной деятельности должна быть работа с текстом больших художников слова; при этом будет постепенно формироваться, создаваться «твердый зрительный образ» слова, предложения.

6. Использование на уроках русского языка речевых игр способствует пониманию обучающимися смысла высказывания, учит определять главное, распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов, развивать слуховую память ребенка, обогащает словарный запас:

  • соотнести русские пословицы с пословицами народов мира;
  • разгадать ребусы (пословицу, записанную в виде ребусов);
  • определить значение фразеологизмов, подобрать к ним синонимы и антонимы, проиллюстрировать фразеологизмы;
  • кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами? (Доктор прописал пациенту инъекции.);
  • кто быстрее найдёт иноязычные слова и заменит их русскими? (При проверке было выявлено немало дефектов. Все работали с энтузиазмом.);
  • кто быстрее найдёт устаревшие слова и заменит их современными (общеупотребительными)? (Горят румянцем свежие ланиты.);
  • заменить в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении (железный гвоздь - железные нервы);
  • переставить в каждом слове буквы так, чтобы получились географические названия (Веки - Киев, Остров - Ростов) и другие игры.

Необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности школьников - как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано. На каждом уроке ученики должны «всматриваться и вслушиваться» в язык, и тогда через постижение красоты языка придет понимание его законов, его правил, его системы, сформируются навыки грамотной устной и письменной речи.