Эмпатия как важный фактор социализации в современном обществе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: эмпатия


Развитие эмпатии у детей. Детям в обязательном порядке приходится развивать множество социальных навыков, чтобы облегчить жизнь в обществе современного мира, общаться легко и с пользой. В нашем веке человечество выявило прямое влияние коммуникативных навыков на качество жизни. А в последнее время понятие «Эмпатии» используется практически повсеместно.

Эмпатией (от греч. Empatheia - сопереживание) называют способность человека быть понимающим и терпеливым собеседником, сопереживать окружающим в беде, но на самом деле значение намного шире - эмпатия проявляется в общем глубоком понимании чувств окружающих, тактичности, осознанной поддержке. Гармоничные отношения в семье, дружба со сверстниками, любые здоровые взаимоотношения требуют проявления эмпатии, внимания к чувствам и потребностям другого человека.

В каком возрасте у ребенка начинает зарождаться эмпатия?

Человек одновременно и биологическое, и социальное существо и изначально малыш ориентируется на удовлетворение собственных базовых потребностей - сон, кормление, безопасность, комфорт. Со временем эгоцентричность, свойственная раннему возрасту ребенка, уходит. Когда малыш начинает интересоваться окружающим миром, произносить первые слова, можно говорить о зарождающейся (осознанной) эмпатии.

Дети начинают понимать, что между людьми существуют сложные эмоциональные связи. Понемногу на смену эгоизму приходит умение сопереживать: ребенок не шумит, понимая, что мешает родителям отдыхать; говорит о своих предпочтениях в вежливой форме, а не в виде истерики и т.д.

Дети чутко реагируют на реакции взрослых, запоминают шаблоны поведения. Поэтому малышам нужно постоянно демонстрировать проявления эмпатии.

Небольшое научное отступление

В нашей стране проблемой эмпатии занимались многие отечественные исследователи. A.B.Запорожец, Т.П.Гаврилова, Л.П.Стрелкова, Г.М.Бреслав, О.И.Никифорова и другие.

Наиболее полно структура эмпатийного процесса раскрывается в исследовании H.H.Обозова, который охарактеризовал эмпатию как процесс, включающий в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. Соответственно представленным компонентам выделяется три уровня эмпатии.

Первый уровень - когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.

Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, которая может быть представлена в двух вариантах: первый вариант связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии человека; второй проявляется в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии представляет собой высшую форму эмпатии, которая включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Эмпатия на данном уровне проявляется в реальных действиях по оказанию помощи или поддержки партнеру по общению или взаимодействию.

Современные зарубежные исследователи. Нейтан Фокс, Ричард Дэвидсон, Элисон Гопник, Эндрю Мелтцофф, Патриция Кул и др

Младенцы рождаются с эмпатией

В больничных яслях наблюдается «эффект комнаты плача». Если новорожденный слышит плач другого новорожденного, он тоже начинает плакать, и другие дети в комнате поступают точно так же. Откуда это известно? Ученые включали новорожденным специально подготовленные записи и сделали интересные открытия.

В одном исследовании однодневные младенцы чаще плакали в ответ на запись плачущего новорожденного. Но не реагировали на воспроизведение собственного плача и плача одиннадцатимесячных детей! Ребенок, которому всего один день от роду, готов к социальному взаимодействию. Знаменитый психолог из Нью-Йоркского университета Мартин Хоффман считает раннюю предрасположенность к синхронному плачу «первым предвестием эмпатии».

Младенцы любят смотреть на лица и выделяют людей, поддерживающих зрительный контакт, а человеческий голос (особенно материнский) предпочитают другим звукам. Запоминаем: лучше всего дети учатся распознавать эмоции на вашем лице. Для них это бесплатный тренажер!

На сегодняшний день педагоги и детские психологи выделяют 4 этапа развития эмпатии у детей дошкольного возраста: 1-й этап - «язык эмоции» или «познаю себя»; 2-й этап - «язык чувств и переживаний» 3-й этап - «нравственные беседы» или «содействие»; 4-й этап формирования - «сорадование» или «сострадание».

С какого возраста лучше развивать эмпатию у ребенка?

Дошкольный возраст

Примерно в 3-летнем возрасте ребенок начинает активно разговаривать, общаться с помощью языка жестов, интересоваться чужими диалогами.

Малыши этой возрастной группы практически не способны на сопереживание: они могут раздражать окружающих, кричать, причинять боль. Однако это не намеренные действия: ребенок не способен отождествиться с другим человеком и почувствовать, что ведет себя неправильно.

Это благоприятный период для начала воспитательной работы. Как было сказано выше, нужно проявлять сочувствие и понимание по отношению к малышу, не считать его неприятности пустыми капризами.

Примерно с 4-5 лет начинайте объяснять детям чувства посторонних. Подробные интерпретации чужих реакций помогут быстрее разобраться в основах психологии.

Младший школьный возраст

Отправляясь в школу, ребенок начинает больше читать, рассуждать. Это подталкивает к самоанализу, проникновению в глубокие слои психики.

Если воспитатели и родители будут уделять время воспитанию эмпатии, дети легче перенесут подростковый период и переход во взрослую жизнь.

Основные ошибки, препятствующие развитию эмпатии у ребенка

Равнодушие

Родители смотрят на детские проблемы с высоты прожитых лет, поэтому дети часто сталкиваются с обесцениванием и даже насмешкой со стороны взрослых членов семьи.

Запрет на чувства

Порой родителям кажется, что ребенку нельзя проявлять эмоции, даже если они уместны. Это считается невоспитанностью, распущенностью.

В итоге ребенок привыкнет, что эмоции не нужны.

Избыток рациональности

Когда дети плачут, они ждут от родителей не только конкретного решения проблемы, но и набор утешающих фраз.

Радостные моменты тоже требуют эмоционального отклика, поддержки, искренней радости за успех малыша.

Сравнения с другими детьми

Загоняют ребенка в рамки - необходимо соответствовать родительскому идеалу, заслуживать любовь. Появляется неприязнь к окружающим, отчуждение, сосредоточенность на внутреннем мире. Войти в положение другого человека уже не хочется.

Признаки отсутствия эмпатии у ребенка

  1. Малыш не умеет играть и работать в группе.
  2. Детям, лишенным эмпатии, сложно просить прощения - они не видят смысла в этом поступке.
  3. Проблемы родителей не задевают ребенка даже после доверительного разговора.
  4. Ребенок проявляет жестокость по отношению к ровесникам: оскорбляет, унижает за внешние особенности.
  5. Малыш может ударить домашнее животное, тискать, даже если оно сопротивляется.

Причинами недостатка эмпатии могут быть:

  • конфликты в семье (ссоры между родителями, брань);
  • семейный кризис (например, развод, знакомство с отчимом или мачехой);
  • психологическая травма (результат травли, шока);
  • неблагополучное состояние родителей (алкоголизм, избиения).

Игнорирование психологического состояния ребенка приводит к нервным срывам, депрессиям. Проработав негативные моменты, можно браться за повышение уровня эмпатии.

Двигаясь ближе к реалиям сегодняшнего дня, поговорим об эмпатии к дружбе народов, культурным традициям и ценностям.

В рамках духовно-нравственного воспитания мы педагоги рассказываем детям не только о своей культуре, но и о культуре дружественных народов.

Познавать культуру, традиции, особенности быта других национальностей - это очень интересно. Общение с людьми других национальностей обогащает нас самих - и это бесспорно!

Наш сад сегодня посещают воспитанники различных народностей и национальностей: русские, татары, азербайджанцы, армяне, цыгане, украинцы, немцы, башкиры, чуваши, мордвины.

В результате мини-исследования «Вопрос воспитателю» получены следующие данные:

  • воспитанники между собой не разделяют детей по национальностям;
  • национальные традиции и ценности не проявляются (ярко) в образовательных отношениях;
  • вопросы чаще возникают у родителей (с проявлением расового негатива).

Разбор фрагментов мультфильмов (работа с аудиторией).

Воспитателям

Проект для родителей и воспитанников «Дружба народов».

Цели проекта:

  • Повышения культуры межнационального общения воспитанников;
  • Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства;
  • Изучение истории, культуры и обычаев разных народов;
  • Воспитание культуры межличностных отношений;
  • Развитие творческих способностей, самостоятельности в поиске и отборе информации;
  • Организация совместной деятельности родителей и детей:
    • Эмоциональное чтение.
    • Ролевые игры.
    • Чтение сказок разных народов
    • Настольные игры - лото настроений, 4 лишний, эмоции-половинки.

Таким образом, развитие эмпатии у детей в том числе и в определенном направлении - в нашем случае к дружбе народов, культурным традициям и ценностям реализуется посредством:

  • расширения представлений о понятиях «добро» и «зло»;
  • развития способности к эмоциональному сопереживанию;
  • развития стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
  • формирования ценностного отношения к моральной стороне поступков;
  • воспитания гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным;
  • обучения конструктивным способом управления собственным поведением (снимать напряжение, разрешать конфликтные ситуации и др.).

Любая успешная консультация - это показатель уровня способности к эмпатии. Лесенка.

Спасибо за внимание.