Стилизация в декоративно-прикладном искусстве на примере работы с природным материалом scirpus

Разделы: Дополнительное образование


Тему для написания статьи «Стилизация в декоративно-прикладном искусстве на примере работы с природным материалом scirpus» я взяла не случайно. Обычное детское увлечение декорировать, используя растение, переросло в настоящее дело жизни. На протяжении 20 лет я последовательно изучаю, исследую и внедряю в свою профессиональную деятельность те основы, благодаря которым раскрываются все возможности природного материала сцирпус. Начиная с копирования полотен известных мастеров живописи таких как Дерен, Сарьян, Фальк, я научилась чувствовать природный материал и совершенствоваться в технике.

Период интерпретаций живописных шедевров стал базой и основой для дальнейшего роста. Так, в 2005 году, я отлично защитила дипломную работу на тему «Раскрытие всех возможностей природного материала в декоративно-прикладном творчестве».

Работая над этой темой, я столкнулась с массой открытий в этом вопросе. Стало понятно, что в этом природном материале можно выражать и абстрактные идеи.

Поняв, что кроме меня никто не работает в данной технике, я дала ей название «Scirpus» (это латинское название растения) и успешно прошла защиту авторских прав, став официальным автором термина и его определения в 2017 году.

Scirpus - это термин для обозначения моей авторской техники, основой которой является искусство создания многообразных композиций и арт-объектов из водного растения scirpus (сцирпус) - в переводе с латинского камыш. Его стебли расщепляются на части и фиксируются при помощи клея. В работе используется природный материал как натурального цвета, так и материал, прошедший обработку красящими веществами.

К стилизации в декоративно-прикладной композиции я пришла сравнительно недавно. Два года назад я загорелась идеей создания наборов для детского творчества в технике «scirpus».

Чтобы создать композиции, которые потом будет выполнять ребёнок в материале, я сначала изучила вопросы стилизации композиции непосредственно в декоративно прикладном искусстве.

Стилизация, преобразующая реальный облик изображаемого, всегда достигается его обобщением. Цель стилизации - представить обобщенный и упрощенный образ изображаемого предмета, сделать мотив более понятным, максимально выразительным для зрителя, при этом, что важно удобным для исполнения художником. Материал, на котором будет исполнено изображение и место, отведенное для декора, заставляют художника выбирать те или иные варианты стилизации. Цель творческой стилизации в декоративно-прикладном искусстве - это создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, над реальными объектами окружающего мира. Принцип стилизации растительных форм. Понятие стилизации. Так что же такое стилизация? Термин «стилизация» приравнивается к понятию «декоративность» в изобразительном искусстве. Стилизация - это намеренная имитация или свободное истолкование художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения. Стилизация - декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений. В декоративном искусстве стилизация - закономерный метод ритмической организации целого; наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором объект изображения становится мотивом узора. Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. В декоративном искусстве стилизация - метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции). Стилизацию можно подразделить на два вида:

а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно);

б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности. Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого. Можно сказать, что стиль - это художественное переживание времени, а декоративная стилизация - художественное переживание пространства. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях. Стилизация природных форм Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывал новые его стороны в зависимости от поставленной задачи. Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники в сочетании с насекомыми и птицами.

В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот, и другой путь возможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объекта и выделяет наиболее характерные для него. Например, колючий чертополох отличает наличие шипов и угловатости в форме листьев, стало быть, при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и темное, при цветовом решении - контраст и разные тональности.

Исследовав вопрос стилизации в декоративной композиции и зная все особенности работы с природным материалом сцирпус, я создала авторские наборы для детского творчества, которыми я горжусь. В цветочную серию авторских наборов для детского творчества вошли три набора: «Нежность, «Восторг» и «Радость».

Все три набора из этой серии дарят только положительные эмоции!

А уникальность техники «scirpus» даёт возможность развить: наблюдательность, мелкую моторику рук, эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к природе, художественный вкус, пространственное мышление.

Научно-исследовательский подход очень помог мне в достижении задуманного и является тем опытом, который я считаю бесценным!