Логопедическое сопровождение овладения действиями использования предлогов в детской речи (развитие грамматической стороны речи детей с общим недоразвитием речи 5–7 лет). Из опыта работы

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с ОНР


Я работаю учителем-логопедом Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 7 «Способный ребёнок» г. Красноярска (далее - Центр). Благодаря этому могу сопровождать развитие речи детей разного возраста с разными нарушениями речевого развития. Тема предлогов является важнейшей в формировании и развитии лексико-грамматического компонента речи, связной речи детей. Множественные ошибки при согласовании слов в предложно-падежных конструкциях, трудности правильного выбора предлогов у детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) связаны с недоразвитием у них пространственных ориентировок, временных представлений, недостаточном понимании морфологической структуры речи, значений слов, недостаточностью активного словарного запаса. Дети в большинстве своём не осознают смысловое значение предлогов, не выделяют их как проявляются в типичных ошибках письма: слитном написании предлогов со словами, к которым они относятся, и в раздельном написании глагольных приставок, сходных с предлогами. отдельные слова. Они могут пропускать их, заменять их на слова-заменители «а», «и», путать предлоги «на»-«над», «по»-«под» и др. При согласовании слов в предложно-падежных конструкциях у детей очень часты ошибки в окончаниях слов. Далее при обучении в школе недостаточное представление о предлогах может перейти в нарушения языкового анализа и синтеза у обучающихся. [5; 10]

Представляемый мною опыт работы по логопедическому сопровождению овладения действиями использования предлогов в детской речи я иллюстрирую электронной презентацией, которую вы можете найти в Презентации.

В процессе логопедического сопровождения я стараюсь создать условия для формирования представления о смысловом значении предлогов, учитывая особенности речевых нарушений детей и их возраст (см. слайд 2). Как правило, в этом я активно взаимодействую с учителем-дефектологом в развитии у детей пространственного и временного восприятия. Следующий шаг - формирование представлений о предлоге как об отдельном слове, затем развитие действий по выбору предлога в зависимости от его значения и использование в речи. При этом развивается навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которой требует связанный с существительным предлог, т.е. навык предложного управления (развитие понимания грамматического значения предлога). [2, стр. 30-31] Следующие шаги - освоение действий правильного произнесения и написания предлогов обучающимися начальной школы, а затем формирование и развитие действий на различение предлогов и приставок в процессе письма и чтения. [4, стр. 122-142]

Для развития понимания смыслового и грамматического значения предлога в процессе работы над развитием действий составления словосочетаний и предложений мне помогают различные яркие игры. Содержание и иллюстрации для игр я подбираю в пособиях по развитию речи для детей с ОНР [1; 7; 8]. Как правило, это групповые или индивидуальные подвижные занятия с использованием мяча, предметов, шагов. Но более целенаправленно решать эту задачу мне помогает игра «В мире слов 1. Предлоги» (см. слайд 3).

Она включает набор крупных пазлов - картинок с изображением ситуаций, предполагающих использование для их описания предложно-падежные конструкции. Использую её для работы с детьми от 4-х лет для расширения активного словарного запаса, развития грамматической стороны речи, фразовой речи. В процессе игры помогаю детям формировать общие понятия «слово», «предлог - это слово», «слово - предмет», «предложение». На основе этих понятий создаются условия для развития у детей анализа предложений с предлогами на слова, выбора предлога в зависимости от предложенной ситуации, составления предложений с использованием предлогов, правильного согласования слов в предложно-падежных конструкциях, формирования рассуждения о значении конкретного предлога.

Авторы набора предлагают несколько игр для детей: «Парочки», «Предлоги», «Что изменилось», «Слева, справа, сверху, вниз». Описания игр предполагают, что обучающиеся сидят за столом вместе с логопедом и выполняют определённые задания, передвигая и соединяя картинки-пазлы. Для детей гораздо интереснее вариант игры, когда они могут более свободно передвигаться. Для удобства использования в такой ситуации я сделала вариант набора пазлов - картинок игры для магнитной доски. (см. слайд 4)

В процессе игры я сначала демонстрирую вариант выполнения задания в группе детей: проговариваю предложение с предлогом к первому пазлу, соединяю его со вторым пазлом, проговариваю второе предложение с предлогом. Затем мы совместно выделяем предлог и обсуждаем его значение. Далее дети работают в парах. Действуя по алгоритму, дети поочерёдно выполняют задание со своими пазлами, обсуждают значение каждого предлога в паре, выполняют взаимопроверку и отвечают. Благодаря такому подходу реализуются возможности парной работы.

Преимущество парной работы заключается в том, что сама складывающаяся ситуация (разговаривают двое) не позволяет ни одному из детей «отмолчаться». [9]

Ответственность лежит на обоих участниках: говорящий должен обеспечивать понимание слушающего, а слушающий - должен обеспечивать собственное понимание. Понимание, рассуждение, размышление провоцируется детьми за счёт коммуникации. Я и дети-участники группы задают уточняющие вопросы, чтобы прийти к правильному пониманию значения предлога. Провоцирование вопросов позволяет обратить внимание на область непонимания. Это сложная работа, запускающая мышление; понимание (мышление начинается с вопроса).

Для развития у детей действий по выбору предлога в зависимости от его значения и составления предложений с предлогами я использую цветные схемы предложно-падежных конструкций, подобные сейчас пользуются у логопедов и родителей большой популярностью, их можно найти множество. По сути они представляют из себя объектно-онтологические схемы [9]. Это схемы, обеспечивающие объектные представления, организующие понимание смыслов научных знаний и понятий. Они обозначают объекты, которые отражают знания помогают выразить информацию в сжатой и понятной для детей форме. (см. слайд 5). Такие схемы позволяют увидеть полностью образ изучаемого объекта, выделить главное и детализировать; повышают скорость восприятия, понимания и усвоения информации; способствуют активизации мыслительных процессов: мышления, воображения, памяти. Дидактические игры с использованием объектно-онтологических схем я провожу для детей-дошкольников и младших школьников, многие из которых уже овладели процессом слогослияния и чтения. Благодаря таким играм у обучающихся развивается понимание значения предлога как самостоятельного слова для обозначения взаимного расположения и перемещения предметов, создают условия для понимания в будущем и более сложных значений предлогов: совместимости, цели, приблизительной меры, причины. [4, стр. 122].

Работа со схемами тоже организуется в парах. Сначала обучающиеся формируют предложения по каждой отдельной схеме, потом используют её как опору для выбора предлога при формировании фраз с использованием других предметов, для подвижных игр с перемещением предметов в пространстве, расположением предметов на поверхности рабочего стола, для ориентации на листе бумаги, определения положения предмета на картинке. При этом развивается навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которой требует связанный с существительным предлог, т.е. навык предложного управления (развитие понимания грамматического значения предлога). Составляя предложения с предлогами, небольшие сюжетные рассказы с опорами на картинки и схемы, обучающиеся также могут передавать друг другу предмет, ловить мяч, делать шаги (в условиях состязаний).

Детям-дошкольникам и младшим школьникам, опираясь на схемы, даю задания по формированию умозаключений: «Предлог НА означает, что один предмет находится на поверхности другого предмета», «Предлог К означает, что один предмет приближается к другому».

На занятиях я использую подвижные игры, когда ребёнок или пара детей в соответствии со схемой располагают либо перемещают предмет, а затем составляют предложение о своих действиях. Интересен вариант итоговой игры с несколькими участниками или парами участников, которые располагают предметы относительно друг друга по словесной инструкции, а затем об этом рассказывают. Интерес к выполнению заданий стараюсь поддерживать моральным вознаграждением: похвалой, положительным отзывом о ребёнке для родителей. Всё это помогает детям поддерживать интерес к занятиям, уверенность в своей успешности и помогает достижению поставленных целей.

Идеальным можно считать результат, когда обучающиеся безошибочно определяют правильный предлог без опоры на схему правильно согласовывают слова в предложно-падежных конструкциях.

В качестве динамической паузы в ходе занятия я использую своё логоритмическое упражнение, сопровождаемое движениями: >

Текст

Движения

Что такое есть под нами, что такое есть над нами,

Показываем руками вниз, потом вверх

Что такое есть за нами, что такое перед нами.

Показываем руками перед собой, затем поворачиваемся и показываем на то, что сзади (по возможности ступни ног остаются на месте, поворачивается корпус)

Есть над нами солнца свет, есть под нами белый снег,

Показываем руками вниз, потом вверх

Есть за нами тёмный лес, полный сказок и чудес,

Поворачиваемся и показываем на то, что сзади.

Перед нами круг друзей, с ними будет веселей

Показываем руками перед собой, рисуя в воздухе круг

Особые условия, возникшие в связи с изоляцией в период пандемии, заставили специалистов сопровождения искать новые формы дистанционного обучения. Коллектив логопедов нашего Центра успешно проводил олимпиады для дошкольников и младших школьников, онлайн-семинары и консультации для родителей и специалистов образовательных организаций на различные темы. Тема предлогов получила своё развитие в содержании этих мероприятий. Для Олимпиады дошкольников 2021-2022 учебного года мною было подготовлено задание, позволяющее наглядно продемонстрировать детьми своё знание предлогов (см. слайды 6-7).

На слайде 6 представлена пейзажная картинка - основа для выполнения заданий. В соответствии с ними нужно расположить и наклеить изображения животных. Задания представляют собой инструкции-предложения с предлогами. По окончанию отведённого времени команды демонстрируют картинку для оценивания жюри. Примерная формулировка олимпиадного задания:

Расположите на картинке фигурки зверей в соответствии с предложениями-инструкциями:

В листве дерева прячется белка.
Между деревьями появился лось.
По реке на плоту плывёт бобёр.
Медведь стоит на берегу и смотрит на бобра.
Из норы вышел барсук.
За норой появились волк и лиса.
Заяц убегает подальше от лисы и волка.
Перед норой сидит бурундучок.
Олень перебегает через реку.

Выполняя задание, дети демонстрируют понимание значения как слов-предлогов, так и самой фразы, умение действовать в соответствии с предложенной инструкцией, уровень развития пространственных представлений.

Ежегодно провожу в группах детей-дошкольников и младших школьников конкурс «Знатоки предлогов». Это мероприятие проводится по окончанию занятий темы «Предлоги» в форме подвижной дидактической игры. В ней принимают участие не только дети, но и родители группы. Я провожу такие конкурсы в группах «Дошколёнок» и «Знайка» (обучающиеся 1-х классов с трудностями освоения письменной речи). Целью мероприятия является создание условий для развития действий подбора и употребления в речи предлогов детьми 5-7 лет с недоразвитием речи. В условиях конкурса решаются задачи развития действий правильного подбора предлогов в комплексе с действиями употребления предложно-падежных конструкций в связной речи, пространственной ориентации, активизации словаря.

Количество участников не должно быть многочисленным. Обычная группа участников 8-10 обучающихся. В конкурсе обучающиеся участвуют парами. В качестве оборудования используются два стула, рядом с ними ставлю два больших бумажных пакета, нужны 2 больших кубика или игрушки средних размеров (см. слайд 9). Перед началом конкурса из числа желающих родителей и детей группы формируется жюри конкурса, при этом желательно, чтобы в судействе не участвовали родители играющих детей, состав жюри должен по необходимости меняться в ходе игры. Родители могут выступать и в качестве ведущих наряду с учителем-логопедом, они называют предлоги и следят за действиями детей.

В ходе конкурса обучающиеся выходят парами и совершают действия по перемещению предметов в соответствии с заданием (см. слайд 10). После этого они говорят предложение с предложно-падежной конструкцией о положении предмета, например: «Кубик лежит под стулом». «Я взял кубик из-под стула». Жюри оценивает правильность действия и правильность сказанного предложения. Каждая пара обучающихся выполняет 2-3 (4) задания. В список заданий включаются как знакомые детям предлоги, так и изученные во время занятий, равномерно для каждой пары.

Оценивание простое: правильное выполнение задания - 2 балла, выполнение с ошибками - 1 балл, неправильное - 0 баллов. Бывают ситуации, когда балльная оценка и не используется, оценивается участие, а ошибки исправляются в ходе игры сами участниками или зрителями. Все дети получают дипломы участника в качестве награды, ведь главная цель - не оценка, а выполнение правильных грамотных действий (см. слайд 10-11).

В процессе дальнейшего логопедического сопровождения детей при обучении их письму и чтению работаю с теми предлогами, которые вызывают затруднения у обучающихся. Задачами сопровождения является создание условий для формирования правильного произношения и написания предлога, употребления в устной и письменной речи предложного управления с грамматически правильным согласованием слов, действий различения предлогов и приставок.

Список использованной литературы

  1. Бухарина К.Е. Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет с ОНР/ К.Е.Бухарина.- М.:ВЛАДОС, 2020. - 115с, ил. - (Коррекционная педагогика).
  2. Ефименкова Н.И. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ М.: Гуманитар.ценр ВЛАДОС, 2006. - 335 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
  3. Игра «В мире слов 1. Предлоги: для детей от 3х лет». - М. - 2020 г.
  4. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П, Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. - Воронеж, 2006. - 217 с.
  5. Коррекция нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.Н. Яковлевой. - СПб.: КАРО, 2013. - 208 с. - (Коррекционная педагогика).
  6. Нищева Н.В. Формирование грамматического строя речи. Употребление предлогов. Перекидные странички (с 5 до 7 лет). - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2020г.
  7. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4 / Н.Э.Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.-32 с
  8. Теремкова Н.Э. Логопедические пазлы: игровой дидактический материал для автоматизации звуков в словах и словосочетаниях. Для занятий дома и с логопедом. Выпуск 1: свистящие звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: ОНИКС-ЛИТ, 2019 г.
  9. «Технологии деятельностной педагогики». Материалы курсов повышения квалификации КГАОУ ДПО (ПК) «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», 2015 г. Руководитель программы Л.И.Иволгина.
  10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие. - М.: Гном и Д.,2001. - 128 с.