Метод учебного проекта в начальных классах

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: метод проектов


Человек есть собственный проект.
Ж.П.Сартр

Главной задачей модернизации образования в России является качество образования, потребность в новых результатах образования. Ведущая роль отводится системно-деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Нам, педагогам, нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и другие формы, методы обучения, технологии, направленные на развитие творческих способностей учащихся, развития логического мышления и исследовательских навыков, формирования умения самостоятельной работы.

В настоящее время технология проектного обучения стала очень актуальной, так как сущность данной технологии состоит в применении межпредметных умений и реализации творческого потенциала для получения конкретного результата (продукта), направленного на решение проблемы. Перед учениками возникаем проблема, которую необходимо решить и в итоге получить проектный продукт. Данная технология соответствует требованиям системно-деятельностного подхода, позволяет ученикам достигать метапредметных и личностных результатов, развивают такие компетенции, как креативность, критическое мышление, коммуникативность, кооперацию. Преимущества технологии проектного обучения:

  • соответствует принципам системно-деятельностного подхода;
  • содержит элементы проблемного обучения;
  • часто предполагает групповую форму работы;
  • развивает универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, работу с информацией, кооперацию и коммуникацию, рефлексию.
  • способствует достижению личностных результатов, в числе которых: самовыражение, самопроявление, самопрезентация, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность и творческое отношение к делу.

У детей формируются такие умения, как:

  • умение добывать самостоятельно знания;
  • умение собирать информацию;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение делать выводы;
  • умение работать в команде;
  • умение оценивать себя.

Чтобы развить эти умения у ребят, необходимо их этому научить.

Структура проектной деятельности:

  • проблема;
  • постановка цели и задач;
  • планирование своей деятельности;
  • работа над проектным продуктом;
  • презентация (представление проектного продукта).

Для чего нужен метод проектов:

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению
  • Научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы
  • Научить принимать самостоятельные аргументированные решения
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Цели и задачи проектного метода: Основная цель проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.

Проект - пять П:

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.

Шестое "П" проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Виды проектов

Проекты делятся на следующие виды:

  • Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
  • Инновационный проект - это проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.
  • Игровой (ролевой) проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
  • Прикладной (практико-ориентированный) проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы и т.д.
  • Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению.
  • Информационный (поисковый) проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Умения, развивающиеся в ходе проекта

Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять еѐ в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаѐт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Виды проектов в начальной школе:

  • проекты наблюдения;
  • проекты-рассказы;
  • конструктивные проекты;
  • экскурсионные проекты.

Что представляет собой учебный проект?

Учебный проект - индивидуальный проект, целью которого является получение практических умений и навыков по изготовлению нового вещественного продукта (предмета, модели, товара), который возможно использовать в дальнейшей практике.

В начальных классах можно выделить множество тем, учебный материал которых может быть использован для осуществления проектной деятельности. В процессе урока-проекта можно выделить следующие этапы:

  1. Погружение в проект: выбор темы (внутри темы можно выделить какую-либо проблему);
  2. Подготовительная работа: формирование групп, распределение ролей и обязанностей, организация работы;
  3. Осуществление проекта: поиск информации, эксперимент, обработка результатов;
  4. Защита проекта: представление результатов работы групп;
  5. Рефлексия.

Технология работы над проектом

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жестких алгоритмов действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности. В методе проектов можно выделить следующие этапы работы:

  • поисковый,
  • конструкторский (аналитический),
  • технологический (практический),
  • заключительный.

Поисковый этап:
1. Поиск и анализ проблемы.
2. Выбор темы проекта.
3. Планирование проектной деятельности по этапам.
4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

Аналитический этап:
1. Поиск оптимального решения задачи проекта.
2. Исследование вариантов конструкции (анализ альтернативных решений).
3. Выбор оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности.
4. Анализ ресурсов.
5. Составление плана практической реализации проекта (пошаговое планирование), подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

Практический этап:
1. Выполнение запланированных технологических операций.
2. Текущий контроль качества.
3. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

Заключительный этап:
1. Презентация проекта.
2. Оценка качества (контроль) выполнения проекта.
3. Анализ результатов выполнения проекта.
4. Изучение возможностей использования результатов проектирования.

На каждом этапе необходима совместная деятельность учителя и учеников. На уроках-проектах педагог выступает в качестве консультанта, который инициирует рождение и развитие проекта. Использует вспомогательные средства для учеников: подробные инструкции, напоминалки, эталоны, маршрутные листы.

Немного о проекте

В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели работы.

Автору будущего проекта необходимо найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, учащийся определяет цель своей работы.

Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?». Решив его, учащийся увидит задачи своей работы.

Следующий шаг - как это делать. Поняв это, учащийся выбирает способы, которые будет использовать при создании проекта. Необходимо заранее решить, чего автор хочет добиться в итоге. Это поможет увидеть ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Основные требования к проекту

Требования:

  • Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической. В роли заказчика может выступать учитель, учащиеся, родители, общественность.
  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы - с проектирования самого проекта, с определения вида продукта и формы презентации. Важным является подробный план реализации проекта. Следует отметить, что некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
  • Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Всегда ведется работа по поиску информации по проблематике.
  • Результатом работы над проектом является проектный продукт.
  • Подготовленный проектный продукт должен быть представлен заказчику.
  • Все материалы (рабочие материалы, планы, отчеты) проекта собираются в папке - в портфолио. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Паспорт учебного проекта - это документ, который содержит все необходимые данные о работе над проектом.

Паспорт учебного проекта

Название проекта:

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект

Тип проекта:

Проблема проекта:

Цель:

Задачи:

Руководитель проекта:

Автор проекта:

Аннотация проекта (актуальность, личная значимость, практическое применение):

Планируемый продукт:

Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание):

Оборудование и ресурсы:

Литература и источники:

Презентация проекта:

Логическая схема-цепочка элементов исследования

Рассмотрим логическую схему-цепочку элементов исследования:

1. Ставим цель исследования. Цель должна быть одна.

2. Задачи вытекают из цели. Мы знаем, что задач не должно быть более пяти.

3. Методы выбирают в зависимости от поставленных задач.

Например, по схеме: поставленным задачам

  • провести анализ…
  • выявить …
  • определить…
  • установить …

соответствуют методы:

  • анализ
  • наблюдение
  • измерение
  • эксперимент и т.д.

4. В зависимости от выбранных методов, получим результат.

5. На основании результатов исследования можно сделать вывод о достижении цели исследования.

Получается такая логическая схема-цепочка элементов исследования:

Творческие методы проектирования: наблюдение, поиск, аналогии, ассоциация, неологии, эвристическое комбинирование, сопоставление, антропотехника.

  • участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях;
  • проведение социологического опроса, интервьюирование;
  • проведение экспериментов;
  • конспектирование;
  • работа с учебником;
  • фотографирование объектов;
  • работа над рефератом;
  • участие в экскурсии;
  • изготовление приборов;
  • поиск информации в библиотеке;
  • поиск информации в электронных энциклопедиях;
  • поиск информации в школьной медиатеке;
  • использование информации из Интернета;
  • создание презентации;
  • создание буклета;
  • выступление на конференции с сообщением;
  • взаимоконтроль;
  • участие в дискуссии;
  • участие в анкетировании;
  • собеседование.

Презентация проектов

Главный этап осуществления учебного проекта является презентация.

Выбор формы презентации проекта - задача более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Виды презентационных проектов могут быть различными:

  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
  • Деловая игра.
  • Демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе информационных технологий.
  • Диалог исторических или литературных персонажей.
  • Защита на Ученом Совете.
  • Игра с залом.
  • Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
  • Научная конференция.
  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Пресс-конференция.
  • Путешествие.
  • Реклама.
  • Ролевая игра.
  • Соревнования.
  • Спектакль.
  • Спортивная игра.
  • Телепередача.
  • Экскурсия.

Перечень критериев оценивания проектов для 2-4 классов

  • Постановка цели и обоснование проблемы проекта
  • Планирование путей ее достижения.
  • Глубина раскрытия темы проекта.
  • Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
  • Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
  • Анализ хода работы, выводы и перспективы.
  • Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
  • Соответствие требованиям оформления письменной части.
  • Качество проведения презентации.
  • Качество проектного продукта.

Эталонный проект 2-4 классника:

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.
  • Рефлексия

План график

Этапы работы

Проводимые мероприятия

Срок реализации

Подготовительный

Проектировочный

Практический

Заключительный

Оценивание учебного проекта:

  • «5» - соблюдены все критерии (6)
  • «4» - соблюдены 4-5 критериев
  • «3» - соблюдены - 3 критерия

Длительность выполнения учебного проекта или исследования во 2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3-4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

Достоинства и недостатки проекта как формы организации учебной деятельности

Достоинства:

  • Возможность углубленного и многостороннего изучения отдельных тем;
  • Исследовательский, поисковый характер;
  • Значительная самостоятельность учащихся в выборе форм и видов деятельности;
  • Активное взаимодействие между всеми участниками проекта;
  • Возможность организации познавательной деятельности на основе внутренней мотивации к обучению.
  • Коллективный характер деятельности.

Недостатки:

  • Некоторая академичность проекта, способная снизить познавательный интерес, отпугнуть учащихся;
  • Невысокая игровая составляющая этой формы учебной деятельности, ограничивающая возможность достижения успеха учащимися с разными типами мышления, ориентация на логическое, «левополушарное» мышление.

Литература

  1. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О.В.Брыкова, Т.В.Громова - М.: Чистые пруды, 2006.
  2. Дубова М.В.Организация проектной деятельномти младших школьников / М.В.Дубова - М.: БАЛАСС, 2012.
  3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? /Ступницкая М.А. - М.: Первое сентября, 2012.