Метод проектов как способ профориентации учащихся

Разделы: Классное руководство

Ключевые слова: метод проектов


В основу ФГОС ООО заложен системно-деятельностный и компетентностный подходы, которые коренным образом меняют урок, начиная с роли учителя: из транслятора знаний он становится соратником учащихся, модератором урока, активным участником учебно-воспитательного процесса. В основе - субъектно-субъектные отношения, выстроить которые помогает применение деятельностных технологий.

Проиллюстрируем применение деятельностных технологий на примере разработанного классного часа, в основе которого лежит метод проектов. Главное предназначение данного метода - предоставление обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Важно отметить, что применение проектной деятельности - не только эффективная образовательная технология, но и своеобразный метод психолого-педагогического сопровождения подростков.

Значимость разработки данного классного часа состоит в том, что учащиеся средних образовательных учреждений смогут получить определённые знания о военных училищах МО РФ и о военных профессиях. Эта информация сможет помочь будущим выпускникам, спроектировать свою образовательную траекторию, смоделировать варианты профессионального становления. Кроме того, у учащихся формируется информационная, коммуникативная, мыслительная, творческая компетентности, развиваются проектные навыки и умения:

  • умение самостоятельно разрабатывать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию;
  • умение и навыки работы в сотрудничестве;
  • навыки делового партнёрского общения;
  • умение инициировать учебное взаимодействие с преподавателями и воспитателями (вступать в диалог, задавать вопросы);
  • навык интервьюироирования, устного опроса;
  • навыки монологической речи;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

Отметим, что предложенный материал можно рассматривать как матрицу проектной деятельности.

Технологическая карта

Тип проекта: информационный.

Содержательная цель: информирование нахимовцев о военных ВУЗах МО РФ, направлениях подготовки и специальностях, получаемых в них.

Развивающая цель: развитие проектных, коммуникативных умений, системного мышления.

Деятельностная цель: формирование способностей учащихся к новому способу действия.

Тип деятельности нахимовцев: деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации.

Формируемая компетентность: информационная.

По характеру контактов: внутриклассный.

По характеру координации: со скрытой координацией.

По доминирующей деятельности: информационный.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

По виду конечного продукта: действенный.

Использование современных образовательных технологий:

Технологии

Достигаемые результаты

технология организация проектной деятельности

развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, формирование осознанного подхода к профессиональному самоопределению

обучение в сотрудничестве

взаимосвязь членов группы; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; овладение знаниями;

информационно-коммуникативная (элемент)

развитие способов работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности;
повышение наукоемкости, результативности и дидактической эффективности образовательных ресурсов;

здоровьесберегающая

cоздание психологически комфортной обстановки

Планируемый результат:

  • повышение уровня информированности учащихся о высших учебных заведениях МО РФ;
  • осознание собственных возможностей в выборе будущей специальности, связанной с профессией военного;
  • приобретение новых умений и практических навыков: коммуникативных, аналитических, презентационных.

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность нахимовцев

Формируемые УУД

Погружение в проект

Предлагает проблему проекта

Присваивают проблему, наделяют ее личностным смыслом

Регулятивные:
целеполагание
Коммуникативные:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Намечает цели и задачи

Уточняют и конкретизируют цели и задачи

Организация деятельности

Предлагает создать группы с конкретными задачами

Разбиваются по группам

Коммуникативные:
организовывать и планировать учебное сотрудничество с воспитателем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы

Предлагает распределить обязанности членов групп

Распределяют обязанности

Предлагают разработать планы работы групп

Планируют работу группы

Предлагает обдумать конечный «продукт» работы

Выбирают форму конечного продукта и презентации своей работы

Осуществление деятельности

Консультирует учащихся по их запросу

Самостоятельно реализуют собственный план работы

Познавательные:
основы реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета; структурировать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное
Регулятивные:
самостоятельно анализировать условия достижения цели; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им
Коммуникативные:
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Корректно контролирует и симулирует при необходимости

Каждый выполняет свои обязанности, оказывает помощь другим

Представляет необходимую информацию по запросу учащихся

Ищут необходимую информацию

По запросу нахимовцев оказывает помощь при подготовке презентации

Обобщают информацию, готовят «конечный продукт», репетируют его презентацию

Презентация результата работы

Организует выступление учащихся.
Обобщает и резюмирует результаты.

Представляют «конечный» продукт. Демонстрируют понимание цели проекта

Коммуникативные:
отображать в форме громкой социализированной речи содержание совершаемых действий

Рефлексия

Предлагает с помощью приложения Plickers провести рефлексию содержания деятельности

При помощи распечатанных карточек с QR-кодами производят проверку полученных знаний

Регулятивные:
осуществлять познавательную рефлексию

Коммуникативные:
основы коммуникативной рефлексии

Организует обсуждение плюсов и минусов работы

Осмысливают результат своей работы, дают самооценку и взаимооценку хода и результата работы

Применение метода проектов поможет учащимся занять позицию субъекта - автора, инициатора собственной учебы и жизни. В процессе учебы субъектная позиция подростка будет проявляться в его активности, ответственности, заинтересованности не только в результате, но и в процессе своей деятельности.

Литература

  1. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-4. - М.: педагогический университет «первое сентября», 2009. - 64 с.