Развитие скорости чтения

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс


Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач ФГОС И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

На успеваемость влияют множество факторов, но существует фактор № 1 - скорость чтения.

Ученые пришли к выводу, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту дает возможность успешно учиться в 5 классе.

Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием совершенствованием навыка чтения в начальной школе.

  1. Умение быстро читать и понимать прочитанное является залогом:
  2. Хорошей успеваемости в школе
  3. Способности логически мыслить
  4. Воспринимать различную информацию
  5. Развивать память и внимание
  6. Уметь концентрироваться на главном.

Таким образом, с помощью скорочтения ребенок может:

  1. Поставить навык;
  2. Изменить негативное отношение к обучению и чтению книг;
  3. Читать в 2 раза быстрее и понимать прочитанное;
  4. Хорошо фокусировать внимание;
  5. Выделять главное в тексте;
  6. Быстрее осваивать новое.

Все это даст хорошее подспорье при освоении новых знаний в более старшем возрасте, эффективном развитии себя как личности.

Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием совершенствованием навыка чтения в начальной школе.

  1. Ребёнок медленно читает и не понимает о чём прочитал
  2. Он не может выделить главные мысли и ответить на вопросы
  3. Приходится перечитывать текст ещё и ещё раз

Всё это приводит к тому, что ребёнок не успевает по многим предметам, часами делает домашнее задание, не хочет брать книгу в руки и устаёт при чтении.

Многие дети испытывают проблемы с чтением: либо читают медленнее сверстников, либо не понимают сути прочитанного.

Обе ситуации можно и нужно исправлять!

И один из способов - освоение скорочтения!

Скорочтение - это не только скорость прочтения текста, но и качество восприятия, понимание и осмысления.

Почему ребенок плохо читает?

Скудный словарный запас

  1. В этом случае при чтении часто встречаются слова, значений которых он не знает.
  2. Чтобы расширить лексикон, читайте больше книжек, рассматривайте вместе картинки, проговаривайте кто/что на них изображено и что происходит.
  3. Обсуждайте детские фильмы и мультфильмы, давайте оценку действиям героев, просите ребенка самому подумать и рассказать почему герой так поступил и правильно ли он сделал.

У ребенка рассеяно внимание.

  1. Он не сосредотачивается на тексте, отвлекается.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия напоминали игру.
  3. Читайте вместе с ребенком чаще, делайте это когда он спокоен; заинтересуйте его книгой, расскажите начало сказки и предложите прочитать вместе, что было дальше

Развить произвольное внимание

  1. Важная составляющая процесса чтения - способность ребёнка концентрировать своё внимание длительное время.
  2. Этот поднавык тренируется с помощью простых упражнений, например лабиринта. Ребёнку необходимо лишь с помощью взгляда найти из него выход

Узкое поле зрения

  1. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения
  2. Глаза не должны фокусироваться на одном слове.
  3. Задача педагога научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.

Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения

Глаза не должны фокусироваться на одном слове.

Задача педагога научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.

Таблицы Шультэ

Необходима для увеличения угла зрительного обзора.

Ребенок глазами ищет цифры по порядку.

Засекайте время, ограничивайте его постепенно.

Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше слов, то есть подсознательно прочитывать их заранее.

Регрессия глаз

  1. Ребенок возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально.
  2. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
  3. Нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память.
  4. Решить эту проблему просто: ребёнку нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. А если он будет делать это достаточно быстро, то и скорость чтения будет непременно расти, причём без потери качества понимания.
  5. Закрывайте прочитанный текст.
  6. Подготовьте для ребенка специальную закладку. Пусть положит ее наверх текста, постепенно двигая вниз по мере чтения. Так прочитанный отрывок будет скрыт от глаз. Вернуться к нему невозможно.
  7. Замеряйте технику чтения. Для улучшения результата придется всегда двигаться вперед, не оглядываясь.

Почему еще дети плохо читают?

  1. Нагружают только левое или правое полушария, нет гармоничного развития;
  2. Ребенок, читая, не может понять смысл текста, так как у него не формируется образ текста;
  3. Это происходит из - за обилия готовой информации (мультфильмы, планшеты);
  4. Нам важно понимать, что дети сейчас другие, они с детства иначе развиваются, и при обучении важно это учитывать.

Развиваем 4 основных навыка:

  1. Скорость чтения
  2. Память
  3. Концентрация и внимание
  4. Периферийное зрение

1. Скорость чтения.

Чтение с закладкой

  1. Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово - это исключает повторы и наращивает темп.
  2. «Моторчик» Упражнение «Моторчик» подключается в процессе тренировок с этапа перехода к пословному чтению.
  3. Руки в замок и большими пальцами начинаем крутить сначала от себя, затем, на себя.
  4. Чтение текста с данным упражнением 3-5 минут.

«Анаграммы»

  1. Узнавать слово целиком
  2. Составить и назвать слова из перепутанных букв.

КОВРОА
ЗЯЦА
ЖФРАИ

2. Память

  1. Важно не только быстро читать, но и хорошо усваивать получаемую информацию.
  2. Для этого нужно выполнять целый ряд упражнений, направленных на улучшение памяти и понимания прочитанного.
  3. Пройдет немало времени, пока мозг ученика научится мгновенно анализировать текст, но при должном упорстве удастся добиться действительно заметных результатов тренировок.
  4. Используйте карточки для развития памяти. 9-12 карточек раскладывает ребенок перед собой, рассказывая историю, далее закрывает.
  5. Называя карточку - переворачивает ее картинкой наверх.

3. Концентрация и внимание

  1. Умение сосредоточиться и не отвлекаться на посторонние раздражители способствует лучшему восприятию и запоминанию текста.
  2. Поэтому научиться сохранять концентрацию важно не меньше, чем развить высокую скорость чтения.
  3. Внимательность - это главная составляющая успеха, когда речь идет об умственной работе.

Развитие зоркости

Напишите ряд гласных (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.

Аиеыркоооаеютноиаяеюр

«Закрась стрелки»

Закрась все стрелки вверх красным цветом, вниз - синим, вправо - зеленым, влево - жёлтым. Раскрашиваем по горизонтали, по очереди. Время выполнение 2 минуты.

4. Периферийное зрение

  1. Умение фокусироваться не на части слова, а на слове целиком или даже на целом предложении, позволяет добиться наилучшего понимания.
  2. Когда ребенок освоит это умение, он научится понимать и запоминать текст всего за несколько секунд.
  3. Навык работы с книгой, который доведен до такого уровня, и называется скоростным чтением.

Наращивание слов

Пишите столбиком слова на листе бумаги:

Кот, лес, дом
Котик, лесок, домик
Котеночек, перелесок, домишко

Введите за правило регулярно выполнять с ребенком по несколько упражнений и результат появится достаточно быстро.