Ежедневный планер успешного первоклассника

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями, Школьная психологическая служба

Класс: 1

Ключевые слова: взаимодействие с родителями


Поступление в школу подводит итог дошкольному детству. Прощаясь с детским садом, каждый ребенок вступает в период младшего школьного возраста, где игровая деятельность сменяется учебной. К 7 годам у ребенка происходит становление и совершенствование всех систем организма (опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, развитие мелких мышц и различных отделов ЦНС). Это период интенсивного развития мозга, интеллектуально-познавательной сферы, основных психических процессов таких, как восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Младший школьный возраст - это очень ответственный этап, в котором, у детей возникает новая социальная роль и новое положение в обществе. У школьника появляется обязательная, общественно значимая и контролируемая деятельность - учебная. Каждый ученик сталкивается с новой системой правил и несет ответственность за их нарушение. С первых дней в роли ученика он встречается с многочисленными трудностями, которые должен преодолеть. Во-первых, это освоение нового школьного пространства и выработка нового режима дня. Во-вторых, это вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс) и установление взаимоотношений с учителем. В-третьих, это принятие множества ограничений и установок, регламентирующих поведение. Вместе с тем школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, право на рабочее место, школьную форму, учебные принадлежности.

К основным психическим новообразованиям этого периода относят: произвольность, внутренний план действий, рефлексию и самоконтроль.

Что это значит?

  • Школьник уже должен быть способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Ученик уже умеет планировать и выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Ребенок уже способен к этому возрасту контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.

Надо отметить, что в самом начале своего школьного пути ребенку еще достаточно трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля, он нуждается в помощи родителей при выполнении домашних заданий, организации нового режима дня и распределения времени, в морально-психологической поддержке со стороны взрослых.

Для успешного прохождения периода адаптации, первокласснику необходим достаточно высокий уровень развития навыка самостоятельности, произвольной регуляции собственной деятельности и самоконтроля.

Л.С.Выготским был открыт очень ценный закон психического развития детей, который помогает родителю, сохраняя свою доброжелательность и уверенную позицию, научить ребенка самостоятельности. Первоклассник гораздо легче и быстрее сможет организовывать себя и свои дела, если ему оказать помощь некоторыми «внешними» средствами, которые со временем перейдут во внутренний план действий ребенка. Ими могут быть картинки для запоминания, список дел, записки, схемы или написанные инструкции.

Я предлагаю родителям оказать поддержку начинающему первокласснику, помочь своему ребенку стать более самостоятельным и организованным, используя «Ежедневный планер успешного первоклассника».

Подобные планеры очень нравятся детям и эффективно заменяют указания взрослого, помогая ребенку в игровой форме организовывать свою новую школьную жизнь и распорядок. Первоклассник сможет пользоваться им самостоятельно, выполняя необходимую задачу и отмечая ее в планере. После нескольких недель последовательного заполнения, у ребенка сформируется привычка и он самостоятельно сможет выполнять все необходимые действия. Надо отметить, что время формирования навыка у каждого ребенка индивидуально.

Возможно, первые недели у вашего первоклассника не будет получаться следовать всем пунктам планера. Важно помочь ему, создать позитивный настрой, дружелюбный тон общения, уделить свое внимание, а главное, дать право ребенку на ошибку. Помогая ему быть самостоятельным, вы сформируете ответственность у начинающего ученика за собственные дела и поступки. Таким образом, вы будете проявлять самую большую заботу по отношению к нему и облегчите процесс адаптации к условиям школьной среды. Такая поддержка сделает ребенка успешным, сильным и уверенным в себе, а ваши отношения - спокойными и радостными.