Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии

Разделы: Биология


Важным требованием общества к современной школе является формирование личности, умеющей самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Для формирования познавательной активности обучающихся большое значение имеет проблемное обучение.

Сегодня проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций. В дальнейшем это побуждает учеников к организации относительно самостоятельной поисковой деятельность. В результате ребята усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний. Создавая проблемную ситуацию, необходимо направлять учащихся на ее решение. Таким образом, учащийся становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами умственного действия: сравнение, анализом, абстрагированием, обобщением, синтезом и т.д. При создании проблемных ситуаций также следует учитывать уровень знаний учеников, психологические особенности и интеллектуальные возможности. В противном случае, учащиеся могут потерять интерес к решению проблемы, т.к. она окажется им не по силам.

Проблемный урок имеет следующую структуру:

  • Постановка учебной проблемы.
  • Постановка учебной задачи.
  • Поиск решения.
  • Выражение решения.
  • Реализация продукта.

Этап проблемного урока «Поиск решения» направлен на открытие учениками нового знания. Эти знания можно получить через гипотезы. Сначала гипотеза, т.е. предположение, выдвигается, а потом проверяется. Выдвигаются доводы в пользу или, наоборот, в опровержение гипотезы. На этом этапе урока лучше использовать побуждающий диалог. Учитель побуждает учеников к выдвижению гипотезы с помощью интересных фактов или наводящих вопросов.

Пример выдвижения гипотезы учащимися при изучении темы «Фотосинтез». «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно - он решит, что вы над ним смеётесь» - писал К.Тимирязев. Как вы думаете, ребята, что он имел в виду? Можно ли считать фотосинтез гениальным изобретением природы? Что вы знаете о фотосинтезе? Выслушиваются предположения учеников. Ученики выдвигают гипотезы.

На уроках я использую следующие проблемные ситуации практической направленности:

  1. Как объяснить зависимость роста растений от развития корневой системы?
  2. Если в комнате находится много растений, комфортно ли будет спать человеку?
  3. Почему в практике сельского хозяйства перед созреванием плодов и семян у злаковых и плодовых растений полив прекращают?

Для активизации познавательной деятельности возможно создание проблемной ситуации на основе высказываний или фактов. Предлагаю учащимся прокомментировать высказывания:

  1. Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?
  2. Великий русский ученый М.В.Ломоносов утверждал: «Умеренное употребление пищи - мать здоровья». Верно ли это утверждение?
  3. Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Обосновать данное высказывание с научной точки зрения.
  4. Очень часто выражение «ест как птичка» применяют к людям, которые мало едят. Оправдано ли это с точки зрения биологии?
  5. Прошу объяснить с точки зрения биологии некоторые пословицы и поговорки: от худого племени не жди хорошего семени; хорошая кормёжка и из доходяги скакуна сделает; обжора роет себе могилу зубами; мы живём не для того, что бы есть, мы едим для того, что бы жить и др. Ребята всегда с интересом выполняют такие задания и сами приводят подобные примеры.

На уроках биологии для развития познавательного интереса учащихся я использую всевозможные биологические задачи. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.

Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков:

- Дачник-любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно сделать дачнику? Выскажите всевозможные предположения.

Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими:

  • Хорошо известно, что во время бури ветер выкорчевывает ели, тогда как сосны ломает. Чем объясняется этот факт?
  • В лесном массиве произрастало много папоротников. Однако после вырубки леса папоротники исчезли. Почему?
  • Что произойдет с растением, выращенным в полумраке?

Задачи, основанные на самонаблюдении:

Как растет лист? На одном из молодых листьев кливия или амариллиса по всей его длине с помощью линейки тонкой кистью нанесите деления тушью на равных расстояниях друг от друга. Одновременно лист измерьте и запишите его размеры в тетрадь. Наблюдайте за листом в течение одной - двух - трех недель (расстояния между метками по всей длине листа сохранились прежними. Лишь в самой нижней части они несколько увеличились).

Задачи на распознавание натуральных объектов:

- Рассмотрим под микроскопом препарат растительной ткани. Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении.

Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы:

- Около 240-250 млн лет назад климат на Земле стал холодным и засушливым. Древовидные папоротники, хвощи и плауны стали постепенно вымирать. Их место заняли примитивные голосеменные растения. Почему в это время место папоротников, хвощей и плаунов заняли голосеменные растения? Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.

Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности. Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.

Способы и виды заданий достаточно разнообразны:

  • составление кроссвордов;
  • сочинение сказок или стихотворений;
  • выполнение рисунков;
  • составление рассказа с биологическими ошибками;
  • составление тестов, опорных схем и конспектов;
  • сбор и оформление гербариев, коллекций.
  • выполнение практических заданий

Средством развития познавательного интереса к уроку биологии являются также познавательные игры. На уроках ботаники часто использую стихи-загадки, пословицы, сказки. Во-первых, их достаточно большая подборка. Во-вторых, эффект их применения всегда ощутим. В-третьих, они снижают усталость на любых этапах урока. При изучении темы «Земноводные» можно предложить следующую сказку в начале урока: «В финской сказке одна царевна сказала: «Что бы такое вышло из меня, к чему прислушаются все люди». А вторая захотела: «Чтобы такое вышло из меня, за чем гоняются все люди». Когда подошла очередь третьей, она промолвила: «Что бы такое вышло из меня, на что дивились бы все люди?». И стала старшая дочь кукушкой, средняя - белкой, а младшая превратилась в лягушку». В конце урока нам предстоит ответить на вопрос «Чем же так удивительна лягушка?»

Интересная дополнительная информация, разнообразные справочные материалы, игры, творческие задания, схемы, таблицы, презентации являются необходимыми при разработке и проведении проблемных уроков. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательной активности и интереса к биологии.

Вывод

  1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, повышая их уровень самостоятельности при овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии.
  2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых.
  3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биологии.

Литература

  1. Бондарук М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы. - Изд. Учитель: Волгоград, 2007.
  2. Высоцская М.В. нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. - Изд. Учитель: Волгоград, 2004.
  3. Пустохина О.А. Урок в современной школе. - Изд. Учитель: Волгоград, 2009.
  4. Сухова Т.С. Урок биологии. Технологии развивающего обучения. Изд. Вентана-Граф 2006.