Проверочная работа по биологии по теме "Обмен веществ в клетке"

Разделы: Биология

Классы: 10, 11

Ключевые слова: биология, обмен веществ в клетке


Цель: определение уровня усвоения учебного материала по разделу «Обмен веществ в клетке».

Уровень обучения: 10-11 класс, профильный, подготовка к ЕГЭ.

Данная работа включает вопросы базового, повышенного и высокого уровня сложности. В тесте представлены следующие типы заданий: работа с рисунком, установление последовательности, множественный выбор с рисунком или без, анализ информации, представленной в графической или табличной форме; со свободным развернутым ответом, работа с текстом, биологические задачи на обмен веществ (Биосинтез белка, энергетический обмен, фотосинтез).

Проверочная работа может быть использована:

  • на уроке биологии для текущего контроля знаний по теме «Обмен веществ в клетке», в профильных классах
  • при подготовке к ЕГЭ по биологии

Источники для составления проверочной работы:

  1. ЕГЭ−2022, Биология: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru)
  2. Тесты ЕГЭ по биологии 2022 (studarium.ru)
  3. А.А.Кириленко, С.И.Колесников, Е.В.Даденко. ЕГЭ- 2022. Биология 30 тренировочных вариантов.

Проверочная работа по биологии по теме «Обмен веществ в клетке»

1. Напишите, название этапа биосинтеза белка, который обозначен на рисунке цифрой I.

2. Установите соответствие между характеристиками и видами молекул нуклеиновых кислот, обозначенных на схеме биосинтеза белка цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. (Используем рисунок зад.1)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ МОЛЕКУЛ
НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ

А) состоит из двух спирально закрученных цепей
Б) транспортирует аминокислоты
В) содержит антикодон
Г) способна к репликации
Д) имеет форму клеверного листа

1) 1
2) 2

3. Напишите название мономера, который составляет основу молекулы показанной на рисунке буквой А.

4. Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными на схеме биосинтеза белка цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. (используем рисунок зад.3)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПРОЦЕССЫ

А) синтезируется молекула РНК
Б) в образовании полимера участвует пептидная связь
В) в процессе участвует тРНК
Г) в процессе участвует РНК-полимераза
Д) синтезируется полинуклеотидная цепь

1) 1
2) 2

5. Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используют для описания процессов, происходящих в митохондриях. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) фотолиз воды
2) биосинтез белков
3) расщепление глюкозы до двух молекул ПВК
4) транспорт электронов переносчиками в мембране
5) возбуждение электрона светом
6) синтез молекул АТФ

6. Все перечисленные ниже понятия и процессы, кроме трёх, используют для описания световой стадии фотосинтеза в клетке растения. Определите три понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) перемещение электронов
2) фотолиз воды
3) окисление НАДФ·Н
4) восстановление углерода водородом
5) фотофосфорилирование
6) окислительное фосфорилирование

7. Установите правильную последовательность реакций энергетического обмена веществ. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Окисление пировиноградной кислоты.
2) Попадание ПВК в митохондрии.
3) Образование двух молекул пировиноградной кислоты.
4) Расщепление крахмала до глюкозы.
5) Синтез 36 молекул АТФ.

8. Установите правильную последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.
1) восстановление НАДФ+ до НАДФ · 2Н
2) поглощение квантов света молекулами хлорофилла
3) фиксация СО2
4) переход электронов в возбуждённое состояние
5) синтез глюкозы

9. Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) перекачивание протонов водорода через мембрану тилакоида
2) восстановление углерода водородом
3) возбуждение молекул хлорофилла
4) восстановление НАДФ · Н+Н+
5) фиксация углекислого газа
6) синтез глюкозы

10. Установите последовательность этапов синтеза белка в клетке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) процессинг иРНК
2) присоединение к иРНК субъединиц рибосомы
3) синтез молекулы иРНК на участке молекулы ДНК
4) выход иРНК из ядра
5) выстраивание из аминокислот полипептида

11. Установите последовательность этапов посттрансляционной модификации белка в клетке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) синтез белка рибосомами на мембранах ЭПР
2) экзоцитоз
3) сворачивание белка во вторичную, третичную и четвертичные структуры
4) формирование секреторной везикулы
5) транспорт белков в Аппарат Гольджи, формирование гликопротеинов.

12. Установите последовательность этапов трансляции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) перемещение рибосомы на один триплет
2) формирование комплекса: рибосома, иРНК, тРНК с аминокислотой
3) присоединение второй тРНК с аминокислотой
4) иРНК соединяется с двумя субъединицами рибосомы
5) возникновение пептидной связи между аминокислотами

13. Во время эксперимента учёный измерял скорость фотосинтеза в зависимости от температуры. Концентрацию углекислого газа и интенсивность освещения он поддерживал постоянными. Объясните, почему при повышении температуры активность фотосинтеза сначала растёт, но начиная с определённой температуры начинает стремительно снижаться (см. график).

14. Какой процесс показан на рисунке? Какова функция структуры, обозначенной цифрой 3? Что обозначено цифрами 1, 2 и 4?

15. Какой процесс изображён на рисунке? Укажите, какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3 и 4. У организмов какого домена (прокариоты или эукариоты) данный процесс происходит именно представленным на рисунке образом? Аргументируйте свой ответ.

16. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Фотосинтез - это процесс синтеза органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии. 2. Он протекает в две стадии - световую и темновую. 3. В световой стадии происходит восстановление углекислого газа и синтез АТФ. 4. Также в световой стадии при фотолизе воды образуется свободный кислород. 5. В темновой стадии синтезируются НАДФ·2Н и глюкоза. 6. Эта стадия протекает в тилакоидах хлоропластов. 7. Таким образом, процесс фотосинтеза обеспечивает живые системы органическими веществами и кислородом.

17. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В процессах дыхания и фотосинтеза в клетке участвуют митохондрии и хлоропласты. 2. Митохондрии - энергетические станции клетки. 3. В митохондриях происходит анаэробное окисление органических веществ. 4. В процессе дыхания происходит расщепление АТФ и выделение энергии. 5. Фотосинтез состоит из световой и темновой фаз. 6. В световой фазе энергия солнечного света преобразуется в энергию химических связей АТФ и НАДФ∙Н. 7. В темновой фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды.

18. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

1. Фотосинтез и клеточное дыхание играют важнейшую роль в жизнедеятельности растений. 2. Фотосинтез необходим для синтеза органи-ческих веществ из неорганических. 3. Первая стадия фотосинтеза - световая, при ней энергия света запасается в виде АТФ. 4. При этом выделяется кислород в качестве побочного продукта. 5. Темновая стадия, при которой АТФ расходуется на синтез глюкозы, у всех растений происходит ночью, в темноте. 6. Клеточное дыхание в свою очередь происходит только днём, поскольку для него необходим кислород, выделяющийся при фотосинтезе. 7. Ночью же для жизнедеятельности растения используется запасённая в виде АТФ энергия солнечного света.

19. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

1. К процессам анаболизма относят фотосинтез, хемосинтез, синтез белка и различные виды брожения. 2. Фотосинтез протекает в пластидах трех видов: хлоропластах, хромопластах и лейкопластах. 3. В световой фазе фотосинтеза вода подвергается фотолизу. 4. В результате фотолиза воды образуется молекулярный кислород, который через устьица выделяется в атмосферный воздух. 5. Также в световой фазе фотосинтеза фотолизу подвергается углекислый газ. 6. В темновой фазе происходит синтез глюкозы. 7. Для синтеза глюкозы используется энергия АТФ, которая запасается световой фазе.

20. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

1. Биосинтез белка осуществляется в три этапа: гликолиз, транскрипция и трансляция. 2. Трансляция - это синтез и - РНК, который осуществляется в ядре. 3. В процессе трансляции ДНК подвергается сплайсингу. 4. В цитоплазме на рибосомах идёт сборка белковой молекулы-трансляция. 5. При трансляции энергия АТФ не используется.

ЗАДАЧИ

1. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь смысловая, нижняя транскрибируемая).

5'-ААЦЦТТТТТГЦЦТГА-3'

3'-ТТГГАААААЦГГАЦТ-5'

Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, обозначьте 5' и 3' концы этого фрагмента и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5' конца соответствует антикодону тРНК.

Ответ поясните.

Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

2. Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК, фрагмент которой имеет следующую нуклеотидную последовательность:

5' − ГУГАААГАУЦАУГЦГУГГ −3'.

3. Определите нуклеотидную последовательность двуцепочной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на РНК вируса.

Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, которая закодирована в найденном фрагменте молекулы ДНК. Матрицей для синтеза иРНК, на которой идёт синтез вирусного белка, является вторая цепь двуцепочной ДНК.

Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

4. Молекулы тРНК, несущие соответсвуюшие антикодоны, входят в рибосому в следующем порядке: ААА, УУУ, ГГГ, ЦЦЦ. Определите последовательность нуклеотидов смыловой и транскрибируемой цепи ДНК, иРНК и аминокислот в молекуле синтезируемого фрагмента белка. Ответ поясните. При выполнении задания учитывайте, что антикодоны

тРНК антипараллельны кодонам иРНК. Используйте таблицу генетического кода.

5. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь - смысловая, нижняя - транскрибируемая):

5' − ЦАЦАТГЦЦТТЦА − 3'

3' − ГТГТАЦГГААГТ − 5'

Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту Мет. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

6. Фрагмент молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов (верхняя цепь - смысловая, нижняя - транскрибируемая):

5' − ТАТТЦЦТАЦГГАААА − 3'

3' − АТААГГАТГЦЦТТТТ − 5'

Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если третья аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Цис? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ обоснуйте. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

7. В процессе диссимиляции произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному расщеплению подверглось только 2 моль. Определить: сколько моль молочной кислоты и углекислого газа образовалось; сколько моль АТФ синтезировано и сколько энергии в них аккумулировано; сколько моль кислорода израсходовано на дальнейшее окисление образовавшейся молочной кислоты?

8. В цикл Кребса вступило 6 молекул ПВК. Определите количество АТФ после энергетического этапа, суммарный эффект диссимиляции и количество молекул глюкозы, вступившей в диссимиляцию.

9. Земная поверхность получает 2Дж солнечной энергии на 1 см2 поверхности в минуту. Какое количество глюкозы синтезируется в 1000 листьях одного растения, если средняя площадь одного листа составляет 10 см2, длина светового дня 16 ч, а коэффициент перевода солнечной энергии в энергию химических связей составляет 10 %?

10. В процессе фотосинтеза за один световой день (12 ч) одно растение кормовой свеклы поглощает 44 г углекислого газа. Сколько теоретически в корнеплоде может образоваться глюкозы за 90 дней? Определите продуктивность фотосинтеза этого растения, если площадь листовой поверхности составляет 0,5 м2.

11. Рассчитайте, сколько килограммов глюкозы синтезировано растениями в ходе фотосинтеза, если известно, что при этом выделилось 22 400 л кислорода.