Идеи интеграции в современной школе

Разделы: Начальная школа


Интерес к интегрированным урокам в школе возникал периодически на протяжении последних 25 лет. Вероятно, наступило время по-новому взглянуть на эту идею.

Сначала дадим понятие: интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. [1]

Казалось бы, что ещё нового можно предложить детям в качестве интеграции различных дисциплин, ведь у них вся программа построена на метапредметных связях, а потому к использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:

  • при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности, с целью погружения учащегося в ситуацию, где прослеживается причинно-следственные связи, событий, явлений, опытов;
  • при демонстрации более широкого проявления аспектов изучаемых явлений, событий, процессов, выходящих за рамки предмета; [2]
  • при обнаружении дублирования в различных образовательных областях одного и того же материала;
  • при лимите времени на изучение темы и при желании привлечь к сотрудничеству учителя из другой предметной области;
  • при использовании проблемно-развивающей методики обучения предмету и привлечение учителей других дисциплин для учебно- образовательного взаимодействия.

Существуют ли способы для повышения интереса учителя к межшкольной интеграции, так как современный педагог перегружен отчётами, мероприятиями самого различного уровня и «гнётом» классного руководства. К тому же многие педагоги испытывают синдром «педагогического выгорания», который наступает в определённый период преподавательской деятельности. Профессиональное выгорание - совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов профессиональной деформации личности. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. [1] А если еще ввести интеграционный процесс, не вызовет ли это «педагогическое отторжение»? Так, существует ли выход в подобной ситуации?

Попробуем представить ситуацию «идеальной школы», ведь такие учреждения в России уже существуют. Наличие модернизированного здания, укомплектованного современным оборудованием и обновлённым коллективом молодых специалистов, не смогут запустить процесс интеграции, без мотивации учителя. Однако, присутствие данных признаков «идеальной школы» в учреждении не позволит ей, оставаться на старых позициях образования, учитывая потребности общества, наступает момент обновления, и тогда именно интеграция всех образовательных областей сможет подтолкнуть педагогов и детей к новым современным инновациям.

Руководству образовательного учреждения придётся в данной деятельности сначала опереться на молодых перспективных педагогов и также привлечь зрелых учителей с большим опытом и креативным мышлением. Необходимо отметить, что без мотивации педагога инновационные процессы запустить сложно, значить администрация будет вынуждена разработать дополнительные стимулирующие критерии.

Несомненно, в каждом образовательном учреждении есть единичные примеры увлеченных «учителей-энтузиастов», способных заниматься интеграцией в рамках своей педагогической деятельности. Мы же предлагаем запустить интеграцию на всех образовательных уровнях, как формирование естественного пространства метапредметного сотрудничества. И прежде чем решиться на интегрированный урок необходимо учесть следующие условия:

  • желательно обратить в союзников учителей другого предмета, с которыми задумывается интеграция;
  • группе педагогов предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин;
  • педагоги должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении привычных уроков.

Учитывая перечисленные условия и преодолевая все обозначенные трудности, интеграция поможет образовательному учреждению реанимировать учебный процесс, особенно если он находится в ситуации функционирования.

Самый сложный момент интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, а именно:

  • Последовательность и порядок взаимодействия учителей.
  • Содержание учебного материала.
  • Продолжительность действия каждого педагога.
  • Методы обучения и индивидуальная манера подачи материала.

При этом сотрудничество коллег может строиться по-разному:

  • может быть паритетным, с равным долевым участием каждого учителя;
  • один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом.

Прежде чем запустить процесс интеграции в образовательном учреждении, мы предлагаем сформировать совместную творческую деятельность педагогов в рамках «методического дня», на котором можно устроить «аукцион идей». Учителям будет рекомендована работа в командах, где появится возможность за «круглым столом» придумать темы для интеграции с различными предметами. Затем проводится «виртуальный аукцион» на лучшую разработку. Каждая команда защищает свою идею, а их может быть несколько, зарабатывает бонусы и та, которая набрала наибольшее количество, занимает определенное место (I, II, III место). Команды участников получают символические призы (жетоны, вымпелы и т.д.). Лучшие разработки смогут в будущем сформировать программу интеграционного развития школы.

В таком варианте проведения методического дня, администрация выступает в роли учителя, а педагоги в роли учеников, тем самым проигрывая ту же самую ситуацию, которую учителя используют на уроке, запуская механизм креативного мышления и «мозговой штурм», при этом данное мероприятие позволяет решить сразу несколько задач:

  • оживить творческую атмосферу в коллективе;
  • создать ситуации успеха для коллектива и отдельно взятого учителя;
  • запустить технологию школьной интеграции;
  • сплотить коллектив по интересам;
  • создать банк интегрированных уроков.

Переход на дистанционное обучение (в период роста короновирусной инфекции) позволил расширить возможности интегрированных уроков. Многие школы столкнулись с ситуацией эмоционально - физической перегрузки детей, особенно ребят 1-4 классов, просиживающих возле компьютера по 5-6 учебных часов. Именно тогда и возникла идея интеграции двух предметов, например, музыка - окружающий мир, изобразительное искусство - литературное чтение, математика - физическая культура.

Опыт нескольких недель дистанционного обучения в нашей школе показал неожиданные результаты, что в непрерывном процессе интегрированных уроков дети неосознанно увидели связь различных учебных предметов. Так через музыку великих композиторов ребята погружались в вопросы окружающего мира, а на уроке математики и физкультуры закрепляли таблицу умножения при помощи гимнастических упражнений. Воспринимать художественные произведения (стихи, сказки, прозу) помогало изобразительное искусство, при этом, некоторые темы в программах интеграционных предметов совпадали по сути, а иногда даже и по названию.

Самым сложным этапом разработки дистанционных, интегрированных уроков было распределение времени и материала, так как существовала опасность повторения учителями одной и той же информации, при этом необходимо было достичь баланса между учебным материалом, иллюстрациями и практической частью уроков.

Методическим открытием стала «физкультминутка» (гимнастика для глаз, рук и тела), введение которой в структуру урока, было обязательным условием при дистанционном обучении. Так, например, на интегрированном уроке музыки и окружающего мира, использование мелодии было уместным. А успокаивающую музыку, в качестве «расслабления» целесообразно было включать во время работы над рисунком, на интегрированных уроках литературного чтения и изобразительного искусства. Физическая пауза под руководством педагога на совместных уроках математики и физической культуры позволяла поднимать ребят с места, заставляла двигаться, делать упражнения, при этом закрепляя счётный материал или заучивая правила в игровой форме.

Все проведённые интегрированные уроки сопровождались презентациями не более чем по 5-6 слайдов от каждой дисциплины, использование камеры позволяло решать следующие вопросы:

  • приветствие классного коллектива, находящегося по ту сторону монитора;
  • демонстрация учебных материалов (образцов, рисунков, музыкальных инструментов, пособий, упражнений и т.д.);
  • поддержка ребенка и оценивание во время чтения, пения, изображения и т.д.

Таким образом, накопленный опыт во время дистанционного обучения позволил не только обогатить методический материал педагогов, но и познакомиться со стилем и манерой преподавания многих учителей.

Обобщая данную тему, хотелось бы дать рекомендации по внедрению интеграции в современном среднестатистическом учреждении и подвести итог вышеизложенного материала:

  • Опираться следует на инициативных, заинтересованных и мотивированных педагогов.
  • Создавать банк интегрированных разработок с последующим практическим использованием необходимо через «аукционы идей», проводимых в педагогическом коллективе.
  • Заинтересовывать и привлекать других коллег желательно собственным примером или «командой единомышленников».
  • Мотивировать учителей для участия в интеграционном процессе, рекомендуем через премии и денежное стимулирование.

Наивно думать, что весь коллектив сразу займётся интеграцией. Скорее всего, введение интеграции в отдельно взятом учреждении, займёт определённое время. Но учителя, готовящиеся к аттестации, могут быть заинтересованы в использовании подобных уроков в учебно-воспитательном процессе, тогда же появляется возможность поделиться опытом на педсоветах, семинарах, конференциях. Учитывая современные подходы к аттестации педагогов, где учитель самостоятельно строит «маршрутную карту» своего педагогического роста - интегрированные уроки могут занять достойное место в траектории развития педагога.

Закладывая основы интеграционного процесса, учитель формирует у подрастающего поколения возможность воспринимать целостность мира, видеть причинно-следственные связи в поступках, явлениях и истории развития человечества. Образовательное пространство в момент мета-предметного эксперимента становится для ребенка мотивационной составляющей в постижении окружающего мира и в этой ситуации учитель выступает как наставник интеграционных технологий.

Администрация школы, её методическая служба приобретают, в конечном счёте - одно из направлений инновационного развития школы. Погружаясь в интеграционное пространство педагоги должны понимать, что дети получают на уроках целостную картину мира, которая в конечном счёте помогает им при выборе будущей профессии и, следовательно, учебного заведения.

Список использованной литературы

  1. Иванова Л.А. Профессиональное выгорание педагога / Л.А.Иванова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 1 (105). - С. 709-711. - URL: https://moluch.ru/archive/105/24868/
  2. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2003. - 128 с.