Актуальные проблемы преподавания химии в СПО

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: химия, образование, эффективность преподавания


В статье рассматриваются вопросы преподавания химии в колледжах и техникуме, которые тесно связаны с базовой подготовкой учащихся, полученной ими в результате изучения дисциплины в средней школе. Сформулированы предложения по повышению эффективности преподавания дисциплины.

Современное преподавание сталкивается с проблемой снижения интереса обучающихся к изучению предметов. Так химию, общество давно отнесло к категории сложных. Перед педагогом ставиться задача - пробудить интерес к предмету, не отпугнуть сложностью. В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса к предметам естественного цикла у студентов. Такое явление в современных условиях кажется парадоксальным. Чем объясняют этот процесс сами студенты? Одни ссылаются на то, что этот предмет не понадобится им в будущем. Другие считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач, сети интернет. Третьи жалуются на сложность предмета и не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами. Четвертые утверждают, что это достаточно специальный предмет, который не нужен основной массе населения, а потому его следует изучать по выбору.

Организация обучения химии в системе среднего профессионального образования имеет свои особенности. Использование современных педагогических технологий, внедрение развивающего обучения во многом определяет уровень творческого подхода педагога к уроку эффективность достигнутых результатов. Педагог приобретает новую роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать ее для решения жизненных проблем. В процессе обучения химии в учреждениях СПО (особенно на непрофильных специальностях) очень часто возникают следующие проблемы:

  • разный, а чаще всего низкий, уровень подготовки абитуриентов, который объясняется тем, что они приходят из разных школ, где обучались по разным программам и учебникам;
  • если в 10-11 классах школы учителя предметники работают с сильными и «середнячками», то в техникуме мы работаем с «середнячками», слабыми и очень слабыми студентами, что особенно ярко проявляется в группах, обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих специалистов;
  • увеличение объема самостоятельной работы студентов, к которому не готово большинство обучающихся, а подготовка компетентного специалиста требует большого внимания к развитию навыков самостоятельной работы;
  • недостаточное количество лабораторных занятий (практикумов), что не позволяет преподавателю в полном объеме продемонстрировать студентам свойства, способы получения и применение веществ, дать им возможность поработать с лабораторным оборудованием;
  • жизнь в современных условиях подразумевает наличие определенного багажа химических знаний и навыков обращения с химическими веществами. Современный педагог сможет привлечь внимание к своему предмету, если обучающемуся будет интересно на уроке, и он сможет получить ответ на вопрос: «А зачем мне это знать?» Сегодня студентам не нужны знания сами по себе, им нужно их жизненное преломление. Поэтому одной из основополагающих целей урока должен быть ответ на вопросы: «Где в повседневной жизни мы применим полученные знания и навыки?». «Потребуются ли знания химии в моей будущей профессии?»
  • у химии, как предмета, должна быть профессиональная направленность.

Главной проблемой качественного усвоения химии является противоречие между увеличивающимся объемом нового фактического материала и жестким регламентом образовательного стандарта. Совершенно очевидно, что для преодоления этих проблем нужны существенные изменения методологии преподавания, форм организации учебного процесса, что возможно только при использовании современных образовательных технологий.

Определяющая идея моего педагогического опыта заключается в повышении мотивации к изучению химии через использование современных передовых технологий, проверенных на деле и имеющих большой потенциал:

  1. Личностно-ориентированные технологии. На современном уроке не обойтись без умения формирования и развития критического мышления. На помощь придет технология критического мышления посредством чтения и письма. Она позволяет студентам овладеть умениями интерпретации, анализа, оценки, заключения, объяснения.
  2. Проблемное обучение. Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую свою или заимствую сконструированную другими исследовательскую задачу, а студент ищет способ ее решения. Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т.к. основная часть учебного материала усваивается на уроке. Степень познавательной активности обучающихся на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке преподаватель.
  3. Научно-исследовательская и проектная деятельность. Метод проектов направлен на реализацию самостоятельной работы обучающихся. Создание проектов позволяет студентам в полной мере раскрыть свои творческие способности. Использование в обучении химии исследовательского метода позволяет включать студентов в максимально самостоятельную, творчески активную деятельность. Большое значение для выработки исследовательских умений имеют творческие работы, такие как составление кроссвордов и разнообразных задач, вычерчивание различных графиков, написание докладов, рефератов, проведение исследований.
  4. Информационно-Коммуникационные Технологии. На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии занимают всё большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Использование ИКТ на уроках химии позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
    На современном этапе в химическое образование должны быть включены информационные компоненты. Обучающимся необходимо, прежде всего, овладеть компьютером в качестве одного из средств познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности.
  5. Реализация межпредменых связей. Идея необходимости межпредметных связей, не нова. Ее высказывал еще К.Д.Ушинский. Он считал, что весьма актуальной и перспективной является связь между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Все это способствует расширению и углублению знаний, и превращению их в конечном результате в мировоззрение. Не секрет, что современная школа допускает у учащихся два состояния: присутствие знаний и отсутствие таковых. Большая часть знаний носит схоластический характер, не видя их практического применения, студенты утрачивают в дальнейшем интерес к предмету. Поэтому неотъемлемой задачей обучения является переход от иллюзорного мира схоластических знаний к установлению взаимосвязей с окружающим миром, т.е. к активному процессу перераспределения информации.
  6. Технология использования в обучении игровых методов. Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие учебных умений и навыков. Уроки-игры (технологии интенсивного обучения) позволяют не только активизировать самостоятельную деятельность студентов, но и развивают память, моделируют различные жизненные ситуации и межличностные отношения, помогают при стрессах, всегда увлекательны, стимулируют обучающихся проявлять свои способности, инициативу, преодолевать комплексы, работать в команде.
  7. Технология дистанционного обучения. Технология дистанционного обучения становится всё более и более актуальной в современном образовании. Эта технология уравнивает шансы на получение полноценного образования для детей со слабым здоровьем или тех студентов, которые по различным причинам не могут посещать занятия.

Содержание курса химии позволяет преподавателю внести свой весомый вклад в эстетическое, экологическое, трудовое, нравственное и социально-психологическое воспитание студентов, так как включает в себя не только сведения, объясняющие студенту химические явления в окружающем мире, но и информацию о действительном аспекте химической науки. Все это возможно при условии осуществления межпредметных связей не только в рамках естественнонаучного цикла, но и с гуманитарными предметами: литературой, историей, обществознанием.

Процесс интеграции захватывает не только содержание образования, но и формы организации учебной работы. «Фестивали науки и творчества», «Семинары», «Бинарные уроки», «Учебно- исследовательская и проектная деятельность», «Межпредметные конференции», - вот лишь небольшой пример форм интегрированной организации учебной деятельности. Данные формы организации учебной работы выступают важнейшим фактором интенсификации обучения, поскольку позволяют рационально использовать все внутренние резервы учебно-воспитательного процесса, высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала. Опираясь на знания и интересы обучающихся в области различных предметов, с помощью установления межпредметных связей можно комплексно решать задачи образования, развития и воспитания.

Целью своей педагогической деятельности, считаю создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность. Моя задача как педагога и человека создать все условия для саморазвития моих студентов.

Библиографический список

  1. Казаченко А.С. Особенности преподавания химии в высшей школе / Казаченко А.С. // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 2. № 5. - С. 96-100.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. - М., 2000.
  3. Овчинникова М.В. Особенности преподавания химии для непрофильных специальностей среднего профессионального образования / М.В.Овчинникова // Современные тенденции экономики, управления и образования: матер. Всероссийской научно-практич. конференции - Курский институт кооперации - Курск, 2015. - с. 167-170.
  4. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа №4, 1997,
  5. http://проф-обр.рф/blog/2018-06-21-1237