Технологическая карта электронного сценария урока, созданного с помощью цифровых инструментов и прикладных программ общего назначения

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, луг


Название урока (занятия): Окружающий мир.

Тема: "Жизнь луга".

Параллель: 4 класс.

Длительность: 40 минут.

Техническое обеспечение урока (занятия): компьютер для учителя, проектор, ноутбуки для учащихся с выходом в Интернет.

Пояснительная записка к уроку (занятию)

Цель урока (занятия): формирование представлений учащихся о луге как о природном сообществе.

Задачи урока (занятия):

  • создать успешные условия для формирования представления обучающихся о луге как о природном сообществе;
  • рассмотреть разнообразие животных и растений луга, показать связи между ними.
  • способствовать развитию логического мышления детей через установление причинно-следственных связей, сравнения;
  • развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Планируемые образовательные результаты урока (занятия):

Предметные:

  • Проявлять уважительное отношение к природе нашей страны;
  • Иметь представление об особенностях природные сообщества - луг;
  • Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;
  • Различать растения и животных, характерных для луга.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Общеучебные:

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Рекомендации для учителя по проведению урока (занятия): Тип урока - урок открытия нового знания. Данный урок - 7 урок тематического раздела «Родной край - часть большой страны». Темп урока должен быть насыщенным. Все дети должны принимать участие в уроке.

Для уроков (занятий), предназначенных для проведения учителем, заполняется таблица «Этапы урока».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учебно-методическое обеспечение

1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

- Мир со всех сторон открыт,
Много тайн в себе таит.
Разобраться в мире том всем под силу - Мир - наш …!
А почему всем по силам? Зачем нам это надо? (Мир - наш дом! )
Многое уже мы знаем об окружающем нас мире.
Но есть еще неизученное нами. Хотим мы продолжить изучение природы?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

2. Актуализация и пробное учебное действие

Активизирует знания учащихся.
- Какие природные сообщества изучали на прошлых уроках?
Подпишите на карточке, к какому сообществу принадлежит тот или иной организм.

Учащиеся самостоятельно работают с карточками, подписывая сообщества.

Карточка «Напиши название сообщества»

3. Выявление места и причины затруднения

Проверка выполненной самостоятельной работы.
- Кто не смог правильно выполнить задание, в чем причина вашего затруднения?

Учащиеся называют сообщества. Выявляют причину затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Какую цель сформулируйте? (изучить новое природное сообщество)
Бежит тропинка через______
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь- цветы вокруг
Да по колено травы.

Учащиеся формулируют цель, тему урока

Презентация «Жизнь луга»

- Тема урока? (Жизнь луга)
Что помогает выполнить работу четко, ничего не забыть? (план)
Составим план нашего изучения.
Перед вами цветок, в центре которого написано слово луг. Напишите на лепестках этого цветка вопросы, которые мы должны изучить, исследуя природное сообщество луг.

Самостоятельно составляют план изучения на лепестках ромашки.

Карточка «Ромашка»

5. Реализация построенного проекта

1. Отличительные особенности луга.
- Что такое, по-вашему, луг? (поле, трава, нет деревьев).
Итак, объединив все выше сказанное, можно сказать, что луг - безлесной участок земли, покрытый травянистой растительностью.
- Есть ли луга в нашем крае? Где вы их видели?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
2. Прием ТРКМ «Инсерт».
- В чем еще особенность лугов, вы сейчас узнаете, поработав с текстом. Прочитайте текст, делая на полях пометки:
«V» - если то, что вы читаете вам хорошо известно.
«+» - если то, что вы читаете, является для вас новой информацией.
- Итак, что нового вы узнали из текста?
Работают с текстом, выделяя хорошо известную информацию и новую для них. На полях делают пометки. Карточка ТРКМ «Инсерт»

3. Изучение растительного мира лугов
- Какие растения луга вы узнали?

4. Изучение животного мира лугов
Пришла пора изучить животный мир лугов.
Работа по учебнику с. 171-173
- На какие группы делятся? Каких животных можно встретить на лугу?
- Как животные приспособились жить на лугу?

Дети работают в группах малого состава, определяют растения луга с помощью атласа определителя и заполняют карточки в Learningapps/. Отвечают на вопрос учителя, называя, какие растения луга определили.

Учащиеся рассматривают иллюстрации в учебнике на стр. 172-173, отвечают на вопросы учителя

Атлас-определитель
https://learningapps.org/create?new=74#preview
https://learningapps.org/myapps.php

учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир, 4 класс», стр. 171-173

Прочитайте текст на стр. 174 второй абзац и скажите:
- Что ещё растёт на лугу, о чём мы не сказали? (Грибы)
- Что за невидимки обитают в луговой почве? (бактерии).
Какое разнообразие живых существ обитает на лугу. Как они связаны друг с другом?
- Мы многое узнали сегодня о жизни луга и его обитателях. Является ли луг природным сообществом? Почему?
Читают материал учебника на стр. 174 второй абзац, отвечают на вопросы учителя после прочтения текста учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир, 4 класс», стр. 174

Физминутка

Давайте выйдем все на луг.
как много трав, смотри вокруг!
Вот бабочка вспорхнула
И крыльями взмахнула.
А вот кузнечик скок - скок.
Давай понюхаем цветок.

Дети выполняют динамическую паузу

5. Значения луга
- Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие?
- Чем он может навредить? (Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых, сжигать траву, пасти животных бездумно).
- К луговому сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.
- Что же значит луг для человека?

Выясняют, как люди могут навредить лугу, основываясь на личном опыте

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.
1) Задание: составьте 1-2 цепочки питания, характерные для природного сообщества луга.

Моделируют цепи питания

Карточка «Цепи питания»

7. Самостоятельная работа

Выполните тест (индивидуально)

Учащиеся выполняют тест

Тест https://onlinetestpad.com/xvdozupj2euus

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какова была цель урока?
- Выполнили ли мы тот план, который составили перед изучением данной темы?
- Как мы этого достигли?
- Где мы можем применить полученные знания?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я……
Мне было интересно…..
После сегодняшнего урока мне захотелось…..

Д/з задания на карточке по выбору:
1 уровень: Найди информацию о растениях луга, занесённых в Красную книгу.
2 уровень: Составь памятку «Как вести себя на лугу». К правилам поведения нарисуй условные знаки.

Учащиеся выбирают один из предложенных вариантов начала предложения и продолжают его

Презентация «Жизнь луга»

Материалы к уроку