Имя числительное как часть речи

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: числительные, имя числительное


Класс 6.

Предмет: русский язык.

Тип урока: освоения новых знаний.

Методическая цель урока: применение опорного конспекта, проблемных заданий, приемов самоконтроля и самооценки в целях освоения большого объема сложного учебного материала.

Цели урока: создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся в целях формирования у них понятия о числительном как самостоятельной части речи, умения различать количественные и порядковые числительные, знания морфологических признаков числительных и их синтаксической роли.

Планируемые результаты:

  • личностные - развитие коммуникативных качеств при организации парной работы, развитие самостоятельности и ответственности в ходе работы с картинным диктантом, осознание собственных достижений при изучении материала по теме «Имя числительное», воспитание информационной культуры, любви к русскому языку.
  • метапредметные - умение выделять главное в большом объеме информации, составлять опорные конспекты; владение смысловым чтением; умение участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать в паре, создавать устные и письменные высказывания; умение делать выводы и строить логическую цепь рассуждения.
  • предметные - обучающиеся смогут дать определение числительному, научатся различать количественные и порядковые числительные, познакомятся с морфологическими признаками числительного и их синтаксической ролью.

Методический инструментарий урока: проблемный и исследовательский методы обучения; приемы самоконтроля и самооценки; элементы технологий: обучение в сотрудничестве, ИКТ.

Материальное обеспечение урока: интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал.

Организационно-деятельностный блок

№ этапа, время

Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Настроить обучающихся на урок, создать благоприятную обстановку в классе.

Приветствует обучающихся.

Приветствуют учителя.

Умение контролировать свою готовность к уроку. Принятие своей роли обучающегося, соблюдение определенных правил поведения.

Актуализация знаний и пробное учебное действие. 3 мин.

Сформулировать совместно с обучающимися тему и цели урока.

Предлагает обучающимся ответить на вопросы, не используя чисел и предположить тему урока.
- Сколько вам лет, ребята …?
- В каком классе вы учитесь?
- Можете ответить на вопрос?

Пытаются ответить на вопросы преподавателя, формулируют тему и цели урока.
Узнать:
1.Что такое имя числительное
2.Как оно изменяется
3.Каким членом предложения является
4.На какие две группы делятся числительные.
Самостоятельно формулируют цели урока, участвуют в диалоге, высказывают точку зрения слушают мнения других.

Предлагает вниманию обучающихся опорный конспект урока, предлагает заполнить первую строку (Приложение 1).
Предлагает обучающимся внимательно посмотреть на тему урока и подумать о том, какие цели будут поставлены на этом уроке.
Предлагает обучающимся проверить, совпадает ли их точка зрения с целями, сформулированными преподавателем. (Презентация)

Записывают тему урока в тетрадь.

Изучение нового материала

Дать понятие о числительном как самостоятельной части речи, показать общее значение числительных.
(5 мин.)
1. Предлагает обучающимся поработать в парах и собрать пословицы, назвать имена числительные в собранных пословицах и задать к ним вопрос. Сделать вывод: На какие вопросы отвечают числительные? Что обозначают? (Приложение 2) Выполняют предложенные задания, заполняют опорный конспект урока, делают выводы.
Проводят самооценку выполненной работы и ставят баллы.
Умение слушать и слышать другого человека, продуктивно взаимодействовать в паре, умение делать выводы и строить логическую цепь рассуждения.
2. Предлагает распределить слова в два столбика.
Пять, три, шестой, двадцать, второй, тридцать, одиннадцать, двенадцать, седьмой, восьмой.
Обучающиеся распределяют слова в 2 столбика, исправляют ошибки, анализируют записанные слова, делают выводы, оценивают свою работу на данном этапе.
Научиться различать количественные и порядковые числительные.
(5 мин.)
3. Дети на уроке проявляют активность, заинтересованность в получении результата своей деятельности.
В результате ученики приобрели необходимые на данном этапе усвоения материала знания и умения. Произошло целеполагание дальнейшей деятельности. Цель урока достигнута, задачи реализованы. (Презентация).
Умение структурировать информацию, создавать устные высказывания на заданные темы.
4. Задает вопросы:
- На какой вопрос отвечают данные слова? Что обозначают?
- Как могут называться слова, которые обозначают количество? А те, которые обозначают порядок предметов при счете?
5. Предлагает обучающимся сделать промежуточный вывод и записать эту информацию в конспект.
6. Организует самооценку на данном этапе урока и предлагает оценить себя.
7. Предлагает снова внимательно посмотреть на тему урока, ответить на вопросы и выполнить задание:
- Какие до этого вы проходили части речи, в состав которых входит слово «имя»?
- Как вы думаете, что может быть общего между этими частями речи? (Возможно, они одинаково изменяются)
- Давайте попытаемся выяснить, как изменяются числительные.
- Просклоняйте числительные шесть и шестой
Выполняют предложенные задания оценивают свою работу на данном этапе урока.

Умение структурировать информацию, владение смысловым чтением, умение создавать устные высказывания на грамматическую тему.

Выяснить, как изменяются имена числительные.
(5 мин.)
8. Предлагает сделать вывод. (Имена числительные изменяются по падежам.)
9. Организует беседу:
- Как еще могут изменяться числительные?
- Изменяются ли количественные числительные по числам и родам? А порядковые?
- Оцените свою работу на данном этапе урока.
Оценивают свою работу на данном этапе.
Физминутка
(1 мин.)

10. Проводит физминутку.

Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту сесть опять.

11. Проводит «Картинный диктант». (Презентация)
Предлагает обучающимся поработать в парах.
На рисунке зашифрованы предложения, в состав которых входят числительные. Это всем известные фразы (пословицы, поговорки, афоризмы). Нужно отгадать предложения и записать их в тетрадь.
(Презентация)
Расшифровывают картинные ребусы, записывают разгаданные предложения в тетрадь.
Выяснить, какими членами предложения могут быть имена числительные.
(7 мин.)
12. Анализируя записанные предложения, предлагает выяснить, каким членом предложения может быть имя числительное. Для того чтобы правильно выполнить это задание, предлагает открыть учебник и внимательно прочитать материал на стр. 4, затем подчеркнуть имена числительные как члены предложения. Работают с текстом учебника, делают выводы. Умение анализировать информацию, умение делать выводы

13. Предлагает сделать общий вывод, а затем оценить свою работу на данном этапе урока

Предлагает озвучить полную информацию о числительных.

Рассказывают об имени числительном как самостоятельной части речи.

Первичное закрепление материала. (5 мин.)

Проверить, насколько хорошо обучающиеся усвоили материал урока.

Предлагает обучающимся поработать с текстом: вставить пропущенные числительные, подходящие по смыслу, подчеркнуть числительные как члены предложения, указать порядковое числительное или количественное, указать морфологические признаки, подчеркнуть как член предложения (Приложение 3).

Выполняют предложенные задания.

Оформляют свои мысли в устной и письменной речи, высказывают свою точку зрения, аргументируют её,

Обобщение материала. (5 мин.)

Обобщить изученный материал.

Предлагает обучающимся поработать с сигнальными карточками: если
согласны с утверждением, они поднимают зеленую карточку, не согласны - красную. (Приложение 4)

Выполняют предложенные задания.

Анализируют информацию, высказываю свою точку зрения и аргументируют её.

Рефлексия. (2 мин.)

Выяснить, с какими сложностями столкнулись обучающиеся в процессе урока.

Обращает внимание обучающихся на цели, поставленные в начале урока и предлагает рассказать о возникших в ходе урока трудностях. (Презентация)
Предлагает обучающимся подсчитать общее количество баллов и поставить себе оценку, говорит о том, что может скорректировать оценку.

Анализируют свою работу.

Выставляют себе оценку.

Самооценка, рефлексия собственной деятельности.

Задание на самоподготовку, инструктаж по его выполнению. (1 мин.)

Подготовиться к выполнению задания на самоподготовку.

Объясняет выполнение задания на самоподготовку.
Выписать из рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор» три предложения с именами числительными.
Или
Подобрать пять фразеологизмов с именами числительными.

Записывают задание на самоподготовку.

Осознание важности учения, важности данного задания.