Особенности образовательной деятельности детей с ОВЗ ТНР

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: ОВЗ


Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) - одни из самых частых нарушений развития дошкольников, с которыми сейчас сталкиваются воспитатели. Чтобы скорректировать эти нарушения, специалисты проводят с этими детьми комплексную коррекционно-развивающую работу. Кроме этого, их важно включать в ежедневные воспитательные и праздничные мероприятия, которые организуют воспитатели. Для этого воспитателям нужно знать о причинах ТНР у детей и основные правила работы с ними.

Презентация

Особенности детей с ТНР (высшие психические функции)

Неустойчивое внимание, трудности его распределения:

Ребёнку трудно сосредоточиться на задании, распределить внимание между компонентами задания

Особенности слухового, зрительного и тактильного восприятия:

Плохо различает речевые звуки, не дифференцирует их, с трудом воспринимает и анализирует сюжетные изображения, затрудняется определить наощупь предмет.

Снижен объём памяти, особенно вербальной:

Трудно запоминать инструкцию педагога, стихи, сюжет сказки.

Мышление преимущественно наглядное, скудость воображения:

Требуется постоянное наглядное подкрепление.

У детей с ТНР заметны отклонения в эмоционально-волевой сфере:

им свойственны частая смена интересов, низкая мотивация, негативное восприятие, неуверенность в собственных возможностях, высокий уровень раздражительности и агрессии, обидчивость, проблемы в общении и установлении контактов с окружающими.

Нарушена координация:

Дети неловки, спотыкаются, натыкаются на предметы, затруднены тонкие манипуляции с предметами.

Трудности перемещения в пространстве:

Не могут построиться, найти пару, сориентироваться в помещении.

Затруднено включение в совместные игры

  • Быстрая утомляемость от игры.
  • Не замечают партнера по игре.
  • С трудом меняют виды деятельности в игре или разные игры.
  • Не понимают правила и содержание самой игры.

При организации и проведении занятий воспитателю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала.

  1. На занятии важно четко выделять цель и осуществлять ее реализацию;
  2. Неторопливая, эмоциональная и выразительная речь педагога обеспечивает более полное понимание и усвоение материала;
  3. Частая смена видов работы на занятии и сочетание в расписании различных занятий: например, развитие речи - рисование. Кроме того, в занятие необходимо вводить динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т.д., что снимает психо-эмоциональную нагрузку.
  4. Материал должен быть доступен и понятен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

  1. Визуальный алгоритм действий
  2. Упрощение инструкции (возьми, сделай, поверни)
  3. Увеличение времени для подачи инструкции (повтор инструкции)

ТНР требуют специальной и ежедневной работы. Кроме занятий с учителем-логопедом, педагогом-психологом, важно создавать для таких воспитанников ситуации успеха в режимных моментах, играх, на занятиях в группе. Дети с ТНР часто замыкаются, обижаются, испытывают неуверенность в себе. Поэтому нужно заранее продумывать для них задания с учетом их индивидуальных особенностей.

КЕЙСЫ

№1. Вася 6,5 лет подготовительная группа.

Робок и нерешителен, испытывает трудности при устных ответах, когда его спрашивают в группе.

В группе с детьми не конфликтует, замкнут.

Рекомендации для воспитателя:

  1. Словесное поощрение ребенка за проявление любой активности в группе;
  2. Демонстрация успешных работ или выполненных заданий данного ребенка в группе;
  3. Привлечение ребенка (одного или в паре с кем-либо) к активной деятельности в группе и (с целью повышения самооценки).
  4. Игры в группе или подгруппе где можно назначить этого ребенка ведущим.

№2. Мальчику Пети 5 лет он с трудом запоминать инструкцию воспитателя на занятиях, ему трудно дается изучение стихотворения.
Рекомендации для воспитателя:

  1. На занятиях повторить инструкцию для ребенка лично,
  2. Подобрать иллюстрацию к заданию,
  3. Если плохо запоминает стихи сначала можно дать ребенку роли в диалогах, когда он должен отвечать короткими репликами или действиями, потом подбирать небольшие рифмованные стихи.
  4. Стих можно зарисовать маленькими картинками подсказками чтоб ребенку было легче запомнить.