Изменение звуков в потоке речи

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: каллиграфия, каллиграфическое письмо


Цели: дать представление о том, что изучают графика и каллиграфия, и о назначении алфавита.

Задачи:

  • дать представление об отличии устной речи от письменной;
  • формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, составлять алфавитный перечень слов;
  • воспитывать любовь к родному слову через обращение к русской литературе;
  • развить общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Ход урока

I. Организационный момент (настрой на урок, артикуляционная разминка

«Лепим снеговика»

- Открываем рот широко (как бы произнося букву А), потом рот немножко закрывается (как бы произнося букву О) и «последний маленький комок» (как бы произнося букву У, только губы немного напрягаем, чтобы они не вытягивались вперед в трубочку).

Проверка домашнего задания

II. Основная часть

1. Синтаксическая разминка. Вставьте необходимые слова, чтобы получились пословицы. Расставьте необходимые знаки препинания. Объясните их постановку (работа в тетрадях и на доске).

1) Ученье ... , а неученье ....

2) ... источник знаний.

3) Повторение ... учения.

- Предложенные пословицы живут с XIX века. Как вы понимаете эти пословицы в настоящий момент?

- Где нам встречается термин «транскрипция»?

Определите, какие орфограммы есть в затранскрибированных словах. Запишите их согласно нормам. Объясните совпадение произношения и написания (индивидуальная и групповая работа).

[каз'ба], белый [гр'ип], [марос].

III. Слово учителя

- Подумайте, какую тему мы продолжаем изучать? Вспомните стихотворные строки А.С.Пушкина:

И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.

- И вновь мы в сказке: представьте себе мысленно эту сказочную картину. Какое слово в стихотворении может вызвать у вас вопрос? Что означает слово чредой? Ребята, именно от этого слова образовался глагол чередовать. Его употребляют, когда что-то или кто-то сменяется по очереди. Чередоваться могут и звуки речи (гласные и согласные). Предлагаю вам рассмотреть таблицу.

Слова

Чередование

Слова

Чередования

Ухо - уши

х/ш

Кую - ковать

у/ов

Пеку - печь

к/ч

Заря - зорька

а/о

Свет - свеча

т/ч

Жатъ-жну-пожинать

а/н /ин

Ход - хожу

д/ж

Жать - жму - пожимать

а/м/им

Вновь произнесли звуки, сделали выводы.

Знакомство с теоретическим материалом учебника - стр. (учащиеся 1-го варианта стараются ответить на вопрос: «В каких позициях могут стоять согласные звуки?», учащиеся 2-го варианта - «В каких позициях могут стоять гласные звуки?»

- Подведение выводов, ответы на вопросы.

- Придумайте свои примеры слов с чередованием гласных и согласных.

IV. Тренировочные упражнения (работа в тетрадях и на доске)

Отгадайте загадку.

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

- Произнесите подчеркнутые слова и запишите звуки, которые вы слышите на конце слов. Измените слова, поставив конечные согласные в сильную позицию (дубы, зубы). Какой звук будут передавать конечные согласные? Этот процесс называется «оглушение». Оглушение звонких согласных в позиции на конце слова в русском языке происходит всегда. Приведите свои примеры.

Физкультурная минутка.

Прочитайте стихотворный текст. Найдите в этом отрывке звонкие согласные, которые «оглушены» на конце слова (устно).

Мальчишек радостный народ
Коньками звонко режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый
Ступает бережно на лед.
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

Прочитайте предложения.

Вместе .... Борей прибежал маленький щенок.
В плавании... Жорой не мог соревноваться никто.
В этот день дежурным в классе были Володя .... Шурой.
На столе стоял стакан .... чаем.
Мы .... Тамарой ходим парой.

- Выпишите в столбик существительные и поставьте к ним соответствующие предлоги. Запишите звуки, которыми выражен этот предлог в каждом предложении. Сколько у вас получилось звуков?

Запомните! На произношение согласного звука влияет его позиция в слове. Таких позиций может быть две: в начале слова или в середине перед идущим за ним согласным и на конце слова.

Выпишите из стихотворения слова, в которых согласный звук находится под влиянием идущего за ним другого согласного:

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
(Перевод С.Маршака)

- Какие слова в этом стихотворном отрывке вам непонятны (скипидар, замазка, булочная). Обратите внимание, как произносится сочетание букв чн в слове булочная ([шн]).

Вывод: если гласные и согласные в сильной позиции - орфографических трудностей нет. Если в слабой позиции, нужно применять правило, чтобы грамотно писать. То есть, важно определить позицию гласного или согласного в слове: в слабой или сильной позиции.

Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.

V. Выводы по уроку

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Какие трудности вы испытали в работе на уроке?

Анализ работы на уроке, выставление отметок.

VI. Домашнее задание

- На следующем уроке тема будет углубляться, поэтому домашнее задание носит творческий характер: в сказках А.С.Пушкина найдите 5 слов с согласными в слабой позиции и 5 слов с гласными в слабой позиции, запишите их, согласные обозначьте. Подберите к ним слова с этими же звуками в сильной позиции.

Приложение