Урок русского языка по теме "Сложные слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, Сложные слова


Предмет: Русский язык.

Цель урока:

  • Формировать представления о многообразии сложных слов.
  • Повышать интерес к изучению русского языка.
  • Развивать творческое мышление устной и письменной речи, внимание и память.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

  • Формировать умение различать сложные слова.
  • Наблюдение за сложными словами.
  • Различать однокоренные слова, группировать их.

Личностные результаты

  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
    находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • высказывать свои предположения на основе учебного материала;
  • осуществлять контроль за выполнением деятельности.

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся

Эмоциональный настрой на урок

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей,
Строить слово из частей.

О чём речь на уроке пойдет, дети?

2. Постановка учебной задачи

- Прочитайте слова на доске.

- Как вы думаете, сколько групп однокоренных слов записано?

(на доске в столбик слова-карточки: вода, водичка, падает, водный, падение, водопад)

- Какие это группы? (с корнем -вод- и с корнем -пад-)

- Распределите их по группам. (2 ученика работают у доски)

- Почему взял(а) эти слова в 1 группу? (с корнем -пад-)

- Почему взял(а) эти слова во 2 группу? (с корнем -вод-)

(Если не возьмут слово водопад):

- Почему вы не взяли слово «водопад»?

- Вы считаете, что это слово лишнее?

- Объясните, что обозначает слово «водопад» (Поток воды, который падает с высоты).

- Как вы считаете,в какую группу можно отнести это слово?

- Все ли согласны? Кто думает по-другому?

- Что вас удивило? (одно слово может быть однокоренным для двух разных групп)

- Какие вопросы возникают? (Какой корень в слове «водопад»? Может ли в слове быть два корня или всегда только один? Как это определить?)

- Как же на них ответить? (Мы пока не знаем)

- Знаний не хватает, поэтому мы продолжаем тему, которая поможет нам решить проблемную ситуацию.

3. Открытие нового знания

(Слайд)

Жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый

- О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (о человеке с такими чертами характера)

- Какими чертами характера обладаете вы? (высказывания детей)

любопытный, дружелюбный, целеустремленный, добросовестный

- Что вы можете сказать про эти слова?

(Слайд)

Светловолосый, темнокожий, синеглазый, рыжеволосый, чернобровый.

- Когда мы употребляем такие слова? (когда говорим о внешности человека)

Каким способом образованы эти слова?

- Какие черты своей внешности вы можете описать сложными словами?

4. Работа в группах

1 группа

Работа по карточкам.

Выберите и запишите черты характера, которые вам подходят.

Самолюбивый, трудолюбивый, лежебока, слабовольный, тугодум, сердобольный, добродушный, милосердный, великодушный, пустомеля, свободолюбивый, благородный.

Выдели корни, подчеркни орфограммы.

2 группа

Слайд № 3

Напишите, как вы назовёте человека, у которого:

Мягкое сердце - …
добрая душа - …
острый ум - …
голубые глаза - …
тёмные волосы - …

3 группа

Составьте словесный портрет - описание своего одноклассника.

Светловолосый, темнокожий, синеглазый, рыжеволосый, чернобровый ,самолюбивый, трудолюбивый, лежебока, слабовольный, тугодум, сердобольный, добродушный, милосердный, великодушный, пустомеля, свободолюбивый, благородный.

Проверка.

1-я группа: выслушать 1-2 человек

2-я группа: слайд

(мягкосердечный, добродушный, остроумный, голубоглазый, темноволосый)

3-я группа.

- Прочитайте описание, а ребята должны догадаться, о ком вы говорите.

- Какие слова вы записали? Как они образовались?

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Что такое сложные слова? Выберите верный ответ на вопрос.

(Слайд)

1. Все непонятные слова называются сложными.

2. Все длинные слова называются сложными.

3. Слова, в которых два корня, называются сложными.

- Оцените свою работу.

- У кого были затруднения?

- Всё ли мы узнали о сложных словах?

Так вот я на уроке испытала водопад положительных эмоций от общения с вами.

(слайд)

Учитесь! Дерзайте! Узнавайте! Открывайте!

И жизнь откроет для вас свои тайны. Удачи вам.