Логарифм и его свойства. Логарифмическая функция

Разделы: Математика

Класс: 10

Ключевые слова: логарифмы, логарифмическая функция


Цели урока:

  • повторить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Логарифм числа. Логарифмическая функция»;
  • закрепить и усовершенствовать умения и навыки работы с логарифмами при вычислениях, решение уравнений, нахождении области определения логарифмических функций и логарифмических выражений;
  • подготовить учащихся к восприятию новой темы «Решение логарифмических уравнений и неравенств;
  • развивать математически грамотную речь;
  • развивать графическую культуру;
  • воспитывать культуру труда;
  • вырабатывать навыки самоорганизации учебной деятельности.

Оборудование урока:

  • задания для программированного контроля;
  • задания для работы «На выбор»;
  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • портрет Джона Непера;
  • плакат: Логарифмическая комедия «2>3».

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности учащихся и сообщение темы, целей и задач урока

Сообщаются цели урока.

III. Обобщение и систематизация учебного материала

  1. Умственная разминка по теории логарифма числа.
  2. Дать определение логарифма числа.
  3. Найти х, если: log3х = -1; log0,5 х = 0; logx 81 =4; logx 1/4 = -2.
  4. Запишите основное логарифмическое тождество.
  5. Вычислить: 7 log7 2; (1/2)2log1/2 5.
  6. Дать определение десятичного логарифма.
  7. Вычислить: 1g 100; 1g 0,001; 1g tg /4.
  8. Основные свойства логарифмов. Формулировки и формулы.
  9. Найдите верные равенства: log2 8 = 3; log24 = -2; log-2 4 = 2; log2 (-16) = 2.
  10. Найдите выражения, имеющие смысл: log3 5; log5 0; log2 (-4); log51; log5 5.
  11. Решите уравнение: 1g х = 1g 3 + 21g 5 - 1g 15.
  12. Работа у доски по заданиям, подобным заданным на дом.

1. Упростить: (811/4-1/2log9 4 + 25log 1258) 49log72

Использовать свойство: loga в = loga в, с≠0, а>0, а≠1, в>0.

Ответ: 19.

2. Решить уравнение: log2х = 3 - х.

Ответ: х =2.

Вопросы:

  1. В какой точке логарифмическая функция пересекает ось абсцисс? Почему?
  2. Какой знак имеет функция на промежутке ( 0; 1)?
  3. При каком значение х функция принимает положительные значения? Log

3. Историческая справка.

Немного об изобретателе логарифмов и создателе логарифмических таблиц (о Джоне Непере).

4. Графический диктант «Логарифмическая функция».

  1. Логарифмическая функция у = logaх определена при любом х.
  2. Функция у = logaх логарифмическая при а>0, а≠1, х >0 .
  3. Областью определения логарифмической функции является множество действительных чисел.
  4. Областью значений логарифмической функции является множество действительных чисел.
  5. Логарифмическая функция - четная.
  6. Логарифмическая функция - нечетная.
  7. Функция у = logaх - возрастающая.
  8. Функция у = logaх при положительном, но меньшем единицы основании, - возрастающая.
  9. Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1;0).
  10. График логарифмической функции находится в верхней полуплоскости.
  11. График функции у = logax пересекается с осью ох.
  12. График логарифмической функции симметричен относительно ох.
  13. График логарифмической функции всегда находится в I и II четвертях.
  14. График логарифмической функции всегда пересекает ох в точке (1 ;0).
  15. Существует логарифм отрицательного числа.
  16. Существует логарифм дробного положительного числа.
  17. График логарифмической функции проходит через точку (0;0).

Ответ: (- + - + + + - + «-» - нет, «+» - да.

5. К доске приглашаются три ученика, которые работают по индивидуальным карточкам.

  1. Найти область определения функции: у = 7х + lg(6 - Зх).
  2. Найти значения х, при котором выражение имеет смысл: х2 - х - 6
  3. Постройте график функции: у = log (8 - х)

6. Логарифмическая комедия «2>3».

Доказательство: 1/4 >; (1/2)2 > (1/2)3; 21g (1/2) >31g (1/2); 2>3.

Найти ошибку в доказательстве

7. К доске приглашается учащийся решить следующую систему уравнений:

3у + 2х = -10,
у - 2 = log3(2x).

Решается традиционным способом подстановки.

Вопрос: Можно ли дать ответ, не решая систему уравнений?

Ответ: Возможно. 2х>0 и 3у>0, тогда 3у+ 2х >0, а в рассматриваемой системе эта сумма равна отрицательному числу. Поэтому система не имеет решений.

8. Программированный контроль.

При каких значениях х существует данный логарифм?

Определение и разъяснение домашнего задания.

Пн. 35-39. «Алгебра и начала анализа, 10-11». Под. ред. А.Н.Колмогорова. Стр. 273, №66 и №68.

Задание

Варианты ответа

Вариант 1

Вариант 2

1

2

3

4

5

Log5(7-x)

Log5(x-7)

x>7

0<x<7

x<7

x>7

x <7

Log2(9-x2)

Log3(x2-16)

x<-3, x>3

x<-4, x>4

-3<x<3

-4<x<4

-4<x<4

Log4

Log6

x<-2, x>5

x>-5, x<-2

-1<X<6

-2<x<5

x<-2, x>6

Logs(x2-4x+4)

Log7(x2-6x+9)

-2<x<2

x R, x≠2

x>3

x R, x≠3

x R

IV/ Итоги урока

Выставление оценок.