Сценарий урока окружающего мира: работа с научно-популярной статьей

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Планета Знаний»


Урок окружающего мира на тему «О форме нашей планеты»

УМК: «Планета знаний». 4 класс

Цели: создать условия для формирования представлений о научных методах познания окружающего мира.

Задачи урока

  • Образовательные: вспомнить о планетах Солнечной системы, глобусе - модели Земли; углубить знания учащихся о форме Земли.
  • Развивающие: способствовать развитию грамотной речи, памяти, внимания, мышления, умения высказывать свою точку зрения, аргументировать свое высказывание.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к нашей Земле, воспитание культуры общения, способности к сотрудничеству.

Планируемые результаты

личностные - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

предметные - знать форму Земли, ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию, прогнозировать содержание произведения по его заглавию, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.

метапредметные

  • Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и текст учебника.
  • Регулятивные УУД - уметь определять учебную задачу на уроке, высказывать свое мнение, аргументировать свой ответ.
  • Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать мнения других.

Форма проведения урока: групповая.

Оборудование: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1, листы с текстом учебной статьи у каждого ученика, листочки с кроссвордом у каждого ученика, презентация, подготовленная учителем.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, что мы изучали на уроках из раздела «Мы живём на планете Земля».

Для этого отгадаем кроссворд - работа в парах (листочки с заданием):

  1. Направление, сторона света, где вечером заходит солнце. (Запад)
  2. Измерение времени, основанное на периодическом повторении явлений природы. (Календарь)
  3. Устройство (прибор), облегчающее ориентирование на местности. (Компас)
  4. Разновидность календаря, основанная на периодической смене полнолуния и новолуния. (Лунный)
  5. Самая яркая звезда, которая ближе всех расположена к Северному полюсу. (Полярная)

- Какое «ключевое» слово у нас получилось?

- Что обозначает слово «земля»?

- Давайте узнаем значение этого слова в Толковом словаре Ожегова. (Слайд 1)

Земля - 1 - третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси; 2 - суша в противоположность водному или воздушному пространству; 3 - почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.

- Почему Землю нельзя назвать звездой?

- Какое место занимает Земля в Солнечной системе?

III. Постановка проблемы, формулирование темы и цели урока

- На этом уроке мы продолжим разговор о нашем доме - планете Земля. Прочитайте в учебнике тему урока. (Слайд 2) Предположите, о чем пойдет сегодня речь. На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? Какова тема урока? Каковы цели урока?
Наша сегодняшняя цель: найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.

IV. Совместное «открытие» знаний

1. Чтение статьи учебника с. 98-99 (статья дублирована на листках, которые выданы учащимся).

- Определите, к какому жанру относится текст, который вы прочитали. О чём вы прочитали? К какому типу относится этот текст? (Рассуждение.) Почему так решили? Какова его основная мысль?

2. - Вспомним, определение термина. (Слайд 3)

- Найдите и выделите желтым цветом в тексте термины, которые требуют объяснения. (По щелчку на экране появляются слова: планета, вывод, горизонт, линия горизонта, местность, горы, окружность, затмение, шар, геоид.) С какими из них ты уже знаком?

- Подумайте и объясните, что такое геоид. Какое предложение помогло вам это определить? Подчеркните его простым карандашом.

3. - Ответьте на вопросы. Нужную информацию выделяйте в тексте. (Слайд 4)

Зеленым: - Как древние люди представляли Землю?

- Какие наблюдения доказывают шарообразность Земли?

4. Работа в группах (прием «зиг-заг»): 4 группы (№ 1-4). (Слайд 5)

- Каждый член группы читает свой отрывок, отмеченный соответствующим номером.

- Выделите в доказательстве одно ключевое слово или словосочетание, или предложение, отражающее его тему.

- Выберите человека, который расскажет это доказательство шарообразности Земли всем одноклассникам.

- Придумайте 1-2 вопроса по содержанию своего выступления, адресованные остальным одноклассникам.

5. Презентация работы групп.

6. Составление кластера.

7. Чтение статьи учебника на с. 100. (Продолжение статьи на листе)

- О чем вы прочитали? К какому типу относится этот текст? (Описание.) Почему так решили? Какова его главная мысль? (Землю надо беречь.)

8. Работа с текстом. (Слайд 7)

- Найдите в первой цитате слова-синонимы (удивительно - поразительно).

- Замените в предложении «Наша голубая планета из космоса удивительно красива» слово удивительно другим, близким по значению (дивный, диковинный, изумительный, поразительный, разительный, странный, чрезвычайный, чудный, чудесный, сенсационный)

- Познакомьтесь с лексическим значением слова ресурсы (щелчок). В каком значении это слово употреблено в тексте? С каким прилагательным связано слово ресурсы в тексте?

- Выделите прилагательные, которые используют космонавты, описывая Землю, желтым цветом.

- Найдите во второй цитате словосочетания с противоположным значением (черное пространство - многоцветная планета, крошечная и незначительная - важная и значительная).

- Чем Земля похожа на космический корабль? (- несется в космосе; - есть экипаж; - ограниченные ресурсы)

- Почему же нужно беречь нашу планету? (Земля уникальна!)

V. Итог работы

VI. Рефлексия, д/з

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3