Факторы, влияющие на психо-физическое состояние здоровья у умственно отсталых детей

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью


На учителя начальных классов возложена большая ответственность по подготовке и обучению обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Учитель должен знать возможности каждого обучающегося, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь его усвоить и в дальнейшем применить на практике по возможности самостоятельно. Эта работа долговременная, не всегда дающая быстрый желаемый результат.

Основным симптомом детей с УО является недоразвитие познавательной деятельности вследствие низкой способности к мышлению. Внимание ослаблено и неустойчиво. Память ослаблена. Слабая ориентировка в задании, неумение планировать, неуверенность в своих силах, стремление обойти встречающиеся трудности, отклонение от поставленной цели, подмена её сходной, более лёгкой.

Наряду с недоразвитием познавательной деятельности недоразвита и эмоционально-волевая сфера. Детям свойственна примитивность эмоций и переживаний. Они не могут подавить обиду, влечение, желание, не умеют понять, адекватно и критически оценить своё поведение, неспособны отстоять свои убеждения.

У многих обучающихся имеются соматические нарушения, общая физическая ослабленность, нарушения мелкой моторики.

Личность ребёнка формируется и развивается под влиянием повседневного быта, окружающей природы и других объективных факторов.

Для формирования личности и коррекции дефектов развития учеников с УО необходимы определённые благоприятные условия. Первым и наиболее существенным условием является РЕЖИМ ДНЯ.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребёнка может быть несоблюдение режима дня школьника.

Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию "режим". Значение режима увеличивается не только из-за изменения нагрузки, но ещё и потому, что новые обязанности требуют от младших школьников большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых, поможет сохранить нормальную работоспособность в течение дня, в течение всего учебного года. Правильная организация труда и отдыха позволяет предотвратить раздражительность, возбудимость у ребёнка в течение дня.

Влияние на состояние здоровья школьника оказывает питание. Оно должно быть 5-разовым. Завтракать лучше перед началом учебных занятий горячей кашей, омлетом, творогом, оладьями с ягодами. Второй завтрак ребёнок получает в школе, обед - в 13.00, полдник - в 16.00, а ужинать - в 18.00-19.00. Не стоит устраивать поздний ужин.

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Для наилучшего развития головного мозга необходимы активные виды отдыха на свежем воздухе. Для этого следует включать в режим дня ребёнка занятия спортом и игры на свежем воздухе, желательно - после занятий, перед обедом.

Большой вред для психики ребёнка наносят компьютерные игры и постоянный просмотр телевизора. Родителям будет проще регламентировать это, если данные виды деятельности также включить в режим дня. Следует ограничивать просмотр телевизора до 1 часа для обучающихся 1-3 классов.
За компьютером дети младшего школьного возраста должны проводить не более 15 минут в день.

На положительный результат обучения детей с УО влияет не только отлаженный режим дня, но и такие условия, как атмосферное уличное давление. Дети с УО очень метеозависимы. Накануне выпадения осадков ученики могут быть очень вялыми, сонными, жалуются на головную боль. Или в такие дни они неусидчивые, агрессивные, перевозбуждённые.

Каждый детский коллектив отличается друг от друга. В неблагоприятные дни привычные виды работ могут как улучшить, так и ухудшить умственную работоспособность детей. Эти особенности надо учитывать учителю при проведении контрольных работ, олимпиадных заданий и т.п. Для улучшения умственной работоспособности в дни высокого или очень низкого атмосферного давления особое внимание уделяю физминуткам, больше ввожу игровых моментов во время урока.

В работе с такими обучающимися на помощь приходит АРТ-технология. Методы используемые АРТ-технологией универсальны и могут быть использованы для решения широкого круга учебно-воспитательных задач. У учителя появляется возможность раскрыть творческий потенциал ребёнка, развить индивидуальную активность, способствовать осознанию собственной уникальности.

В первом классе в пропедевтическом периоде дети выполняют элементарные виды работ. Изучая геометрические формы, можно добавлять сюжет сказки. Ребята учатся взаимодействовать друг с другом. Через конструирование предметов урок обретает практический характер.

Сказкатерапия направлена на ребёнка так, что происходит развитие творческих способностей учащихся, расширение их сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром. Сказки вызывают сильное эмоциональное проявление у детей. Они дают дополнительные возможности для развития коммуникативных навыков младших школьников. В первом классе сюжет сказки простой. Главная задача учителя - заинтересовать, привлечь обучающихся. Чтобы раскрепостить детей, придать им уверенности, учитель применяет разные способы. Во втором классе на помощь приходят куклы. Ребятам нравится такая игра. Театрализация сюжета сказки помогает лучше запомнить, сделать пересказ близко к тексту.

Постепенно виды работ усложняются. Детям предлагается выразить свои чувства, эмоции. Раскрашивая рисунок, дети сосредоточены, происходит концентрация внимания, вырабатывается точность движения руки.

Работа с песком помогает умственно отсталым обучающимся успокоиться, расслабиться, проявить интерес к работе.

На уроках мир природы и человека, рисования, чтения детям необходимо усвоить строение дерева. Здесь успешно помогает в усвоении задания рисование песком.

АРТ-технологии эффективны в работе с умственно отсталыми детьми, имеющими трудности в обучении и общении. Применение арт-технологий на уроках в начальной школе помогает обучающимся раскрепостить свои внутренние силы. У них активизируется речевая деятельность. Ученики работают с интересом, если они выполняют посильное для них задание.

Список литературы

  1. Бетенски М. Новые методы арт-терапии./ М.Бетенски. - СПб.: Эксмо-пресс, 2002. - 196с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. - Спб.: Речь, 2003. - 216с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. - Спб.: Речь, 2003. - 216с.
  4. Киселева М.В. «Арт-терепия в работе с детьми». СПб.: Речь, 2008.
  5. Кожохина С.К. «Растём и развиваемся с помощью искусства». СПб.: Речь, 2006.
  6. Короткова Л.Д. «Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста». СПб.: Речь, -2001.
  7. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии./ А.И.Копытин. - СПб.: Речь, 2003. - 320с.
  8. Лебедева Л.Д. «Арт-терапия в педагогике» Педагогика, 2000.