Организация и проведение лабораторных работ по курсу «Биология. Растения» с использованием регионального материала

Разделы: Биология

Ключевые слова: биология, Забайкальский край, растения Забайкальского края


Лабораторные работы в курсе биологии являются важной органической частью учебной программы. Их выполнение обязательно для каждого учителя, что необходимо для повышения образовательного уровня учащихся и получения навыков по практическому использованию полученных знаний. Существуют различные классификации лабораторных работ:

  • по форме организации деятельности учащихся выделяют: фронтальную, групповую (звеньевую) и индивидуальную лабораторные работы;
  • по содержанию: лабораторные работы по биологии растений, биологии животных, биологии человека, общей биологии;
  • по источникам используемой биологической информации на уроках биологии растений выделяют лабораторные работы по изучению систематических групп растений, лабораторные работы с микроскопом, лабораторные работы с разнообразным раздаточным материалом.
  • по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся: репродуктивного, частично-поискового и исследовательского типа, выполняемые под наблюдением учителя.

Лабораторные работы является обязательным и важнейшим компонентом образовательных программ. Выполнение лабораторных работ должно базироваться на материале, изложенном в учебной литературе, рекомендованной для данного курса.

В результате проведенного нами анализа программ по биологии растений мы пришли к выводу, что наибольшее количество лабораторных работ (39) предполагалось по программам В.А.Корчагина «Ботаника» [7] и по программе Т.И.Серебряковой «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники» [6] 37 лабораторных работ. Наименьшее количество лабораторных работ (18) по программам И.Н.Пономаревой «Биология» [1]. При сравнении программ по биологии растений в 5-7 классах, также выяснили, что в программе В.В.Пасечника «Биология: Бактерии, грибы, растения» [2], «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» [5] предусмотрено 29 лабораторных работ. Из них в 5 классе предлагается к выполнению10, в 6 классе 19 лабораторных работ. По программе Н.И.Сонина предусмотрено 28 лабораторных работ по изучению растений [3, 4] они должны проводится, начиная с раздела «Природоведения» в 5 классе, затем в 6 классе в курсе «Биология. Живой организм», и далее в 7 классе в курсе «Биология. Многообразие живых организмов».

Проведенный сравнительный анализ школьных программ преподавания биологии растений показал, что в настоящее время наблюдается уменьшение количество часов, выделенных для проведения лабораторных работ. Поэтому актуальным на сегодняшний день является возобновление использования лабораторно-практических работ для изучения и закрепления пройденного материала, что позволит повысить качество знаний учащихся.

Исследования показали, что учителя биологии, особенно начинающие при подготовке и проведении лабораторных работ испытывают недостаток раздаточного материала для их проведения. Поэтому нами был проведен анализ не только лабораторных работ, но и их методическое обеспечение. Для создания методического обеспечения лабораторных работ был проанализирован видовой состав растений Забайкальского края, составлен перечень растений, которые можно использовать для подготовки раздаточного и демонстрационного материала (в виде гербария растений, коллекции плодов и семян, влажных препаратов). Было подобрано 5 видов грибов, 10 видов водорослей, 4 вида мхов, 5 видов хвощей, 5 видов папоротников, 9 видов голосеменных и 44 вида цветковых растений. По теме «Корень» для подготовки раздаточного и демонстрационного материала подобрано 37 видов растений; по теме «Лист» - 57 видов; по теме «Строение почек», «Листорасположение» - 24 вида растения; по теме «Стебель» - 40 видов растений; по теме «Видоизменение побегов - 13 видов растений; по теме «Цветок» - 19 видов растений; по теме «Соцветие» - 35 видов растений; по теме «Плод» - 31 вид растений.

Для проведения работ по систематике цветковых растений и знакомству морфологическими признаками семейств были составлены ключи для определения видов растений семейств Розовые, Бобовые, Лилейные, Крестоцветные. Для семейств Астровые, Паслёновые и Злаки ключи не составлялись, т.к. для работы с определительными карточками по всем семействам на уроках нет достаточного времени и также эти семейства будут трудны для определения. Нами разработаны и апробированы 19 лабораторных работ с использованием регионального материала (растений Забайкальского края).

Таким образом, в изучении предмета «Биология. Растения» особое внимание должно уделяться подготовке и проведению лабораторных работ. То, как будет организованны лабораторно - практические занятия, какие средства и методы будут использованы учителем при их проведении, зависит формирование практических умений и навыков обращения с различными приборами, лабораторным оборудованием, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки учащихся. Кроме того у учащихся формируются исследовательские умения и навыки (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты), умение проверять теорию практически, осмысливать и объективно оценивать информацию, которая пригодится учащимся в их повседневной практической деятельности.

Список литературы

  1. Биология. 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. И.Н.Пономаревой. - 3-е изд., перераб. - М.: «Вентана-Граф», 2008. - 240 с.
  2. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Пасечник. - М.: Дрофа, 2012. - 141 с.
  3. Биология. Живой организм.6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. - 2-е изд., стереоти. - М.: Дрофа, 2008. - 174 с.
  4. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И.Сонин. - 2-е изд., стереоти. - М.: Дрофа, 2009. - 255с.
  5. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 207 с.
  6. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. учреждений / Т.И.Серебрякова, А.Г.Еленевский, М.А.Гуленкова и др. - 6. изд. - М.: Просвещение, 2000. - 224 с.
  7. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учебник для 6-7 класса средней школы / В.А.Корчагина. - 24-е изд. - М.: Просвещение, 1993. - 256 с.