Методы и формы работы учителя русского языка и литературы (из опыта педагогической деятельности учителя-словесника)

Разделы: Русский язык, Литература


Внедрение новых подходов к организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка диктуют необходимость совершенствовать методы и формы использования педагогических технологий на уроке, творчески подходить к их применению, иными словами, совершенствует профессиональные умения учителя русского языка и литературы.

Для формирования профессионального самовоспитания школьников обычно использую технологию проектов или метод проектов. В данной технологии ребёнок рассматривается как уникальная личность, способна осознавать жизненные явления и выбирать правильное решение в различных ситуациях. Метод направлен на выполнение задач формирования и развития интеллектуальных умений, связанных критическим и творческим мышлением.

Моя работа с учащимися направлена на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата, Мы используем элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы. Благодаря применения метода проекта у учащихся вырабатываются и развиваются умения и навыки проектирования.

Самыми удачными в своей практике считаю применение исследовательского метода. Написание реферата и текста доклада предъявляет высокие требования к творческим способностям школьников в познавательной деятельности.

Реферат - это краткое изложение статьи, книги, документа, учения, теории, обзор литературных источников.

Сформулированы основные критерии оценки реферата:

  • точность и объективность передачи сведений, полнота содержания,
  • уровень анализа (теоретический/практический), логичность, выразительность, грамотность;
  • аргументированность и убедительность;
  • доступность восприятия текста.

Процесс написания реферата строится в соответствии с последовательностью трех этапов:

  1. Подготовительный этап: поиск и выбор литературы;
  2. Исполнительский этап: чтение и анализ источников, и ведение записи значимых фактов;
  3. Заключительный этап: обработка, оформление материалов, написание текста реферата и доклада по нему, составление списка использованной литературы.

Организация творческой деятельности школьного класса на уроке требует от учителя понимания уровней готовности учеников к самостоятельности в творчестве, которое поможет выстроить стратегию индивидуального подхода к формированию и развитию необходимых умений в самоорганизации учащимися своей мыслительной деятельности в решении сложной творческой задачи по написанию текста реферата и выступлению с докладом публично.

Эффективность решения зависит от умения учащихся решать две задачи:

  • уровень овладения предметным содержанием излагаемой проблемы;
  • уровень овладения видами речи, обеспечивающими адекватное использование языковых средств для изложения своих мыслей в соответствии с ситуацией (лексика, грамматика, синтаксис, типы текста и стили речи) в соответствии с ситуацией общения.

Написание реферата предполагает владение учащимся научным стилем речи. Выступление перед одноклассниками с докладом требует коррекции научного стиля текста в стиль научно-публицистический, в котором строгое научное изложение дополняется эмоционально-оценочными акцентами значимыми для интересов слушателей.

Перечисленные требования к творческой деятельности реализуются у школьников на пяти уровнях подготовленности к самоорганизации в решении творческих задач:

  1. Неосознаваемый уровень: ученик не понимает задачу и виды действий в ее решении.
  2. Репродуктивный уровень: ученик повторяет действия по заданному однажды образцу.
  3. Алгоритмичный уровень: ученик действует строго по усвоенному им алгоритму.
  4. Самостоятельный уровень: ученик действует методом проб и ошибок, пытаясь найти верный, новый способ решения задачи, самостоятельно перебирая все имеющиеся способы (мышления, речевые, языковые, коммуникативные) для подготовки текста, соответствующего ситуации общения.
  5. Творческий уровень: ученик быстро готовит реферат и доклад, проявляя необходимый уровень

Мыслительной, речевой, языковой, коммуникативной компетентности в решении творческой задачи.

Следовательно, реализация творческих методов организации исследовательской деятельности школьников стимулирует совершенствование профессиональных умений учителя русского языка и литературы:

  • знание критериев и уровней сформированности творческой активности школьников дает возможность точнее ставить учебные, развивающие и воспитательные задачи;
  • уровни готовности учеников к самостоятельности в организации решения творческих задач определяют стратегии индивидуального подхода в выборе методов обучения;
  • более дифференцированными цели, задачи и методы обучения системе языка, видам речевой деятельности, развитию коммуникативной компетентности на уроке.

Одновременно создаются благоприятные условия для социализации школьников в процессе познавательной деятельности и самореализации личности.