Здоровьесберегающие технологии для дошкольников

Разделы: Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология


«Сила - это здоровье.
Здоровье без силы невозможно!»

Аристотель

В России наблюдается негативная тенденция снижения уровня здоровья российских граждан, что является одной из первостепенных проблем нашего общества. Причины создавшегося положения разные: неправильное питание, вредные привычки, снижение двигательной активности, незанятость. Сложившееся положение требует более решительных и действенных мер по воспитанию у детей и молодежи культуры здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма. Спортивная молодежь - сильная Россия!

Мои тренировочные занятия с дошкольниками секции «Здоровейка» направлены на формирование здорового образа жизни юных спортсменов.

Ожидаемые результаты спортивно-досугового мероприятия «Здоровейка»

  1. Повышение мотивации к здоровому образу жизни, родителей и детей в сохранении и укреплении здоровья.
  2. Повышение спортивной грамотности.
  3. Профилактика вредных привычек у детей.
  4. Укрепление социальных связей.
  5. Создание положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни.
  6. Повышение досуговой деятельности с учётом целей, интересов и потребностей современных детей и родителей. Данное мероприятие носит ярко выраженную социальную направленность, так как ориентирована на сохранение физического и нравственного здоровья будущего поколения юных братчан.
  7. Создать условия для всестороннего развития личности, физического совершенствования и укрепления здоровья детей.
  8. Обеспечение досуговой занятости ребят из «группы риска», а также детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В работе использую учебные задания, упражнения и ситуации, с помощью которых можно достигать личностных и метапредметных результатов.

Физкультура - это познание в действии. Итак, в соответствии с новыми ФГОС, используя физические упражнения, соревнования, подвижные и спортивные игры, мы должны не только привить детям всевозможные двигательные умения и навыки, но и научить их дружить, совместно выполнять задания, стремиться к своей цели, видеть эстетику окружающей действительности, знать основы этики, уважать интересы друг друга, любить свою Родину!

Неужели надо вставлять паузы и что-то долго объяснять детям, тратя драгоценное время занятия? А вот и нет. Надо просто постараться правильно подбирать упражнения, задания и игры, чтобы с их помощью можно было решить все эти многоплановые задачи. Если задуматься, физкультура идеально подходит для этого: есть и командные действия, благодаря которым ребята будут общаться, работать совместно, стараться понимать чувства и мысли партнёров. Есть и индивидуальные задания, которые помогают добиться целеустремленности, старания, эстетики действий. Легко использовать работу в парах, в этом случае у ребёнка появляется возможность не только самостоятельно выполнять те или иные физические упражнения, но и научиться контактировать с партнёром, помогать ему, подстраиваться под него, чувствовать ответственность за совместный результат.

При помощи нетрадиционного спортивного инвентаря: фитнес-петель, эспандеров, мячей минициболов, лент, координационных лестниц, массажных троп, тренажёров, фитболов и т.д. провожу разнообразные задания и игры с учётов возрастных особенностей и возможностей детей.

Предлагаю несколько вариантов таких упражнений

Силовые упражнения с весом своего тела

«Лягушка»

Пройдите руками по полу до упора лёжа, но не выпрямляйте колени. Не выходя из упора лёжа, сделайте шаг вперёд правой ногой и левой рукой, и опуститесь в отжимание. Затем выжмите себя вверх, сделайте шаг правой рукой и левой ногой и снова опуститесь в отжимание. На каждом шаге касайтесь грудью пола, старайтесь поставить согнутую ногу ближе к тазу.
«Кувырок-в упор присев»

Выполнить кувырок вперёд, выйдите на одну ногу, а вторую вытяните вперёд. Поднимитесь из «пистолетика» и повторите ещё раз, на этот раз вставая с другой ноги-это ещё одно прекрасное упражнение на развитие баланса и координации.

«Ковбой»

Стоя, ноги врозь, скамья между ног. Прыжки на скамейку и со скамьи. Выпады с прыжком в стойку бегуна.

В парах с мячом мини-циболом

  • передача сидя спиной из стороны в сторону, забрасывание мяча ногами в цель;
  • лежа на спине, упор ногами-передача поочерёдно;
  • стоя ноги врозь спина к спине, передача под ногами, сверху;
  • передача под прямыми ногами «восьмёрка»,1 бросает лёжа, 2 ловит стоя;
  • сидя, зажать мяч ступнями, поднять ноги слегка от пола и передать в сторону;
  • лежа на спине, передача мяча ногами за головой (упражнение на пресс).

Упражнения на координационной лестнице

  • спиной вперёд, боком приставным и с крестным шагом;
  • в упоре на планке, переход из ячейки в ячейку;
  • прыжки с выпрыгивание на 1 и 2х ногах, «классики»;
  • перепрыгивание через 1, 2, 3 ячейки;
  • прыжки «ёлочка» из стороны в сторону с продвижение по диагонали;
  • «каракатица» в упор присев по ячейкам спиной и лицом вперёд.

Коррекционные игры с мячом

Использую такие упражнения:

  • передача мяча из одной руки в другую (со зрительным контролем и без);
  • катание мяча напряженной ладошкой по полу круговыми движениями (с изменением амплитуды);
  • прокатывание мяча под коленями (сидя на полу, ноги согнуты в коленях);
  • передача мяча друг другу в парах двумя руками (как усложнение: передал - присел; передал - поворот вокруг себя; передал - наклон);
  • передача мяча, стоя спиной друг к другу (пятки партнеров касаются, мяч передается двумя руками боком с поворотом туловища);
  • передача мяча между ног (ребёнок с мячом поворачивается спиной к партнёру и передаёт мяч между ног ему в руки);
  • передача мяча за голову (из того же исходного положения).

Задания с фитнес-петлёй

  • подтягивание при помощи ленты на высокой перекладине;
  • сидя «гребля» на развитие верхнего плечевого пояса;
  • выпады вперёд, в стороны;
  • натяжка над головой, перед собой и снизу;
  • приседание и выпады с сопротивлением ленты;
  • отжимание от пола с зацепом фитнес-петли за ступни.

Игровые упражнения

Игровые упражнения - это физические упражнения, проводимые с использованием тех или иных методических особенностей игры.

Например, знакомое физическое упражнение может быть выполнено по заданию инструктора непринуждённо, несколько упрощенно, но на технически правильной основе, в порядке испытания на лучшее достижение результата или поединка при относительной самостоятельности действий и одновременном подчинении условиям, правилам.

Задания:

  1. Из положения низкого старта пробежать под тремя верёвочками, протянутыми через каждый метр от линии старта последовательно на высоте груди, плеч, головы. Побеждают не задевшие ни одной веревочки.
  2. В позе поединков (с борьбой двух, трёх или нескольких занимающихся за место, время, результат) каждый участник может взаимно оказывать помощь другому или, наоборот, навязывать «противнику» свою волю.
  3. Перебрасывание и ловля в парах баскетбольного мяча условленными способами. Побеждает пара, перебросившая мяч за указанное время большее количество раз.
  4. Стоя один против другого, ноги на ширине плеч, держать вытянутыми руками гимнастическую палку горизонтально (оба держат одну палку). Каждый старается привести палку в вертикальное положение, поднимая одну и опуская другую руку (по условию). Тот, кому это удаётся, побеждает.

Поскольку дети очень эмоциональны, игровые упражнения особенно широко применяю на занятиях с детьми, а также со спортсменами-новичками. Такие задания привлекают занимающихся своей доступностью, разнообразием и состязательным характером; помогают в основном правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приёмов и действий, одновременно содействуют воспитанию физических качеств.

Общая физическая подготовка - это систематическое выполнение физических упражнений, игр и игровых заданий на развитие всестороннего развитого дошкольника, его всех физических качеств, такие как гибкость, выносливость, сила и скоростно-силовые способности.

«Здоровым быть - здорово!

Используемая литература

  1. Готовцев П.И., Дубровский В.И. «Самоконтроль при занятиях физической культурой». М.: ФиС.,1984;
  2. Дмитриев В.Н. «Игры на свежем воздухе». Москва МСП 1998;
  3. Овчинникова Т.С.,Черная О.В., Баряева Л.Б. «Игры и упражнения с мячами» КАРО, 2010г.