Развитие самостоятельности у детей с умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством ролевой игры

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью, ролевые игры


Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность [1,с.30].

Проблема самостоятельности у детей с умственной отсталостью в социально бытовой деятельности приобрела большой интерес. Очевидна обязательность адаптации детей к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, повышенным требованиям к качествам их личности (самостоятельности, активности и ответственности).

Дети с умеренной степенью умственной отсталости не могут воспринимать большие объемы информации, поэтому специальная педагогика рекомендует частичное введение учебного материала, прорабатывание его малыми порциями. В практике обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями не всегда отвечают задаче формирования необходимых в дальнейшей жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, коммуникабельность, а также уточнение их жизненных перспектив.

«Более доступными для умственно отсталых детей являются сюжетно-ролевые игры бытовой тематики. Эти игры уточняют представления детей о предметах быта и их предназначения, способствуют формированию навыков самообслуживания, пробуждают интерес к бытовому труду людей. Содержание бытовых игр даёт возможность детям овладеть элементарными моральными отношениями заботы, внимания и взаимопомощи. В этих играх формируется двигательных опыт детей, их речь» [2, с.56]. Из этого следует, что детям с умственной отсталостью нужна помощь в социальной сфере, для этого можно использовать ролевые игры как средство самостоятельности в социально-бытовой сфере.

Под социально-бытовыми навыками понимается знания и умения, приобретённые во время бучения, в практической деятельности вне школы. У детей воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой дома, создавая условия для здорового образа жизни.

Ролевая игра - это способ обогащения чувств и накопления опыта, развития социальной сферы у ребёнка с умственной отсталостью. Проблема в ролевой игре ставит ребёнка в активную позицию, то есть у ребёнка при выполнении им игрового задания возникает потребность найти (открыть или усвоить) новое. Для решения проблемно-игровой ситуации необходимо использовать имеющиеся у ребёнка знания, умения и навыки. Это побуждение его к самостоятельному поиску решения, так же ребёнок с умственной отсталостью вспоминает ранее известные ему способы решения проблемы.

Различные аспекты процесса развития самостоятельности у детей с умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством ролевой игры находили отражение в исследованиях ученых педагогов, психологов, дефектологов таких, как Шипицына Л.М., Защиринской О.В.

Изучением проблемы снижения возможностей умственно отсталого ребенка в приобретении им социального опыта, его подготовки к самостоятельной жизни занимались Г.А.Аванесов, Х.С.Замский, А.В.Логосов; С.Л.Мирский, П.И.Новиков.

Ролевая игра как средств развития самостоятельности в социально-бытовой деятельности исследовали такие учёные как Н.А.Виноградова и Е.Поливанова.

Прежде чем приступить к разработке коррекционной программы, по развитию самостоятельности у детей с умеренной степенью умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры, нами был проведен диагностический срез. Целью этого среза выявление уровня сформировавшихся социально-бытовых навыков у данной категории детей. Диагностика проведена на базе МКОУ «ОШ №5» г. Глазова, Удмуртской Республики. В исследовании принимали учащиеся с 1 по 4 класс с умеренной степенью умственной отсталости в количестве 15 человек. Диагностический материал: «Методика обследования социално-бытовых навыков у детей » (Г.Г.Зак), корректурная проба (Тест Бурдона), методика «Числовой квадрат» (О.С.Михалюк и А.Ю.Шалыто), методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая).

Проанализировав полученные результаты, мы сделали вывод о том, что ни у кого из детей нет высшего результата по нашим диагностикам. Средний уровень развития социально-бытовых навыков продемонстрировал 30% испытуемых. Наибольшие трудности у них вызывает навыки аккуратности, ежедневного туалета, поддержание надлежащего вида. Низкие показатели сформированности социально-бытовых навыков выявлено у 70% испытуемых. У них наблюдаются плохие навыки аккуратности, не соблюдение гигиены. Общие данные представлены на диаграмме.

Результаты диагностики уровня сформированности социально-бытовых навыков у учащихся с умеренной степенью умственной отсталости

Из полученных результатов видно, что у учащихся с умеренной степенью умственной отсталости действительно возникают трудности в процессе формирования базовых социальных навыков и самостоятельного их выполнения. Большинство обучающихся показали низкий уровень развития социально-бытовых навыков. Это свидетельствует о том, что социально-бытовые навыки еще формируются и отмечается необходимость в коррекционной работе по их развитию.

На основании полученных результатов нами была разработана программа направленная на развитие самостоятельности у детей с умеренной степенью умственной отсталости в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры. Одним из основных методов коррекции самостоятельности детей младшего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости является ролевая игра.

Формирование навыков одевания происходит в играх «Назови предметы», «Я надену...», «Оденься по погоде» и «Надень игрушку». Дети учатся применять разные виды одежды, разграничивать ее по сезону, застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.

Формирования навыков культуры еды происходит в таких играх, как «Кухня», «Посуда», «Чайная церемония», «Накорми игрушку», «Съедобно-несъедобное». Дети получают правильные представления о столовых приборах; продуктах питания; о том ,что можно, а что нельзя есть; о правилах мытья посуды.

Формирование навыков бережного обращения с вещами происходит в играх «Почистим обувь», «Что я положил(а) в стиральную машину?», «Как ты сложил(а) вещи?». Дети учатся быть аккуратными, следить за одеждой, чистить обувь щеткой.

Формирование культурно гигиенических навыков происходит в играх «Гигиена», «Моем-моем намываем», «Умоем куклу Машу», «Расскажи, что за предметы». Дети получают знания о правилах гигиены, об элементарных гигиенических принадлежностях, как всем этим пользоваться, и в каком порядке.

Формирования поведение в социуме происходит в таких играх, как «Продавец-покупатель», «Идем в гости», «Доктор и больной», «Список продуктов». Дети получают навыки межличностного общения правильного поведения в общественных местах и как правильно составлять список продуктов.

Формирование навыков поддержания чистоты происходит в таких играх, как «Убери за собой», «Постираем вещи», «Расскажи о предметах», «Генеральная уборка». Дети учатся подметать, протирать пыль, протирать со стола, как пользоваться стиральной машинкой, какие вещи в ней стирать, как правильно гладить.

Воспитание ребенка с умеренной степенью умственной отсталости происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в процессе умывания, кормления, одевания и раздевания. Для этого создаются специальные условия, которые позволяют успешно формировать у детей социально-бытовые навыки.

Чтобы дети смогли овладеть определенными навыками, педагог сначала осуществляет действия руками ребенка, координируя его усилиями таким образом, чтобы он смог осуществить их с минимальной помощью. Индивидуальная работа с ребенком является опорной формой развития самостоятельности на данном возрастном этапе.

Таким образом, ролевая игра является одним из основных методов коррекции самостоятельности детей младшего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости.

Список литературы

  1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И.Ожегов; под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: Рус. яз., 1986. - 392 с.
  2. Кон, самостоятельности / // Педагогика здоровья. - М.: Педагогика. - 1990. - С. 268-274.