Конспект занятия ООД по речевому развитию в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Звуки и буквы»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с ТНР


Цель:

  • Закрепить знания детей по теме звуки и буквы.
  • Закрепить характеристики звуков.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • Закреплять умение давать сравнительную характеристику звукам.
  • Умение различать согласные звуки звонкие и глухие.
  • Закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
  • Закреплять умение детей придумывать слова с заданным звуком в начале, середине и в конце слова.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать речь, мышление, память, внимание.
  • Развивать навыки чтения слогов.
  • Развивать фонематические процессы.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать воспитателя, сверстников.
  • Воспитывать стремление к знаниям, усидчивость, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты: имеют представление о звуках и буквах, умело применяют свои знания по освоению грамоты, способны взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Материал для занятия:

  • Демонстрационный материал - два игрушечных зайца, слоги БА-ПА, буквы П, Б.
  • Раздаточный материал - символ колокольчик и символ наушник, лепестки от ромашек, картинки со звуками Б и П.

Ход занятия

Сегодня у нас ребята необычное занятие. К нам пришли гости, посмотреть как вы занимаетесь.

Ребята, сегодня у нас итоговое занятие по теме звуки и буквы.

Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, что такое звук? И что такое буква?

Дети отвечают:

(звуки - мы слышим и произносим)

(буквы - мы видим и пишем)

Какие бывают звуки?

Дети отвечают: (гласные и согласные)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети отвечают: (гласные звуки тянутся и поются, произносятся только голосом и при этом губы, зубы и язык не создают никакой преграды).

Приведите примеры: давайте протянем гласные звуки: А, О,У,И,Э.

(А согласные не поются, произносятся отрывисто.

Когда мы их произносим зубы, губы или язык образуют преграду).

Приведите примеры: Т,Ф,Х,З.

А какие бывают согласные звуки?

Дети отвечают: (согласные звуки могут быть звонкие и глухие, мягкие и твердые).

Как мы можем проверить согласный звук звонкий или глухой?

(Мы прикладываем ладошку к горлу. Если горло дрожит, значит этот звук звонкий, если нет - глухой).

У вас на столах лежат символы - колокольчик и наушники.

Колокольчик обозначает звонкий звук, а наушники соответственно - глухой звук.

Ребята, если я назову звонкий звук, то вы должны поднять колокольчик, а если я назову глухой звук, то вы должны поднять наушники.

Приготовились: В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

Ребята, сегодня мы познакомимся со звуками Б и П. А в этом нам помогут зайцы Бим и Пим. Бим любит звук Б, а Пим любит звук П. Я обозначу эти звуки буквами Б и П.

Это какая буква? (Бэ)

А это какая буква (Пэ)

Какие они гласные или согласные? (согласные)

Какие из них звонкие, а какие глухие? (Б - звонкий, П - глухой.)

Зайчики хотят с вами поиграть. Давайте разделимся на две команды, команда Бима и команда Пима.

Итак, Бим и Пим будут следить за командами, какая команда более активная, кто больше отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ зайцы будут давать вам баллы.

Зайцы живут в лесу и очень любят цветы. Давайте мы для них выложим загадочные цветы. Буквы будут серединками цветов, а вам я раздам лепестки. Лепестки, с картинками в названии которых есть звук Б, вы выложите вокруг буквы Бэ, а лепестки в названии, которых есть звук П, вы выложите вокруг серединки буквы Пэ.

Дети выкладывают лепестки, в названиях которых есть заданные звуки.

- Ребята, несколько лепестков остались. Почему? (Потому что там нет этих звуков).

А теперь вы сами будете придумывать слова.

- Команда Бима - придумывает слова, где звук «Б» стоит в начале, в середине, в конце слова.

А команда Пима - придумывает слова, где звук «П» стоит в начале, в середине, в конце слова.

Называем слова и говорим, где находятся звуки.

А теперь я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.

«У двух матерей
По пять сыновей
Одно имя всем»
(Пальчики)

Давайте вместе сделаем упражнение для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

А это задание на сообразительность. Будем играть со слогами -ПА, БА.

Игра «Закончи слово». Я начну, а вы закончите.

Например: Я говорю ЖА-, а вы БА и получилось ЖАБА.

Я говорю РЕ-, а вы ПА и получится РЕПА.

Приготовились! Начинаем!

Команда Бима - ШАЙ … (БА), ТУМ … (БА)
Команда Пима - ЛИ… (ПА), ЛАМ…(ПА)
Команда Бима - ВЕР…(БА), ШУ…(БА)
Команда Пима - ШЛЯ…(ПА), ЛА…(ПА)

Молодцы, ребята. Вы наверно устали, зайчики предлагают вам провести физкультминутку.

Физкультминутка

Давайте, ребята, встанем в круг. Поиграем в игру «Наоборот». Правила такие: Я произношу слово и бросаю вам мяч, а вы отбрасывая мяч называете слово с противоположным значением.

Высокий - низкий, добрый - злой, богатый - бедный и т.д.

Ребята, зайчики дали мне конверт. Давайте откроем его и посмотрим, что находится в нем. А здесь две загадки, для команды Бима и для команды Пима.

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)

А теперь для команды Пима.

Кто рано встает
Голосисто поет
Детям спать не дает.
(Петух)

А теперь ребята, мы проведем звукобуквенный анализ слов отгадок.

Команда Пима разбирает слово - Блины.

Команда Бима - Петух.

Давайте от каждой команды выйдет 1 игрок разбирать слово. А остальные ребята проверяют, правильно ли разобрали слова.

  1. Сколько слогов в этом слове? (2 слога)
  2. Какой первый слог? Какой 2 слог? (1-бли, 2-ны )
  3. Сколько звуков в 1-м слоге?
  4. Какой 1-й звук в 1-м слоге - согласный или гласный?
  5. Твердый или мягкий согласный?
  6. Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные?
  7. Какой 2-й звук?
  8. Сколько звуков во 2-м слоге?
  9. Какой 1-й звук, согласный или гласный?
  10. Твердый или мягкий согласный?
  11. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные?
  12. А 2-й звук во втором слоге.

Ребята, зайцы для вас составили кроссворд. Они нарисовали рисунки. Давайте посмотрим, что они нарисовали. Рисунок поможет вписать в квадраты 4 слова, которые начинаются с буквы Бэ и Пэ.

Сначала надо найти в этом рисунке слова, которые состоят из трех букв? Из четырех, из пяти, из шести. Сначала разбирает кроссворд команда БИМА, а потом команда ПИМА.

Рефлексивный этап

Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. Зайчикам очень понравилось с вами играть, но им пора идти домой - в лес.

Давайте попрощаемся с зайчатами.

На этом наше занятие закончилось, всем спасибо.