Методические приемы организации работы школьников на уроках математики

Разделы: Математика


Учитель на каждом уроке ставит перед собой множество вопросов, среди них и такие:

  • Как сделать так, чтобы учащимся было интересно на каждом этапе урока,
  • Как мотивировать учащихся,
  • Как обеспечить условия для активной работы каждого учащихся на протяжение всего урока,
  • Как выстроить урок так, чтобы учесть основные принципы обучения: доступности, от простого к сложному, сменяемость видов деятельности и т.д.,
  • Как создать условия для возможности сделать открытие,
  • Как способствовать развитию качеств личности6 аккуратность, ответственность, трудолюбие, уважение к себе, другим, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, самоконтроль, настойчивость, умение взаимодействовать с окружающими и т.д.,
  • Как создать «ситуацию успеха» для учеников разных групп по уровню математического развития,
  • Какие методические приемы применить для достижения поставленных целей.

В этой статье я предлагаю ознакомиться с некоторыми методическими приемами, которые я применяю на уроках и которые могут быть полезными учителю в решении поставленных перед собой вопросов.

Система «Плюсов»

В личной ведомости учета успеваемости учащихся наравне с оценками у меня рядом с фамилиями у некоторых стоят плюсики. Эти плюсики ставятся ученику за решение несложной задачи, активную работу на уроке, за выход к доске на разбор домашнего задания. Этот плюсик можно перевести в балл, который добавляется к оценке за любую работу, кроме контрольной. Если балл использован, то он обводится кружочком и на работу ставится оценка вида «3+1», а в электронный журнал «4». При использовании этого приема создаются условия для более активной работы учащихся, снижает напряжение на проверочных работах.

Этап «Актуализация знаний»

Этот этап урока направлен на подготовку учеников к работе, восприятию нового материала, актуализацию их умений и навыков. Повторению тех тем, которые знание которых потребуется для успешной работы на уроке.

Пример 1

Перед изучением темы «Теорема Пифагора» можно предложить учениками работу в парах. Каждой паре выдается карточка с задачами, при решении которых ученикам необходимо применить определенные знания, которые потом потребуются при знакомстве с теоремой Пифагора и создадут условия для самостоятельного открытия доказательстве этой теоремы. Плохие оценки за этот вид работы не ставятся, только положительные, что снимает напряжение у ребят, которым не так легко дается изучение предмета, а для успешных учеников создает условие для самореализации. После завершения работы в парах происходит разбор всех предложенных на карточке задач с использованием электронной доски. Учитель в этом случае выступает как направляющий, организующий процесс.

Пример карточки:

  • Найти площадь прямоугольного треугольника через его катеты
  • Найти площадь квадрата,
  • Найти площадь фигуры, используя свойство площади «Равные фигуры имеют равные площади»
  • Найти площадь фигур по частям.
  • Найти острый угол прямоугольного треугольника
  • Найти величину угла по данному чертежу.

ПРИМЕР КАРТОЧКИ:

Пример 2. «Мягкая посадка»

Перед изучением новой темы дает возможность вспомнить основные теоретические положения, необходимые для успешного знакомства с ней, позволяет в ходе урока провести «физкультминутку».

Обычно я провожу эту работу по колонкам: определенной колонке предлагается встать, в руках учителя - карточки с математическими терминами или с определениями. Учащимся, которые стоят, предлагается ответить на вопросы, если ученик ответил - он садится, не ответил - продолжают стоять. Помимо возможности повторить создается ситуация некоторой игры. Ребята, которые сидят на других колонках обычно, с интересом наблюдают за происходящим, а так, как вопросы могут повторяться, то и стараются внимательно слушать как сами вопросы, так и ответы. Иногда определенная группа ребят вызывается к доске и друг за другом отвечают на вопросы учителя. Ответил верно - идет на свое место, не смог ответить - встает в конец очереди и получает еще попытку.

Пример 3. «Опрос-лавина»

Идея такая же, как и при «мягкой посадке», но, если первый вопрос задает учитель, то следующий вопрос задает ответивший на первый вопрос учащийся, он и конкретизирует: кому адресован вопрос.

Пример 4. «Пять терминов»

Эта прием используется параллельно с подготовкой одного из учащихся к ответу, оформляя решение на доске.

Вызываются два человека, один становится спиной к электронной доске, второй - лицом. Один учащийся видит появившийся термин и его задача - дать определения, не называя самого слова, а тот, который не видит - должен сказать, что написано на доске. Потом ребята меняются местами. Эта форма актуализации знаний вызывает интерес у учащихся, предоставляет возможность повторить требуемые для дальнейшего усвоения знаний теоретические положения, возможность самодиагностики каждому учащемуся.

Пример заданий

Этап «Закрепление изученного»

Пример 1

Тема: «Числовые выражения»

На каждую парту выдается комплект карточек лото, чтобы выложить цепочку карточек необходимо применить все полученные по теме «Действия с рациональными числами» знаниями. Учителю легко проверить уровень владения темой каждой парой (число верно выложенных карточек за определенный период времени хорошо видно на парте, также можно провести мониторинг трудностей, которые испытывают конкретные учащиеся).

Включены задания, при выполнении которых необходимо владеть знаниями и умениями по следующим темам:

  1. Действия с натуральными числами,
  2. Действия с десятичными дробями,
  3. Действия с обыкновенными дробями.
  4. Дробные выражения,
  5. Действия с целыми числами,
  6. Действия с рациональными числами.

Пример карточек

Пример 2

«Решение задач на применение теоремы Пифагора» - шифровка

Слайды постепенно появляются на электронной доске. На каждом слайде задача и таблица с ответами и соответствующими буквами. Решая задачу, учащийся находит ответ в таблице и записывает соответствующую букву. В итоге появляется зашифрованное слово. Первым учащимся, которые отгадали слов, предлагается сравнить свои решения (в кабинете есть место, где мои ученики могут собраться для сравнения своих решений и не мешать при этом другим, этот прием позволяет учащимся, которые быстрее справились с выполнением задания, не сидеть просто так, а тем, кто более медленно выполняет задание, предоставить время для более комфортной обстановки для завершения работы). После завершения индивидуальной работы происходит разбор и обсуждение, что может обозначать зашифрованное слово. Обычно выбираю слово, которое не может быть известно большинству учеников.

Пример задания.

Пример 3.

Прием работы с теорией: «Выбрать верное утверждение»

Примеры карточек для индивидуальной работы:

Верно ли?

  1. Площадь квадрата, построенного на катете равнобедренного прямоугольного треугольника в 2 раза меньше площади квадрата, построенного на его гипотенузе.
  2. Площадь квадрата, построенного на меньшем катете прямоугольного треугольника с углом 30° в 3 раза меньше площади квадрата, построенного на втором его катете.
  3. Медиана к гипотенузе в 2 раза меньше гипотенузы.
  4. Высота к гипотенузе равна произведению его катетов, деленное на гипотенузу.
  5. Средняя линия треугольника отсекает от него треугольник, площадь которого в 4 раза меньше площади исходного треугольника.
  6. Площадь равнобедренной трапеции со взаимно перпендикулярными сторонами равна: или квадрату высоты, или квадрату полусуммы оснований.
  7. Площадь выпуклого четырехугольника со взаимно перпендикулярными диагоналями равна половине произведения этих диагоналей.

Пример работы через интерактивную доску.

Применяю в том случае, когда один ученик решает задачу или доказывает теорему, а остальные - слушают. Чтобы вовлечь весь класс на данном этапе урока, мы выбираем «Прокурора» - ученика, роль которого - найти ошибки, недочеты и «Адвоката» - который должен найти как можно больше позитивных моментов в выступлении ученика у доски. По опыту применения этого приема могу сказать, что ученик очень внимательно следят как за выступлением ученика, так и за дебатами «Прокурора» и «Адвоката», если у кого-то из сидящих есть. Что сказать, в игру вводятся «Свидетели со стороны прокурора» или «Свидетели со стороны защиты».

При использовании такого приема повышается активность учащихся. Ролевая игра всегда вызывает интерес, проходит живо, нет равнодушных. Ребята учатся грамотно излагать свои мысли, находить аргументы в споре, ставить и отвечать на вопросы. Создаются условия для формирования коммуникативной культуры учащихся, предоставляется возможность продемонстрировать свои человеческие качества.

Очень хочется, чтобы уроки математики вызывали у учащихся положительные эмоции, чтобы от таких уроков ребята ждали открытий, новых впечатлений, чтобы всем было интересно. Надеюсь, что статья кому-то будет полезной