Технология формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Разделы: Логопедия

Класс: д/с


Цель технологии:

  • формирование грамматически правильной речи дошкольников с ОНР для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и подготовки детей к школьному обучению;
  • развитие языковых обобщений и познавательного навыка, правильного построения и употребления предложений, совершенствование связной устной речи.

Задачи формирования грамматических категорий

  • Исправление ошибок грамматического строя речи.
  • Создание грамматически правильной речевой среды вокруг ребенка.
  • Организация специального обучения правильному грамматическому оформлению речи

Причины ошибок грамматического строя у детей дошкольного возраста:

  • Неблагоприятное влияние окружающей среды.
  • Педагогическая запущенность.
  • Психофизиологические особенности развития дошкольников - недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия.
  • Возрастные несовершенства артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
  • Сложность речевой патологии.

Структура грамматического строя речи

  • Словообразование - образование новых слов с помощью приставок, суффиксов. Примеры: ехал - приехал, уехал; бег - бежать; лес - лесник, лесозаготовки; и др.
  • Словоизменение (согласование) - изменение слов с помощью окончания. При формировании словоизменения ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.) Пример: белый - белая; прыгал - прыгала; стол - столы, кукла - играем с куклой.
  • Морфология - изучение слов, как частей речи (существительные, прилагательные, глаголы, использование предлогов)
  • Синтаксис - рассматривает словосочетания и предложения различной структуры и сложности.

Методы логопедической работы.

Словообразование.

Словообразование с одной стороны это одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования.

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно. Речевой материал предъявляется в последовательности, соответствующей этапам словообразования.

Существительные:

  • образование уменьшительно-ласкательных существительных; образование названий детенышей животных и птиц, профессий и лиц, осуществляющих действия;

Глаголы:

  • дифференциация совершенного и несовершенного вида; возвратных и невозвратных глаголов; образование глаголов с приставками;

Прилагательные:

  • образование притяжательных, относительных и качественных прилагательных.

Игры и упражнения на словообразование.

Целью заданий на словообразование является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

Проводится работа над родственными словами, которая способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.

  • Игра «Назови ласково»
  • Игра «Что для чего?» (хлеб в хлебнице, сахар - в сахарнице)
  • Игра «Кто у кого?» (назвать животных парами: белка - бельчонок, заяц - зайчонок)
  • Игра «Два брата ИК и ИЩ» (ИК имел домик, ИЩ - большой домище)
  • Изменить слово по аналогии. (виноград - виноградина, горох - ...)
  • Игра «Как назвать того, кто...?»
  • Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается: мыла - вымыла…
  • Игра «Чем отличаются слова?» (логопед просит детей показать на картинках, кто умывает, а кто умывается…)
  • Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку (входит - выходит, подлетает - отлетает..)
  • Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам (в клетку...влетает, из клетки…)
  • Игра «Чьи хвосты?
  • «Правильно назови листья» (лист дуба - дубовый лист)
  • Игра в лото «Что из чего сделано?»
  • Сравните предметы и закончить предложения (апельсин большой, а арбуз еще больше)
  • Подобрать слова - «родственники»
  • Найти «лишнее» слово (Гора, горный, горе;) назвать общую часть слов-«родственников»
  • «Объясните, почему так называется» (рыболов - рыбу ловит)
  • Придумай одно слово вместо двух (снег чистит - снегоочиститель).

Формирование словоизменения.

С учетом онтогенетического принципа, семантики форм, доступности грамматического значения и внешнего оформления данного значения формирование словоизменения необходимо проводить в следующей (определённой) последовательности.

Существительные

1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

2. Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания -у, -а, -я),родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).

3. Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.

4. Закрепление беспредложных форм множественного числа.

5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

Глаголы

1) Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе:

а) дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием, без чередования звуков в основе.

Речевой материал: идет - идут, стоит - стоят, говорит - говорят, молчит - молчат, поет - поют, звенит - звенят, стучит - стучат, гремит - и др.);

б) с безударным окончанием без, чередования звуков в основе (плачет - плачут, стонет - стонут, чистит - чистят, прыгает - прыгают, бросает - бросают;

в) с чередованием звуков в основе (течет - текут, бежит - бегут и др.).

2) Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2,3-го лица:

а) дифференциация в единственном числе;

б) дифференциация во множественном числе;

в) дифференциация 1,2,3-го лица единственного и множественного числа.

3) Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе:

а) согласование глагола и существительного в мужском роде;

б) согласование глагола и существительного в женском роде;

в) согласование глаголов и существительных среднего рода

г) дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.

Прилагательные.

Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа:

1) Формы мужского рода:

а) с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, дорогой, меховое);

б) с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, желтый, веселый, синий, высокий и др.).

2) Формы женского рода:

а) с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, дорогая, меховая);

б) с безударным окончанием (добрая, высокая, веселая, холодная).

3) Формы среднего рода:

а) с ударным окончанием (большое, смешное, меховое, голубое);

б) г безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, красное, длинное, широкое, узкое).

Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа:

1) в беспредложных конструкциях,

2) в предложных конструкциях.

Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа:

1) в беспредложных конструкциях,

2) в предложных конструкциях.

Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее - в предложениях различной структуры, позднее - в связной речи.

Игры и упражнения на формирование словоизменения.

  • Игра «Что в магазине?» (У меня яблоко - в магазине яблоки);
  • Игра «Убираем урожай» Морковь, свеклу, репу, редис дергают; огурцы, помидоры, горох срывают.
  • Игра «Что без чего?» (Стол без ножки, машина без колеса);
  • Игра «Угадай, кому нужны эти вещи»;
  • Игра «Кто чем управляет?»;
  • Игра «Кто чем работает?»
  • Игра «Где мы были, что мы видели?»
  • Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: в - из, на - с, к - от);
  • Игра с мячом «Добавь слова» (закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади);
  • Игры «Что где?» или «Кто где?»;
  • Игра «МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ»;
  • Игра «Чьи предметы?» (её мяч, его машинка);
  • Игра с мячом «Какой это предмет?» (Длинная - веревка, шуба, нитка, улица…)
  • Игра «Назови ласково» (Цветок красный, а цветочек красненький);
  • «Исправь ошибки» (Коза принесла корм девочке);
  • Составление предложений с союзом чтобы по теме «Зимние забавы».
  • Составление предложений по опорным словам. Запись графической схемы предложения (машина, ехать дорога);
  • Игра «Придумай умные вопросы».

Морфология и синтаксис

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

Выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:

  • неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);
  • неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
  • неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).
  • неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

Игры и упражнения на формирование грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи:

  • Игра «Найди лишний предмет»
  • Игра «Назови лишнее слово»
  • Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).
  • Разложите картинки по сходству.
  • Назвать одним словом серию картинок.
  • Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).
  • Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
  • Отгадай предмет по названию его частей.
  • Объясните, что общее у предметов.
  • Отгадать название предмета по описанию его признаков.
  • Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов.
  • Игра «Сравни наоборот».
  • Объясни, чем отличаются слова, подбери картинки, придумай предложения с этими словами.
  • Игра «На что похоже?».
  • Игра «Закончи предложение» или «Подбери сравнение».
  • Объяснить значение слов-глаголов.
  • Объяснить значения слов в словосочетаниях.
  • Выбрать среди других предметов или картинок те, названия которых звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов.
  • Добавить одно общее слово к двум словам. (дерево, цветы - что делают?)
  • Игра «Кто как передвигается?»
  • Игра «Какой?», «Какая?», «Какие?»
  • Игра с мячом «Расскажи про зайчика».
  • Игра «Чье это жилище?»
  • Отгадывание загадок об овощах, фруктах, домашних и дики животных, о посуде, мебели, транспорте и т.д. с объяснением того, почему дети догадались.
  • Составление детьми загадок-описаний по определенному плану.
  • «Придумай, о чем может идти речь».

Значение грамматического строя речи.

Грамматический строй речи дает ребенку - логику, последовательность мышления, способность к обобщению, анализу, синтезу речевого потока.

На основе развитого грамматического строя успешнее продвигается умственное развитие ребенка, расширяются представления об окружающем мире, усваиваются знания.