Технологическая карта урока литературного чтения Г.Х.Андерсен "Русалочка". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение, Г.Х.Андерсен, Г.Х.Андерсен «Русалочка»


Оснащение урока:

  • Материалы для учащихся: ПНШ, учебник «Литературное чтение» 4 класс. 1 часть Н.А.Чуракова
  • Материалы для учителя: ПНШ, учебник «Литературное чтение» 4 класс. 1 часть Н.А.Чуракова, технологическая карта урока, презентация, карточки с названиями смысловых частей.

Пояснительная записка

Представляю урок окружающего мира в 4 классе по теме «Г.Х.Андерсен «Русалочка»». Данный урок входит в систему уроков по разделу «Знакомимся с повествованием, основанным на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход, а также развитие читательской грамотности.

Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения используются исследовательская, творческая деятельность: учащиеся поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания из учебника, справочной литературы, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять. Это способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность. Вся работа направлена на развитие базового навыка функциональной грамотности, каким является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

В основу урока положен системно- деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся навыков исследовательской работы с текстом, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в группах, индивидуальная работа формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.

Весь урок обучающиеся наблюдают за развитием сюжетной линии и героем. Осмысление детьми произведения идет поэтапно. Использование приемов предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения, имея читательский опыт, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений), эмоциональной окраской прочитанного текста, «вдумчивое» повторное чтение, беседа о личности писателя, работа с материалами учебника, дополнительными источниками, творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение) - все это в определенной роли формирует читательскую грамотность.

Главный метод на данном уроке - учебный диалог, в ходе которого ученики высказывают свою точку зрения. Именно она, разная точка зрения позволит определить уровень знаний учащихся, выявить художественный замысел произведения. Важным в уроке является осмысленная работа в группах, поиск ответов на самостоятельно заданные вопросы. Учащиеся пользуются разными источниками. Учатся фиксировать ответы в кластер. Полученные знания представляют в виде групповых ответов. Слушатели задают вопросы. На каждом этапе урока учащиеся проводят взаимооценивание.

При подведении итога обучающиеся ведут самооценивание. Самооценивание - важный этап урока. На листе самооценки учащиеся определяют свою работоспособность на уроке. Рефлексия позволяет высказать свою точку зрения по теме урока. Данный урок литературного чтения ориентирован на развитие чувств читателя, развивает читательскую грамотность обучающихся, являясь базовым навыком функциональной грамотности.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель:

создание условий для формирования представлений детей о творчестве Г.Х.Андерсена и о литературном герое.

Дидактические задачи урока:

Образовательные: формирование представлений у детей о творчестве Г.Х.Андерсена и о литературном герое.
Развивающие: развитие познавательного интереса к изучаемому предмету; умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; развивать критическое мышление; способствовать добыванию знания через исследования;
Воспитательные: воспитание чувств через прочтение авторской сказки.

- Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; умению активно высказывать свою точку зрения, аргументировать её.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию.
- Предметные УУД: умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение; умение отрабатывать навыки чтения.

Основные понятия

Авторская сказка, литературный герой, волшебный мир

Мыслительные операции на этапе проектирования:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Ресурсы:
- основные
- дополнительные

  • компьютер
  • проектор
  • презентация
  • Справочная литература
  • раздаточный материал

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы:

словесный, наглядный, системно-деятельностный, исследовательский.

Технологии обучения:

ЛОО, технология деятельностного метода, здоровьесберегающая технология, ИКТ.

Технологическая карта урока литературного чтения