Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми звук "Г"

Разделы: Начальная школа, Логопедия

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: звук «Г»


Занятие 1

В данных тетрадях представлен большой речевой материал для автоматизации звуков. Он подобран в соответствии с принципами доступности, последовательности и наглядности и может быть использован при работе с детьми от 4,5 до 10 лет, обученными грамоте и не умеющими читать, с различными речевыми нарушениями и задержкой психического развития.

Сюда же включены упражнения для развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Большое внимание уделяется развитию связной речи детей умению составлять предложения и рассказы, пересказывать; закреплению представлений об окружающем и совершенствованию грамматической стороны речи.

В тетради представлены задания, которые помогают реализовать коррекционные задачи:

  • совершенствование мелких движений пальцев рук,
  • подготовка руки к письму,
  • улучшение зрительного внимания и памяти,
  • развитие пространственной ориентировки,
  • закрепление знаний об окружающем мире,
  • совершенствование грамматической стороны речи.

Артикуляционная гимнастика

1. "Заборчик"- широко улыбнуться показать сжатые зубы (верхние зубы стоят на нижних). Удерживать 5 - 7 секунд.

2. "Слоник" - вытянуть губы вперед "трубочкой" (губы сжаты). Удерживать так 5-7 секунд.

3. Чередовать упражнения "Заборчик" и "Слоник". Челюсти неподвижны, двигаются только губы. Повторить 8-10 раз.

4. "Пожевали язычок" - приоткрыть рот, улыбнуться. Двигать язычок по нижней губе вперёд- назад легко покусывая его зубами. Выполнять 8-10 секунд.

5. "Лопаточка" - язык расслабить, положить на нижнюю губу (язык высунуть изо рта, лежит чётко по контуру губы). Выполнять 8-10 секунд.

6. "Мостик" - открыть рот, упереть язычок острием в передние нижние зубы и выгнуть горкой. Выполнять 8-10 секунд.

7. "Мостик смело соберем и очень быстро разберем" - приоткрыть рот, упереть язык в нижние передние зубы и выгнуть горкой. Зафиксировать, а затем расслабить его - уронить вниз. Затем попеременно эти движения повторяем 10 - 15 секунд.

8. "Ветер дует с горки" - открыть рот и сделать" горку". Вдохнуть и выдохнуть, направляя воздух по языку наружу. Сосредоточим внимание ребёнка на "переходе" от вдоха к выдоху. В этот момент мягкое небо приподнимается и закрывает ход воздуху в полость носа. Получается кряхтящий выдох. Мы начинаем ловить звук "г".

9."Катание с горки" - укрепляем мышцы языка. Активизируем работу мягкого неба вместе с дыхательными органами. На ладошку взрослого или ребёнка кладется шарик, сделанный из ваты. Ребёнок открывает рот и делает "мостик", но наш язычок на мостике ещё и "борец", край языка отодвигается от передних зубов, язычок готовится к толчку. Затем вдыхаем и резко выдыхаем воздух, так, чтобы подвинуть шарик на ладошке. На "границе" вдоха - выдоха активно начинают работать мышцы мягкого неба. Звук "г" должен "вылететь" изо рта.

Пальчиковая гимнастика

1. "Пальчики здороваются" - кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков всех остальных пальцев. То же делать пальцами левой руки, а затем двумя руками одновременно.

2. "Ручки здороваются" - пальцы правой руки здороваются с пальцами левой руки от большого к мизинцу и обратно. (5 раз)

3. "В кулачок 1"- поочередно сгибать пальцы руки и убирать их в кулак, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой, обеими руками.

4. "В кулачок 2" - поочередно сгибать пальцы в кулак, начиная с мизинца. Делать это правой, левой, обеими руками.

5. "Из кулачка 1" - одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец- наверху), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой, обеими руками.

6. "Из кулачка 2" - одновременно собрать пальцы в кулак( большой палец- внутри кулака), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с мизинца. Делать это правой, левой, обеими руками.

7. "Веселый кролик Банни" - большим палецем правой руки прижимаем к ладони безымянный и мизинец, а указательный и средний пальцы подняты вверх. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки одновременно со словами:

Весёлый Кролик Банни
Резвился на поляне.
А если шорох слышит,
Замрет он - и не дышит.
И на его макушке
Встают как стрелки, ушки.
А домик его - норка-
Под елкой у пригорка.
Он к норке подбегает,
И прыг- в неё ныряет!

8. "Посмотри мои ладошки" - ладошки обеих рук прижимаем к поверхности стола, а пальцы сдвигаем и раздвигаем.

Произносим следующие слова:

Посмотри: моя ладошка,
Как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. "Прятки" - укреплять мышцы боковых краев языка, учить втягивать и выдвигать язык, поднимать спинку языка и удерживать в этом положении. Рот открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта. Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов.

3. Прочитай и повтори слоги и цепочки слогов.

га

га-го

га-го-гу

го

го-гу

го-гы-га

гу

гу-гэ

гу-га- го

гэ

гэ-гы

гы-го-га

гы

гы-га

га-го-гу

4. Поиграй в игру "Исправь взрослого". Взрослый читает слова подражая неправильному произношению ребёнка, а ребёнок "исправляет".

Пример: далка-галка

Газон

год

гул

Газель

голод

гурман

Гамма

горох

гусь

Гараж

гость

гусли

Галеты

гора

губы

Гагара

гол

гуща

Гравилат

годе

гурьба

Галстук

гофре

Гулливер

Гайка

гобой

гусар

гамак

голос

гудок

5. Поиграй в игру "Один-много". Изменяй слова по образцу.

а) газон-газоны

б) год-годы

гараж-...

гол- ...

газель-...

голос- ...

гагара-...

гость - ...

гайка-...

гора- ...

6. Посчитай слово от 1 до 5.

Пример: 1 гусь, 2 гуся, 3 гуся, 4 гуся, 5 гусей.

гараж

гравила на горе

гудок

голос из гаража

гайка

громкоголосая гагара

7. Прочитай и повтори только те слова в которых есть звук г.

дом

молот

погоны

вагон

год

поганка

удод

дым

доска

дрозд

погода

долото

гарь

горох

город

загон

8. Прочитай и повтори предложения.

Громкий гудок огласил пристань.
Гортензии и маргаритки украшают газон.
Галя и Гоша пошли в гости.
Гуси громко гоготали у берега.
Гости привезли гостинцы Агафье и Агриппине.
Аглая и Агния были голодны, Гога предложил им съесть горох.
Галка и гагара кричали в один голос.
Хорошая погода располагает к прогулке.
Семга и навага - это морские обитатели.

9. "Ты и я"

Закончи предложение по образцу.

Ты гоняешь галку, и я гоняю галку.
Ты ешь курагу, и я...
Ты играешь на гобое, и я...
Ты поймал горбушу, и я...
Ты повязал галстук, и я...
Ты отгадал загадку, и я...

10. Замени первый звук в слове на звук Г.

Какое новое слово получилось? Напиши его.

Код-год

радость -

кон-

крот-

раз -

сам-

шорох-

кол -

род -

сладко-

кость -

колос -

вазон-

код -

куст -

холод-

11. "Я-ты-мы"

Изменяй предложения по образцу.

Пример: Я готовлю горох. Ты готовишь горох. Мы готовим горох.

Я загоняю фургон в гараж.

Ты..

Мы..

Я подстригаю газон.

Ты..

Мы..

Я играю на горне.

Ты..

Мы..

Я угощаю гостя галетами.

Ты..

Мы..

Я поднимаюсь на гору.

Ты..

Мы..

12. Закончи по образцу

У Гали гамаши.

Это Галины Гамаши.

У Гоши галстук.

У Глафиры гамак.

У гуся есть гусята.

У бульдога есть щенки.

У галки есть галчата.

У газели есть хвост.

13. Прочитай слова

На какие две группы их можно разделить? Впиши пропущенные буквы в слова.

_а_ара
_а_а
_азель
_орный козел
_уанако
Я_уар
Ти_р

См. продолжение статьи