Смысловое чтение на уроках гуманитарного цикла

Разделы: Литература

Ключевые слова: смысловое чтение


Чтение для ума то же,
что физическое упражнение для тела.

Джосеф Аддисон

Чтение - важнейший ресурс развития личности, источник приобретения знаний, способ выйти за пределы социального круга человека. Кроме того, читатели «точнее формулируют, свободно пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении»[1]. А потому успешная познавательная деятельность не мыслится без чтения. В образовательных стандартах нового поколения чтение определяется как метапредметная компетенция. Возникает вопрос: «Как научить детей осмысленно читать?» Вопрос актуальный, так как современные дети часто не понимают то, что читают, отсюда проблемы при выполнении разного рода письменных работ (от выполнения обычного упражнения из учебника до экзаменационной работы), проблемы в общении. Кроме того, речь идёт о понимании разных текстов, не только учебных, ведь современный мир насыщен ими (реклама, объявления и т.д.).

Профессор Н.Н.Сметанникова определяет факторы «внимания» к чтению: выход на первое место каналов письменной коммуникации; компьютеризация, переход на электронный носитель текста; наличие устойчивых связей между качеством чтения и качеством образования; смена модели чтения. Учёные В.М.Филатов, Ф.Смитт, И.А.Володарский и другие считают, что основой развития целостных личностных качеств учащегося, базой для успешной познавательной деятельности является именно смысловое чтение. Группа других учёных (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская и др.) тоже относит работу с текстом к группе общеучебных действий, необходимых не только для успешной учебной деятельности, но и успешной социализации.

Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А.А.Леонтьев). Нужно понимать, что чтение может проходить на разных уровнях: репродуктивном, когда происходит простое воспроизведение информации на уровне фактов, а можно работать на уровне определения подтекстовой и концептуальной информации, что и является смысловым чтением.

Смысловое чтение включает следующие элементы: восприятие и интерпретация текста, воспроизведение, восстановление деформированного текста, нахождение в нём информации для решения разных учебных задач.

Для развития навыков смыслового чтения на уроках гуманитарного цикла можно использовать не только технологию смыслового чтения, но и некоторые приёмы технологии критического мышления, а также отдельные приёмы (методы), не относящиеся к каким-либо конкретным технологиям.

Стратегии смыслового чтения Н.Н.Сметанниковой, предполагающие работу с текстом в три этапа: стратегии предтекстовой деятельности, стратегии текстовой и послетекстовой деятельности. Также выделяются стратегии работы с объёмными текстами, стратегии компрессии текста, общеучебные стратегии и стратегии развития словаря.

Группа приёмов технологии критического мышления, развивающая осмысленное отношение к чтению: «Фишбоун», таблица «Инсерт», таблица «Сравнение источников», двухчастный и трёхчастный журнал, синквейн, «Эйдос-конспект», приём «Дерево предсказаний», приём «Инфографика», приём «Ромашка Блума».

Майндмеппинг (ментальная карта, интеллект-карта) - техника визуализации мышления и альтернативно записи. Техника, позволяющая в интересной творческой форме работать с текстом. Ребята всегда с интересом создают и «защищают» интеллект-карты; у каждого ребёнка они разные, в них отражается не только понимание текста, но и творческая составляющая ребёнка как личности.

Не менее интересен приём с необычным названием «Клоуз-тест», разработанный американским учёным В.Тейлором. Он позволяет не только определить трудности в понимании текста, но и развивать коммуникативное и контекстное мышление на основе текста. Клоуз-тест - это текст с пропущенными элементами (как правило, это отдельные слова), которые нужно вставить. Кроме обучения текстовой деятельности, этот приём развивает и универсальные учебные действия: способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам), коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»), восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней, сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).

Важным условием успешного обучения является интерес к познавательной деятельности. Перечисленные приёмы позволяют развить и навыки смыслового чтения, и интерес к познавательной деятельности. Так, составление ментальной карты (при соблюдении всех требований)- это не только эффективный способ структурирования информации, это способ, позволяющий эффективно мыслить, используя свой творческий потенциал. Например, на уроках литературы составление ментальной карты даёт возможность глубже понять текст, более ярко представить систему образов, выйти на идею произведения. Кроме того, интеллект-карта даёт возможность развития монологической речи. Материал, представленный сжато, графически оформленный - это опора для создания устного высказывания.

Развивая навыки чтения, нужно не забывать о видах чтения и об осознанном их выборе. Взрослые люди, читая какой-либо текст, не задумываются о том, какое чтение они выбирают: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое. Но детей этому необходимо учить: дети должны понимать, что вид чтения выбирается в зависимости от цели чтения.

Источники информации

  1. Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. Недетские проблемы детского чтения: детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии//Цикл статей. М., 2004.
  2. Н.В.Нижегородцева, Т.В.Волкова. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности// Ярославский педагогический вестник. - 2012 - № 2- Том II (Психолого-педагогические науки).
  3. Н.Н. Сметанникова. Обзор методик обучения чтению https://refdb.ru/look/2141975.html
  4. А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Самина, С.В.Молчанов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.