Коррекционно-развивающая игра в воспитании детей с ОВЗ

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ


Самая главная задача в воспитании детей с ОВЗ - это подготовить их к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей. Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют коррекционно-развивающие игры. Игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Т.о. коррекционно-развивающая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Игровое упражнение «ЗАПОМНИ ПРАВИЛЬНО»

Цель: развитие логической, и смысловой памяти учащихся.

Ребенку взрослый читает три слова, объединенных по смыслу, при этом нужно обратить внимание на логическую связь, существующую между словами.

НАПРИМЕР: лес - медведь - берлога.

а)

весна - солнце - ручей
дуб - желудь - свинья
река - рыболов - уха
праздник - песни - веселье
пчела - улей - мед
мост - река - вода

Прочитав в слух 6 строк, взрослый предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки. Ребенок должен написать второе и третье слово в строке.

Пример карточки:

весна… мост… дуб…
пчела… река… праздник…

Игра «КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ»

Цель: развитие объема памяти, развитие слуховой памяти.

Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже 2 предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, т.е. обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать несколько раз.

Игра «ЧИСЛА»

Цель: развитие концентрированности и устойчивости внимания.

Ведущий говорит: «Сейчас будем все вместе считать числа от 1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо хлопнуть» Вариантов этой игры много.

Игра-тренинг «Скучно, скучно так сидеть» - «Лишний стул»

Цель: развитие внимания.

Скучно, скучно так сидеть, друг на друга всё глядеть. Не пора ли пробежаться и местами поменяться.

Игра «ПОЕМ ВМЕСТЕ»

Цель: развитие концентрированности и устойчивости внимания.

Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. При этом один хлопок - начинаем петь. Два хлопка - продолжаем петь, но мысленно. Один хлопок снова поем вслух. И так несколько раз, то кто ошибается, выбывает из игры.

Игра-тренинг «Водяной»

Цель: развитие тактильных ощущений, закрепление телесных образов.

«Водяной» садится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу со словами: «Водяной, Водяной, не сиди ты под водой, мы по берегу идём, хоровод большой ведём. Будешь с нами ты играть, если сможешь отгадать, кто стоит перед тобой. Отвечай же, Водяной!» Водяной подходит к детям и с помощью рук пытается определить, кто стоит перед ним. Тот становится Водяным.

Игра «ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

Цель: развитие произвольности внимания.

Дети за ведущим повторяют все движения, кроме одного например, руки вперед. Можно ускорять темп.

Игровое упражнение «НАЙТИ СПРЯТАННОЕ СЛОВО»

Цель: Развитие концентрированности и устойчивости внимания.

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти их и подчеркнуть.

НАПРИМЕР: Бсолнцерпавекиропсаустолдовкасмивакупдеревопрдщацокноноваперсмвлрозаитрсвысоньблддевочкамиторавуыюдкнигаольбюмячвсмнртболотонгорпвавсмикарандашоьбдкамирвмидшльек

Игра «МУХА»

Цель: развитие устойчивости и концентрация внимания.

На игровом поле из 9 клеток следует перемещать «муху» (для начала фишку), с одной клетки на другую вверх-вниз, вправо-влево по заданию ведущего. Исходное положение - центр, перемещение - по одной клетке, ведущим подается 5-7 команд. Затем ребенок должен указать на какой клетке оказалась «муха».

Упражнения для коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребёнка, его социальной адаптации

Тема: «Я и Мы»

Цель: создать благоприятную атмосферу сотрудничества, снизить эмоциональное напряжение; выработка механизмов эмпатии, сочувствия окружающим.

Задачи: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе; сплочение группы; снижение эмоционального напряжения.

Используемые упражнения: «Имя по кругу с мячом», «Ласковое

имя», «Передача ритма по цепочке», «Незаконченные предложения», «Пять слов о тебе», «Письмо другу».

Упражнение «ИМЯ ПО КРУГУ С МЯЧОМ». Дети стоят в кругу, передают мяч соседу, называя его по имени и приветствуя улыбкой.

Упражнение «ЛАСКОВОЕ ИМЯ». Учащиеся бросают мяч любому участнику, называя его ласково по имени.

Упражнение «ПЕРЕДАЧА РИТМА ПО ЦЕПОЧКЕ». Инструкция: вслед за ведущим (или одним из участников) все поочерѐдно по цепочке повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

Упражнение «НЕОКОНЧЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ». Учащимся даѐтся задание завершить предложения:

  • «Настоящий друг - это тот, кто …»
  • «Друзья всегда …»
  • «Я могу дружить с такими людьми, которые …»
  • «Со мной можно дружить, потому что …»

Упражнение «ПЯТЬ СЛОВ О ТЕБЕ». Цель: повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку.

Участники разбиваются на подгруппы по пять человек (произвольно или по игровому заданию ведущего).

- Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги, чтобы получилась ваша нарисованная ладошка. Напишите на ладошке своѐ имя. Потом передайте листок соседу справа, а сами получите рисунок ладошки от соседа слева. На одном из «пальчиков» полученного рисунка напишите, пожалуйста, какое-нибудь привлекательное качество этого человека, на ваш

взгляд (можно использовать доброжелательные пожелания). Например: «Ты такой чуткий и отзывчивый», «Желаю тебе удачи».

Так ладошки передаются по кругу, и каждый пишет своѐ. Пока ладошка не вернѐтся к своему владельцу.

Упражнение-тренинг «Письмо другу». Цель: развитие умения устанавливать контакт.

- У кого есть друг, или человек, которого вы любите, он вам кажется очень хорошим? Давайте пошлём ему маленькое письмо с добром. Он будет рад.

Дети с закрытыми глазами носом «пишут» свои имя, фамилию. Подобрать и добавить цвет, украсить рисунком, узорами. Добавить анимацию, огоньки, чтобы имя светилось разноцветными огоньками.

- А теперь мысленно отправьте его своему хорошему человеку, назовите его по имени. Представьте, как он обрадуется. Ему будет приятно. Он в эту минуту обязательно вспомнит про вас.

Тема: «Улыбчивый зонт»

Цель: актуализировать знания учащихся об эмоциях; развивать эмоциональное восприятие учащихся; расширять представление о мимических выражениях эмоционального состояния.

Задачи: снижение тревожности; развитие эмоционально восприятия.

Используемые упражнения: «Цвет моего настроения», «Сердитая капля», «Улыбчивый зонт», «Какая эмоция», «Определи выражение лица», «Тѐплый клубочек».

Упражнение «Цвет моего настроения». Учащиеся выбирают цвет, соответствующий настроению (цветные карточки-стикеры) и прикрепляют карточку на ватман, помещѐнный на доске. Получается цветная радуга настроения класса.

- На наше настроение влияют эмоции. «Эмоции - это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас».

- Если эмоций много или они «сильные» то получается целый ливень разных переживаний. Положительные эмоции можно сравнить с тѐплым летним дождиком, с лучами солнца, а если мы испытываем сильные отрицательные эмоции, представляете, какой холодный дождь будет. Приятные ощущения он вызовет?

- Какие эмоции могут испортить нам настроение и сделать его «дождливым»?

Упражнение «Сердитая капля». - Возьмите бумажные капельки дождя и напишите на каждой название эмоций, которые вы испытываете, когда у вас «дождливое» настроение (грусть, злость, обида…), а теперь прикрепите их на лист под тучей.

Ведущий демонстрирует образец выполнения на ватмане, помещѐнном на доске.

- Что нас спасает от дождя, какой предмет? (зонт)

Упражнение «Улыбчивый зонт». Учащиеся берут заготовку «Улыбчивый зонт» и прикрепляют его рядом с человечком.

- Ребята, если есть отрицательные эмоции, значит, есть и положительные.

Какие положительные эмоции вы можете назвать?

Упражнение «Какая эмоция». Ведущий показывает изображение эмоций, дети, стоя в кругу или у парт слушают, если называется отрицательная эмоция - присели, если положительную - хлопнули в ладоши.

Упражнение «Определи выражение лица». Ведущий предлагает ребятам рассмотреть табличку (которая есть у каждого) с рисунками мальчика испытывающего различные эмоции. Затем подобрать к каждой картинке карточку со схематичным изображением человеческих эмоций. Вместе с ведущим ребята определяют название эмоции (сожаление, радость, злость, удовольствие, разочарование, испуг, восторг, недоверие).

Упражнение «Улыбчивый зонт» (продолжение). - Подпишите на зонте, какие положительные эмоции, чувства помогут пережить ливень «плохого настроения». Все мы иногда испытываем разные отрицательные эмоции и чувства и «улыбчивый зонт» поможет нам справиться с ними. «Если капельки дождя огорчаются, то наш зонт улыбается!»

Упражнение «Тѐплый клубочек». Ребята по кругу передают клубочек друг другу и желают чего-нибудь доброго и хорошего.

Тема: «Я умею слушать других»

Цель: развитие навыков общения; выработка механизмов эмпатии, сочувствия окружающим.

Задачи: научить детей умению свободно, не боясь, высказывать свои мысли; развивать способности сопереживать другим.

Используемые упражнения: «Доброе тепло», «Школа зверей», «Цыганка».

Упражнение «Доброе тепло». Учащиеся представляют, что в их ладошках мягкий, светящийся шарик, который они передают друг другу.

Упражнение «Школа зверей». Учащиеся с закрытыми глазам слушают рассказ учителя о школе, в которой учатся разные животные, стараются представить такую школу, определить своѐ место в ней, а затем нарисовать.

Упражнение «Цыганка». Ведущий надевает платок и превращается в цыганку, которая предлагает ребятам погадать. Ребята по очереди обращаются к ней со словами:

- «Цыганка, цыганка, погадай мне, расскажи, какой я». Ведущий держит за спиной стопку карточек с написанными на них «светлыми» качествами людей, вытаскивает одну карточку и предъявляет еѐ ребѐнку со словами:

- «Правильно я нагадала?» Ребѐнок может начать сомневаться, отказываться от качества. Ведущему важно с одной стороны, поддержать размышления ребѐнка о том, какой он на самом деле, с другой - убедить в том, что это качество у него присутствует. Можно привлечь к обсуждению ребят.

Тема: «Установление доброжелательных взаимоотношений»

Цель: преодоление барьера в общении, снятие психического и эмоционального напряжения.

Задачи: формирование позитивного отношения к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий; развивать умение устанавливать контакт, вызывая доверие, желание общаться.

Упражнение «Барометр настроения». Детям предлагается показать своё настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение - ладони касаются друг друга, хорошее - руки разведены в стороны.

Упражнение-тренинг «Ласковое имя» (поддержание доброжелательной атмосферы в группе). Предлагается каждому ребёнку назвать ласково соседа, сидящего справа, который должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».

Упражнение-тренинг «Разожми кулак» (показать детям, как влияют на человека ласковые слова, доброе отношение). Игра проводится в паре. Один из детей сжимает кулак, другой должен его разжать любыми способами. Затем дети меняются ролями. Обычно дети применяют силу. Роль ведущего состоит в том, чтобы на собственном примере показать, насколько убедительными оказываются добрые слова, спокойное, доброжелательное отношение (разжимает кулак любому ребёнку, используя уговоры, поглаживания, маленькие безобидные хитрости).

Упражнение-тренинг «Испуганный котёнок» (развивать умение устанавливать контакт, вызывая доверие, желание общаться). Один из детей изображает испуганного котёнка (котёнок маленький, его испугал лай собаки, он свернулся в комочек). Задача другого ребёнка - установить контакт с котёнком, чтобы он ему поверил, вызвать желание общаться (погладить котёнка, поговорить с ним, успокоить).

- Что вы чувствовали, когда были испуганным котёнком? - Как устанавливали контакт с ним? - В каких ситуациях в жизни ты ведёшь себя как испуганный котёнок?

Упражнение тренинг «Ладушки» (установление длительного контакта). Дети разбиваются в пары. Играя с партнёром в «Ладушки» необходимо достичь высокого темпа не сбиваясь. Затем партнёры меняются друг с другом.

На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной - кто ты будешь такой?

- С кем из детей ты играл дольше всего, не сбиваясь?

- С кем из детей было легче достичь высокого темпа?

Упражнение «Отгадай-ка». Все садятся по своим местам. Загадки:

1) Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга).

2) Все его любят, а поглядят на него - морщатся (солнце) и т.д.

Тема: «Развитие навыков самопрезентации»

Цель: развитие произвольности поведения.

Задачи: получение опыта самовыражения и адекватного поведения в заданной ситуации.

Упражнение «Четыре угла». Ведущий в каждом углу комнаты приклеивает листок определѐнного цвета: синий, зелѐный, красный или жѐлтый и объявляет, что после того, как он задаст вопрос, каждому нужно будет встать к выбранному цвету, в зависимости от того, какой ответ выбирают участники. Если участник не может определиться с выбором, то он остаѐтся в центре.

Первый вопрос: Какой из этих цветов для вас наиболее приятный?

Далее вопросы составляются согласно цели занятия. Например: кто какие фильмы любит (комедии, боевики, мультфильмы, ужастики)?

Кто кого боится (змеи, пауки, лягушки, собаки)?

Кто, что любит есть (овощи - зелѐный цвет, фрукты - синий, мясо - красный, сладости - жѐлтый)?

Упражнение «Я люблю и не люблю» - реклама своих симпатий и антипатий.

Упражнение «Черепашки» - кто медленнее дойдет до финиша (снятие напряжения).

Упражнение «Цветик-семицветик». Цель: сплочение группы, самовыражение и свободное творчество.

Участник выбирает лист цветной бумаги любого цвета. Вырезает из него любую фигуру, которая бы выражала его настроение. После окончания работы всеми участниками составляется коллективная картинка (можно все фигуры наклеить на ватман и повесить в комнате). После упражнения обсуждаются и проговариваются чувства и ощущения во время работы.