Обобщающий урок по теме "Антарктида"

Разделы: География

Ключевые слова: Антарктида


Цели:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • оценить навык применения знаний полученных при изучении курса географии;
  • развивать коммуникативные способности.

Тип урока: обобщающий.

1 этап: Подготовительный

Класс делится на группы:

  • Журналисты
  • Геоморфологи
  • Климатологи
  • Историки
  • Социологи.
  • Картографы

Все группы тщательно изучают все вопросы, связанные с их разделом, а журналисты готовят для всех групп вопросы.

Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости…..

Необычность урока заключается еще и в том, что мы его проводим в виде пресс - конференции. К нашей конференции журналисты подготовили свои вопросы, на которые будут отвечать ученые нашего класса. Конференция нам покажет, сможем ли мы совершить экспедицию в Антарктиду, хватит ли нам для этого знаний.

Что же представляет из себя Антарктида?

Вступительное слово учителя: На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной мантии из снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовым, голубым, золотым и зелеными тонами пастели. Такова Антарктида. Материк, который и сейчас таит много загадок. (Ричард Берд)

Вопросы журналистов

Примерные ответы учащихся

Вопросы картографам

1. В чем особенности Географического положения Антарктиды?

Картографы

- Это единственный материк, который занимает около полюсное положение;

- Почти весь, кроме полуострова Антарктический лежит в пределах Южного полярного круга

- Имеет лишь одну крайнюю (северную ) точку

- Расположен в антарктическом климатическом поясе

- Омывается южными частями океанов

- От других материков сильно удален. Самый близко расположенный материк - Южная Америка, Отделен от нее проливом Дрейка.

2. Какую область земли называют Антарктикой?

Это южная полярная область, включающая Антарктиду и южные части океанов примерно до 50-60 градусов ю. ш.

Вопросы историкам

1. Скажите, какой мореплаватель первым пытался открыть материк, но не смог это сделать?

2. Кто и когда открыл Антарктиду?

3. Кто первым достиг южного полюса?

4 Кому посвящаются следующие строки:
« Бороться и искать, найти и не сдаваться»?

5. Когда внутренние районы Антарктиды начали изучаться более тщательно?

6. Какая научная станция была первой построена на материке и в какой ее части?

7. Какая станция выполняет сейчас такую же функцию, на Антарктиде, как у нас Москва?

Историки

1. Первым попытался достичь берегов Антарктиды Джеймс Кук, но из-за суровых условий ему это не удалось сделать, а так как он имел большой вес в мире науки , то исследования в этом направлении надолго заморозились.

2. 28 января советские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев на 2-х судах «Мирный» и «Восток»
Подошли вплотную к Антарктиде

3. Это сделал Норвежский ученый Руаль Амундсен 14 дек. 1911 года.

4. Эти строки посвящаются Английскому исследователю Роберту Скотту, который в январе 1912 года вслед за Амундсеном достиг Южного полюса.

5. Это произошло в 1957-58 году, когда был объявлен международный геофизический год и 12 стран договорились изучать Антарктиду и обмениваться полученными знаниями.

6. Это была станция «Мирный», а находилась она в восточной части материка, так как именно эта часть материка была отведена для исследований СССР.

7. Сейчас главный центр всех исследований на материке находится на станции « Молодежная»

Вопросы геоморфологам

1. Какие два рельефа можно выделить у Антарктиды?

2. Почему у людей на этом материке часто кружится голова, идет из носа кровь?

3. Почему считается, что Антарктида самый высокий материк?

4. Почему на западе подледный рельеф имеет большие высоты и сильнее расчленен, чем на востоке материка?

5. Из чего образуется покровный ледник Антарктиды?

6. Почему другие материки веками хранят на своей поверхности развалины городов, руины храмов, а в Антарктиде же через 10 лет не всегда обнаруживаются следы пребывания человека или существования научных станций

7. Есть ли тенденция, что в будущем мы будем использовать минеральные ресурсы Антарктиды и какие?

8. Нам стало известно, что геолог 1-й британской экспедиции под руководством Роберта Скотта нашел окаменелые образцы древовидного папоротника и пласты угля и известняка. О чем свидетельствуют эти находки?

9. Что такое айсберги и как они образуются?

Геоморфологи

1. У Антарктиды можно выделить подледный рельеф и рельеф ледника.

2. Это происходит из-за большой высоты материка

3. Это происходит из-за того, что у Антарктиды мощный ледниковый покров, средняя высота которого составляет 2000 м

4. Это происходит из-за разности тектонических структур. В восточной части материка залегает древняя платформа, а в западной части - область новой складчатости.

5. Он образуется из уплотняющегося снега.

6. По мере увеличения своей массы ледник приобретает пластичность и начинает двигаться в сторону окраины материка, унося с собой все, что на нем было.

7. Если на других материках наступит резкая нехватка ресурсов, то возможно использование Каменного угля, Железной руды, золота, алмазов, цветных металлов

8. Это свидетельствует о том, что когда-то здесь был более теплый климат, росли папоротники и территория была покрыта морем.

9. Обломки материкового льда

Вопросы климатологам

1. Почему именно на этом материке и где конкретно находится мировой полюс холода?

2. Почему Антарктиду называют земля ветров?

3. Почему на этом материке люди ходят в очках и загорают как в тропиках?

Климатологи

1. Это станция «Восток», где зафиксирована самая низкая температура -89,2 С градуса.
А объясняется это рядом причин:
- Занимает околополюсное положение.
- Маленький угол падения солнечных лучей.
- Весь покрыт льдом, который отражает до 90% солнечных лучей.
- Область высокого давления, нет облаков, воздух чист и прозрачен, поэтому большая часть тепла уходит в атмосферу.
- За счет льда материк имеет большую высоту, а с высотой на каждый км температура опускается на 6 градусов, поэтому материк холоднее остальных материков примерно на 6 градусов.

2. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на земле. Они образуются из-за того, что в центе материка находится область высокого давления, а у побережья область низкого, поэтому образуются сильные стоковые ветры.

3. Это страна жестокого солнца. Здесь 6 месяцев полярный день, чистый и прозрачный воздух и белый снег, который отражает солнечный свет, бьющий в глаза, от чего можно временно ослепнуть.

Вопросы биологам

1. Что вы можете сказать о видовом разнообразии животных и растений материка?

2. Что называют антарктическим оазисом?

3. Почему жизнь всех животных в Антарктиде связана с океаном?

4 .Почему морские животные выходят сухими из воды?

5. Почему птицы в Антарктиде образуют птичьи базары?

Биологи

1. Это самый бедный по видовому разнообразию материк.

2. Это территория, свободная от льда, где возможна жизнь растений.

3. Питаются в основном рыбой и планктоном

4. Подкожный жир смазывает шкуру.

5. Для согревания и защиты от нападения.

Вопросы социологам

1. Кто из людей живет на материке?

2. Принадлежит ли Антарктида какой-нибудь стране?

3. Можно ли организовать туристические прогулки на материк?

4. С какой целью изучают материк?

Социологи

1. На материке нет постоянного населения. Живут одни полярники

2. Нет. И на ней запрещены любые испытания оружия.

3. Да. Посмотреть на необычность природы.

- полезные ископаемые
- рыбы, звери
- запас воды
- города будущего

4. Влияние на атмосферу и мировой океан

Слово учителя: Итак мы провели пресс конференцию, она показала, что все наши ученые провели огромную работу при подготовке к ней, что позволило им четко быстро и ясно выявить основные, яркие черты материка. И все мы при желании сможем с легкостью совершить путешествие в Антарктиду.

На самом - самом юге,
как впрочем, и на севере,
Там много интересного, почти нам неизвестного и сказочного чуда.
К загадочной Антарктике, стране снегов и льда
С урока путешествовать по атласам и картам несется наш фрегат.
Здесь круглый год не тает лед,
Лежат кругом снега,
Ну, а пингвин не прячет нос,
Когда на улице мороз и сильная пурга.
Полгода ночь, полгода день, бежит полярный круг…
И нам за ним бежать не лень,
Нам машет ластами тюлень,
Наш новый милый друг.

А сейчас мы переходим к выполнению практического задания и тестов, которые позволят каждому из вас оценить полученные знания на предыдущих уроках и позволят заработать нам средства для проезда в Антарктиду.

Билет до Антарктиды стоит 4-5 баллов.

2. Практическая работа за компьютерами

1. Перенеси на карту географические названия

2 .Перенеси на карту значение температур и осадков во внутренних и внешних областях

3. Верно расположите российские научные станции по территории материка

3. Тест на компьютере

1. Антарктида стала известна европейцам (позже Австралии и Северной Америки).

2. Второй экспедицией, достигнувшей Южного полюса, руководил (Р.Скотт).

3. Земную кору Антарктиды формирует (древняя платформа и область новой складчатости).

4. Большинство антарктических научных станций расположены (На побережье).

5. Климат побережий отличается от климата центральных территорий (более высокими температурами и большим количеством осадков).

6. Минимальное количество солнечного тепла территория материка получает ( в июле).

7. Атмосферных осадков в Антарктиде выпадают в основном, в виде (снега).

8. Наиболее многочисленным видом птиц являются (пингвин Адели).

9. Антарктические ВМ (холодные и сухие).

10. Главная причина малого количества солнечного тепла, получаемого Антарктидой в январе (высокая отражательная способность поверхности).

11. Из природных ресурсов Антарктиды в настоящее время начато использование (водных ресурсов).

12. Главные враги птенцов пингвинов (чайки - поморники).

13. Аэрометеорологический центр Антарктиды расположен (Молодежная).

14. Преобладающее направление ветра над материком (От центра к краям).

15. Средняя мощность ледникового купола Антарктиды составляет (2 тыс м.).

16. Материк был открыт в результате экспедиции (Беллинсгаузена и Лазарева).

17. Антарктида омывается… частями океанов (Южными).

18. Окраинные части материка пересекают (южный поляр круг).

19. Ни на территории материка, ни в прибрежных водах не обитает (белый медведь).

20. С учетом ледникового купола преобладающие высоты Антарктиды (больше чем в Африке и Австралии).

21. По названиям судов экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева в Антарктиде названы (научные станции).

22. Географическое положение Антарктиды таково, что она имеет только крайнюю … (северную точку.)

Проводится сбор оценок.

Слово учителя: Молодцы, ребята, вы показали хорошие знания, и в награду за активное участие на уроке я предлагаю вам разгадать несколько ребусов.

1. Что означает слово Антарктида (Противоположная северу)

2. Секретные цифры

  • 63%
  • 2000 м
  • 5140 м
  • 28 ян 1820 г
  • 14 дек 1911
  • 16 янв 1912
  • 1957-58

3. Закончи предложение « Антарктида самый - самый материк…

  • По времени открытия
  • По температуре
  • По высоте
  • По количеству биологических видов
  • По силе ветра
  • По количеству запасов пресной воды

4. Угадай кто это по фотографии

  • Амундсен
  • Р.Скотт
  • Д.Кук

5. Найди лишнее животное

6. Мини-викторина

  1. Какие слоны и львы живут в Антарктиде?
  2. Сколько стран расположено на материке?
  3. Какие два растения образуют симбиоз?
  4. Что есть в Антарктиде и Африке (пустыни).