Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью приёмов мнемотехники

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: мнемотехника, развитие речи, мнемотаблица


В современных реалиях человек получает большой объём информации. Это связано с быстро меняющимися условиями нашей жизни. На этапе дошкольного детства ребёнок воспринимает много сведений, которые необходимо усвоить и в дальнейшем воспроизвести.
Одной из важнейших областей развития ребёнка на данном этапе является формирование речи. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что у них связная речь недостаточно развита. Высказывания дошкольников отличаются отсутствием чёткости, последовательности изложения мысли, отрывочностью, недостаточностью причинно-следственных связей. Детям сложно справиться со всеми видами творческого изложения и самостоятельным рассказыванием по памяти. Для развития речи и памяти ребенка важно создавать условия в целях тренировки ассоциативного мышления и наблюдательности.

Как известно в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Дети лучше запоминают предметы, события, факты и явления, которые близки их жизненному опыту. В настоящее время для развития речи детей дошкольного возраста часто используют такое направление, как мнемотехника.

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания», это система различных методов и приёмов, облегчающих усвоение информации и увеличивающих объём памяти, путём дополнительных ассоциаций. Таким образом, этот метод основан на визуальном восприятии информации, дающим возможность в последующем воспроизвести её с помощью изображений. Способность к замещению является основной особенностью человеческого ума. Для развития у дошкольника связной речи, богатого воображения, способности к замещению его необходимо научить понимать графическую аналогию.

Графическая аналогия представляет собой умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, отражая им общие признаки предмета и соответственно замещая данные предметы. Приёмы мнемотехники основаны на использовании графических аналогий, построенных на принципе «от простого к сложному».

На разных возрастных этапах дошкольного детства педагог для развития связной речи и памяти использует свои мнемотехнические приёмы. Для начала младшие дошкольники изучают мнемоквадраты, которые представляют собой отдельные картинки с понятными изображениями с закодированной информацией. Мнемоквадраты отображают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Для детей среднего возраста педагог усложняет занятия по развитию речи с помощью приёмов мнемотехники, демонстрируя им мнемодорожки. Мнемодорожка состоит из последовательности четырех или более мнемоквадратов (картинок), расположенных друг за другом, благодаря которым у ребёнка появляется возможность составить небольшой рассказ в два, три предложения. Мнемодорожка несёт в себе небольшую по количеству обучающую информацию, что очень важно на начальных этапах обучения воспитанников связной речи. В работе с детьми старшего и подготовительного к школе возраста особое место занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Мнемотаблица представляет собой схему, в которой заложена нужная информация. Это сложная структура, которая применяется в мнемотехнике, состоит из изображений основных звеньев, в том числе схематических, по которым можно запомнить и в дальнейшем воспроизвести рассказ или стихотворение. Первоначально данные таблицы составляются самим педагогом, также к работе можно привлечь родителей воспитанников. Далее к этому процессу можно будет подключить и самих дошкольников. В следствии, использование приёмов мнемотехники повлияет не только на развитие связной речи, памяти, но и на фантазию, визуализацию образов детьми дошкольного возраста.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Важно отметить, что для детей младшего и среднего дошкольного возраста мнемоквадраты и мнемодорожки следует представлять цветными и менее схематичными, так как на данных этапах развития в памяти воспитанников активнее запоминаются отдельные образы. С детьми старшего возраста может осуществляться обучение с помощью схематичных чёрно-белых изображений. В таблице можно изобразить то, что является главным. Но изобразить нужно так, чтобы изображения в мнемодорожках и мнемотаблицах были понятны детям.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что использование приемов мнемотехники на разных возрастных этапах развивает связную речь, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти у детей путём образования дополнительных ассоциаций. В процессе таких регулярных занятий ребёнок научится выделять основную идею, смысл эпизода. Мнемотехника обеспечивает успешное освоение детьми знаний об явлениях природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение нужной информации, а главное - развитие связной речи. Перечисленные приёмы мнемотехники достаточно просты и доступны для практической работы с детьми, посещающими дошкольные образовательные учреждения общеразвивающего, так и компенсирующего видов.

Список литературы

  1. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] / Т.В.Большева // Учебно-методическое пособие. - СПб: Детство-Пресс, 2017. - 96 с.
  2. Одинцева, А.В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста [Текст] / А.В.Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2017 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2017. - С. 52-53.
  3. Федотова, Т.Н. Развитие речи через использование приёмов мнемотехники [Текст] / Т.Н.Федотова // Педагогическая наука и практика. - 2020. - № 4. - С. 86-88.