Доклад "Использование технологии продуктивного чтения на уроке окружающего мира". 1-й класс

Разделы: Мастер-класс

Класс: 1


Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. На это указывают новые образовательные стандарты. Младший школьник должен учиться осмысленно воспринимать прочитанную информацию, использовать её для выполнения заданий, применять в учебных ситуациях. В первую очередь эта задача реализуется на уроках литературного чтения. Методика преподавания литературного чтения богата различными видами заданий по работе с художественными текстами. В начальной школе есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе. Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.

Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, - умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.

Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

Эту технологию я использую на уроках курса "Окружающий мир". Приведу примеры вопросов и заданий, которые я использую на уроках курса "Окружающий мир".

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель: развитие антиципации - предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе - смысловые догадки.

  • чтение заглавия произведения.
  • чтение ключевых слов.
  • рассматривание иллюстраций.

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

  • чтение текста по частям с комментариями.
  • интересные аргументируемые суждения детей вплетать в общий разговор
  • постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  • обращение к отдельным фрагментам текста.
  • обобщение прочитанного.
  • выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.

3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель - корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача - обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.

  • Диалог, дискуссия.
  • Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
  • Выполнение творческих заданий.
  • Графическое иллюстрирование.
  • Словесное иллюстрирование (рисование)

Ассоциативный куст

  • Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
  • Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
  • Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Антиципация (это предвосхищение, предугадывание содержания).

  • Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
  • Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Толстые вопросы

  • Дайте несколько объяснений, почему...?
  • Почему Вы считаете…?
  • В чем различие…?
  • Предположите, что будет, если…?
  • Что, если…?

Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.

Тонкие вопросы

  • Кто…?
  • Что…?
  • Когда…?
  • Может…?
  • Будет…?
  • Согласны ли Вы…?

Прием «Рефрен»

  • учитель повторяет слово или словосочетание за учеником, стараясь акцентировать на нем внимание.

Прием «сам вопрос в сжатой форме».

  • Сам вопрос, который формулируется сжато («Догадались почему? Почему именно…»)

Приём «Ключевые слова»

  • Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

Приём «Верные и неверные утверждения»

  • Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Приём «Верите ли вы…»

  • Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Тема: «Как зимой помочь птицам?»

Учебник с.75

1 этап. Работа с текстом до чтения

Прием «Задай вопрос»

На доске картинка «Кормушка»

- Ребята, вы знаете что это?

- Для кого люди делают их?

- А зачем?

2 этап. Работа с текстом во время чтения

1) Дети самостоятельно читают текст про себя.

2) В ходе чтения провожу прием рефрен (учитель, повторяя слово или словосочетание за учеником)
- но их желательно… разрезать
- а черного… не годятся.
- для синиц хороши… кусочки несоленого сала
- а соленое…давать нельзя.

3) В ходе чтения провожу словарную работу « Природные столовые»-

4) Прием «сам вопрос в сжатой форме».

- Догадались, почему «деревья рябины»?

3 этап. Работа с текстом после чтения

Беседа.

- Чем мы можем накормить птиц зимой?

- Какие природные столовые подходят к иллюстрации?

- Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения.

1) Лучший корм для птиц - это семена…(подсолнечника)

2) Семена тыквы желательно….(разрезать на половинки)

3) Для подкормки птиц годятся крошки…(белого хлеба)

4) а крошки черного хлеба…..(не годятся)

5) соленое сало синицам давать….(нельзя)

Заключение

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка, окружающего мира, математики.

Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология продуктивного чтения позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также заставляет думать, познавая окружающий мир.