Конспект индивидуального интегрированного занятия с обучающимся со сложным дизонтогенезом "Освоение доступных средств коммуникации"

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 5

Ключевые слова: ОВЗ


Цели:

  • Коррекционно-развивающие: создавать условия для развития коммуникативных способностей, расширять коммуникативные возможности безречевого обучающегося.
  • Воспитательные: формировать навыки самостоятельности, доброжелательности и сотрудничества, интереса к общению и взаимодействию с окружающими.
  • Образовательные: расширить и активизировать активный словарь по теме "Семья", пополнить знания о семье, формировать навык активного чтения, как средства коммуникации, продолжить освоение коммуникации при помощи пиктограмм и других средств, формировать навыки игр по правилам.

Планируемые результаты:

  • Личностные результаты: проявление интереса к речевой деятельности, положительное отношение к школе, к коррекционным занятиям, рост самооценки за счет расширения возможностей обучающегося.
  • Предметные результаты: формирование способностислушать и выполнять указания и инструкции, решая познавательную задачу,понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ с помощью доступных средств коммуникации. Различать и узнавать звуки окружающей действительности, преобразовывать информацию, полученную из графического изображения, знаковой системы, других изображений, карточек со словами, в словесную форму под руководством учителя, слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос при помощи доступных средств коммуникации.

Методы и приёмы:

  • словесный (рассказ, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение);
  • наглядный (показ графических изображений, значков (пиктограмм), фотографий);
  • практический (игра в шашки, чтение и соотнесение слов с изображениями, пиктограммами, фотографиями, построение простой фразы, при помощи карточек слов и изображений, нетрадиционная работа на ПК- подбородком и носом);
  • поощрения (при каждом правильном ответе, по окончании занятия).

Образовательные технологии, использованные в занятии:

  • здоровьесберегающая;
  • технология личностно-ориентированного подхода;
  • технология сотрудничества;
  • технология объяснительно-иллюстративного обучения.

Тип занятия: интегрированное. Вид занятия: индивидуальное

Участники: педагог-психолог, учитель-логопед, обучающийся с НОДА и моторной алалией.

Оборудование: кушетка, салфетки, перчатки, масло массажное, пособие О. Суховой «Слушать интересно», карточки: фотографии, пиктограммы, графические изображения, слова, шашки, кубики, ЭМО-тест, ПК, флешкарта «Первослов».

Инструментальное оборудование: налобная лампа с установленным на ней лазером малой мощности 2 класса безопасности.

Ход интегрированного занятия (40 мин.)

I. Организация начала занятия (1 мин.)

Педагог-психолог: Здравствуй, Илья! Давай поздороваемся с тобой и гостями. Настроение бодрое, к занятию готов!

(Обучающийся сидит в кресле).

II. Проверка домашнего задания (2 мин.)

Учитель-логопед: Илья, давай проверим домашнее задание, как хорошо ты знаешь звуки, которые ты слышишь в окружающем мире. Я просила тебя запомнить какие звуки тебя окружают дома?

Распознавание звуков по фонограмме: 4. дверной звонок; 5. крышка кастрюли; 6. кипит вода; 8. ключи; 44. плач; 54. кошка; 59. собака.

(Обучающийся указывает на карточку, соответствующую звуку, среди других, перечисляемых педагогом)

- Молодец! Ты хорошо выполнил домашнее задание!

III. Подготовка обучающегося к занятию (3 мин.)

- Илья, прежде чем приступить к занятию, нужно подготовить органы речи. Давай начнем с разминки.

Учитель-логопед проводит пальцевой активизирующий массаж лица, пальцевой массаж языка, принудительную артикуляционную разминку. (Фоно - 2 мин.).

А теперь назовем звуки, соответствующие следующим буквам: М, Н, П, В, Ф, С, Х.

Обучающийся воспроизводит звуки, указанные педагогом.

- Здорово! Ты - молодец!

- Давай прочитаем односложные слова: сом, мак, мяч, дом (картинка).

- Молодец, Илья, тебе удалось правильно произнести звуки и правильно прочитать слова!

IV. Закрепление умений

Учитель-логопед: «Найди и покажи (можно носом) картинку к последнему прочитанному тобой слову (ДОМ - не называть слово)».

- Правильно! А ещё есть изображения подходящие к этому слову?

Работа с пособием

Показывает пиктограмму (носом).

- Ты прав, Илья!

- Сегодня мы поговорим о самом знакомом и близком тебе - о доме.

- А кто живет в твоём доме? Назови членов своей семьи, а я приготовила тебе подсказку. (Педагог прикрепляет карточки - фотографии семьи)

Обучающийся называет членов своей семьи, соотнося их с фотографиями. (2-3 мин.)

V. Развитие коммуникативных возможностей обучающегося при помощи чтения, графических изображений, значков (пиктограмм), фотографий

Учитель-логопед: «Вот какая большая у тебя семья. Давай почитаем слова по этой теме и подберем к ним картинки».

1. Чтение слов и соотнесение их с фотографиями. (Мама, папа, баба, деда, Уля, Ника, я)

Обучающийся показывает членов семьи носом после прочтения соответствующего слова. (5 мин.)
- А теперь давай подберем к словам и фотографиям нужный значок.

2. Подбор пиктограмм и соотнесение с фотографиями (Пиктограммы: я, мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, семья). (2 мин.)

3. Знакомство с пиктограммами: ?, →.

4. Составление простой фразы, как ответа на вопрос: «Кто это?» при помощи карточек со словами, фотографий и пиктограмм.

(Это мама. Это папа. Это баба. Это деда. Это Ника. Это Уля. Это я.) Сначала предъявляются фотографии членов семьи, а затем пиктограммы. (3 мин.)

Если останется время: Интерактивная игра «Все во двор», (формирование простой фразы). (1-2 мин).

Физкультминутка (1 мин.) Вертикализация (проводит педагог-психолог).

VI. Развитие коммуникативных возможностей обучающегося с помощью инструментального метода альтернативной коммуникации

- Илья, сегодня мы продолжим работать со световым потоком. Я надену тебе на голову световую указку. Но работать с ней можно только выполняя требования техники безопасности. Ты их уже знаешь, но я напомню тебе их ещё раз:

  • нельзя направлять луч на других людей;
  • нельзя светить в окно, т.к. луч может ослепить водителя машины или другого человека;
  • нельзя светить в зеркала, т.к. тогда невозможно будет понять, куда попадет луч.

- А сейчас мы продолжим тему семьи. В ней бывают разные ситуации и члены семьи могут испытывать разные эмоции. Сегодня мы постараемся определить, какие вообще эмоции испытывают люди. Узнаем какие эмоции у твои родных на фотографиях. Работа с Эмо-тестом. (3-4 мин.)

Ты хорошо поработал, давай немного отдохнём и поиграем в шашки. Твои фигуры с зелеными метками, мои с красными. Игра в шашки (4 мин.)

Продолжим нашу дальнейшую работу. Тебе предлагается выбрать нужную фигуру. Выполнение теста Равена. (5 мин.)

А теперь снова отдыхаем. Давай поиграем в «Крестики-нолики». (3 мин.)

VII. Рефлексия (1 мин.)

Психолог, логопед: «Илья, тебе понравилось занятие?»

VIII. Информация о домашнем задании (1 мин.)

- Илья, дома тебе надо называть своих родных по именам. Продолжай выполнять физические упражнения каждый день. Проси родителей, чтобы они поднимали тебя и ходили вместе с тобой каждый день. Играй в шашки с родными.

IX. Подведение итогов занятия (1 мин.)

Учитель-логопед: «Илья, сегодня ты научился называть слова, обозначающие твою семью, строить простое предложение при помощи картинок и знаков. Ты научился узнавать какие эмоции они испытывают. Ты можешь играть в шашки и крестики-нолики. Спасибо за старания!»