Цикл занятий для детей 5-6 лет по лексической теме "Времена года. Зима"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: времена года, зима


1. Занятие по развитию речи по лексической теме «Времена года. Зима»

Тема: «Новый год»

Цель: Расширение представлений детей о новогоднем празднике.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать учить детей обмениваться своими впечатлениями о праздничных событиях, рассказывать об увиденном.

Развивающие:

  • продолжать учить описывать сюжетную картину по наводящим вопросам педагога;
  • способствовать развитию элементов логического мышления, воображения, памяти.
  • Развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентировки.

Воспитательные:

  • учить детей положительно эмоционально реагировать на ответы других детей, радоваться успехам товарищей.

Оборудование: дидактическая игра «Украсим ёлку», серия сюжетных картин «Новый год».

Словарь: праздник «Новый год», новогодняя елка, хоровод, елочные игрушки, украшения, дед мороз, подарки, весело, весёлый, украшать, дарить, возить.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Беседа о празднике «Новый год»

Дети отвечают на вопросы педагога:

- Почему ты вчера ходил в музыкальный зал?

- Как вы были одеты?

- Что вы увидели в зале?

- Какая была ёлка?

- А зал был украшен?

- Какими игрушками?

- Что вы там делали?

- Кто пришёл на праздник?

- Что они делали?

- Вам понравилось на празднике?

- Что запомнилось больше всего?

3. Вспоминаем стихи о зиме

Дети, по просьбе педагога, рассказывают подготовленные к празднику стихи.

4. Координация речи с движениями

Подвижная игра «Хоровод».

У маленьких детишек елочка большая.
Огоньками, шариками ёлочка сверкает,
не коли нас елочка веточкой лохматой,
Убери иголочки дальше от ребяток.

5. Дидактическая игра «Украсим елку»

- Ребята, посмотрите, что это?

- Правильно, ёлочка.

- Она нарядная?

- Нет не нарядная.

- Давайте ее нарядим.

- Чем мы сможем ее украсить?

- Правильно, ёлочными игрушками.

- Назовите, какие игрушки у нас есть.

Каждый по одной игрушке прикрепляет на ёлочку (на доске магнитами) комментируя свои действия:

- Я вешаю снеговика.

- Снеговик висит внизу (вверху, посередине).

6. Работа с серией картин «Новый год»

Рассматривание и описание каждой картины в отдельности по наводящим вопросам педагога.

- Кого вы видите на картине?

- Что они делают?

- К какому празднику они готовятся?

- Посмотрите на все эти картинки, подумайте и скажите, какая картинка должна быть первой?

- С чего начинается наш рассказ о празднике?

Расставляем картинки в хронологическом порядке.

7. Итог занятия

- Какое задание понравилось вам сегодня на занятии?

- Чему мы научились на занятии?

2. Занятие по развитию речи по лексической теме «Времена года. Зима»

Тема: «Новый год у ворот»

Цель: Уточнить и закрепить представления детей о празднике.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать учить детей обмениваться своими впечатлениями о праздничных событиях, рассказывать об увиденном;
  • продолжать учить детей понимать в тексте скрытый смысл.

Развивающие:

  • Активизация словаря, формирование связной речи, использовании полного ответа при ответах на вопросы;
  • Продолжать учить отгадывать загадки.
  • Развитие мелкой и общей моторики, зрительного внимания, пространственной ориентировки.

Воспитательные:

  • учить детей положительно эмоционально реагировать на ответы других детей, радоваться успехам товарищей.

Оборудование: серия сюжетных картин «Новый год», силуэт ёлки на каждого для графического упражнения, Чебурашка.

Ход занятия

1. Организационный момент

В гости к детям приходит Чебурашка.

2. Работа с серией картин «Новый год»

Игровой момент с Чебурашкой.

- Дети, наш гость Чебурашка решил расставить картинки по своему.

- Посмотрите, он справился?

- Нет, он их расставил неверно.

- Поможем ему?

- С какой картинки начнем?

Педагог с помощью детей расставляет картинки. Называем ёлочные украшения, праздничные костюмы детей. Дети рассказывают Чебурашке о своих праздничных костюмах.

3. Координация речи с движениями

Подвижная игра «Хоровод».

У маленьких детишек елочка большая.
Огоньками, шариками ёлочка сверкает,
не коли нас елочка веточкой лохматой,
Убери иголочки дальше от ребяток.

- Ребята, Чебурашка очень хочет с вами поводить хоровод, давайте повеселим его.

4. Чтение стихотворения Я.Маршака

Что растет на елке?
Шишки да иголки,
Разноцветные шары не растут на елке.
Не растут на елке пряники и флаги,
Не растут орехи в золотой бумаге.

- Дети, а Чебурашка хочет идти в лес.

- Он хочет с ёлок лесных оборвать все елочные игрушки и принести их нам.

- Как вы думаете, он сможет это сделать?

- Правильно, нет.

- А почему?

- Конечно, елочных игрушек он в лесу не найдет на елочках.

- А откуда взялись игрушки на нашей елке?

- Правильно это мы их повесили на елку.

- А что Чебурашка сможет принести из леса?

- Молодцы, он сможет принести шишки и иголки.

5. Пальчиковая гимнастика

Елка быстро получается, если пальчики сцепляются,
Локотки ты подними, пальчики ты разведи.

6. Графическое упражнение «Украсим ёлку»

- Посмотрите, что вам приготовил Чебурашка.

- Для каждого ёлочку.

- Только он не успел украсить эти ёлочки.

- Поможем ему?

Дети по пунктирным линиям обводят шары на ёлках «соответствующим по цвету карандашом» и разукрашивают их.

Чебурашка благодарит детей и прощается.

7. Итог занятий

- Какое задание понравилось вам сегодня на занятии?

- Чему мы научились на занятии?

3. Декоративное рисование по лексической теме «Времена года. Зима»

Тема: «Снежинка»

Задачи:

Образовательная:

  • Обучать детей умению рисовать узор на форме розетты.
  • Учить детей составлять и располагать узор снежинки в соответствии с данной формой.
  • Обучать детей умению рисовать узор с повторяющимися элементами.
  • Активизация, уточнение и расширение знаний и представлений детей о зиме, как времени года.

Коррекционно-развивающая:

  • Обучать детей умению рисовать концом кисти,
  • Развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи: расширять предметный и глагольный словарь; тренировать детей в умение согласовывать прилагательные с существительными.
  • Развитие и коррекция общей и мелкой моторики, пространственной ориентировки, цветовосприятия.

Воспитательная:

  • Воспитывать умения работать в коллективе.
  • Воспитывать интерес к рисованию.
  • Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Оборудование: тонированные заготовки (по числу детей), белая гуашь, тонкие кисти, сюжетные картинки с изображением зимнего сюжета.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Рассказ воспитателя о признаках зимы и работа с сюжетной картинкой «Зима»

Воспитатель вместе с детьми рассматривает сюжетную картину «Зима» организуя беседу по картинке:

- Ребята, посмотрите, какое время года наступило? (Зима).

- Правильно, наступила зима, выпал белый снег.

- На улице холодно, сильный мороз.

- Когда мы с вами выходим на прогулку, то слышим скрип снега, это «ломаются» волшебные белые снежинки.

3. Объявление темы занятия и показ воспитателем приёмов и последовательности рисования

Воспитатель предлагает рассмотреть образец выполнения задания, уточняет технику рисования узора. Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что «лучики» у снежинки мы рисуем концом кисти, украшаем снежинку индивидуально, каждый по своему желанию. Уточнение, как именно рисуются тонкие линии, в каком направлении, как правильно нужно повторить узор в заданной плоскости.

4. Самостоятельное выполнение работы, индивидуальная помощь детям

5. Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимая ладони вместе).
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).
Раз - подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).
Два - поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок).
Три - уроним (Встают, роняют воображаемый снежок).
И … сломаем. (Топают).

6. Анализ детских работ

Воспитатель проводит конкурс детских работ. Воспитатель предлагает каждому из детей самостоятельно оценить свою работу.

7. Дидактическое упражнение «Подбирай и называй»

- Зима у нас, какая? (Холодная, снежная, морозная …).

- Снежинки зимой что делают? (Падают, кружатся, блестят, тают …)

- Дети зимой на прогулке, что делают? (Играют в снежки, катаются на санках, лепят снеговиков …).

- Зимой ветер, какой? (Сильный, холодный …).

- Погода зимой, какая? (Холодная, морозная …).

- Снег зимой, какой? (Белый, скрипучий …).

8. Итог занятия

4. Аппликация по лексической теме «Времена года. Зима»

Тема: «Новогодняя ёлочка»

Задачи:

Образовательная:

  • Учить детей составлять из разных треугольников ёлочку, наклеивая треугольники от большего к меньшему, украшая разноцветными обрывками.
  • Закрепляем умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Уточнить, расширить и закрепить первоначальные знания детей о новогоднем празднике, о ёлке и ёлочных игрушках.

Коррекционно-развивающая:

  • Научить использовать в самостоятельной речи простые предлоги «на», «под».
  • Учить чётко, громко, внятно произносить слова песни.

Воспитательная:

  • Закрепляем аккуратное и бережное отношение к бумаге и клею.
  • Учим умению работать в коллективе.

Оборудование: ½ альбомного листа светлого тона, пирамидка ёлки, обрезки цветной бумаги, картинка с изображением новогоднего праздника и ёлки, предметные картинки и изображение ёлки к дидактической игре «На ёлке и под ёлкой».

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель.

- Ребята осталось совсем немножко времени до наступления нового года.

- Мы к его встречи уже готовы: нарядили ёлку, приготовили костюмы, украсили площадку, выучили стихи (помогают дети).

- А у кукол Кати, Тани, Оли тоже всё готово, только не хватает «ёлки». Поэтому мы должны им помочь.

2. Рассказ воспитателя о ёлке

Воспитатель.

- Давайте с вами вспомним, что такое ёлка.

- Прослушиваем песенку «Маленькой ёлочке холодно зимой» подпеваем.

Затем дети описывают ёлку.

Дети.

- Широкий коричневый ствол, пушистые зелёные ветки, колкие иголки, растёт в лесу, зимой и летом одним цветом.

Воспитатель.

- Молодцы. Теперь мы с вами попробуем наклеить ёлочки и подарить их куклам.

3. Объяснение и показ наклеивания треугольников от большего к меньшему

4. Самостоятельное выполнение работы детьми

5. Физкультминутка. Подвижная игра «С Новым Годом»

С Новым Годом! С Новым Годом!
Здравствуй Дедушка Мороз! (Дети стоят лицом в круг, кланяются)
Он из леса мимоходом (Идут по кругу, изображают, как на плечах несут ёлку)
Ёлку нам уже принёс
На верхушке выше веток (Стоят лицом в круг)
Загорелась, как всегда, (Опускают руки, произносят фразу на выдохе)
Самым ярким, жарким светом (Снова поднимают руки)
Пятикрылая звезда. (Опускают руки)

6. Анализ детских работ

7. Игровое упражнение «На ёлке, под ёлкой»

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть ёлку и ответить полным предложением, что каждый из них видит на ёлке, а что под ёлкой. Например:

- На ёлке висят шары, а под ёлкой сидит мишка.

- На ёлке висит мишура, а под ёлкой сидит кукла.

8. Подведение итогов

Воспитатель.

- Молодцы ребята. Давайте подарим ваши ёлки нашим гостьям.

5. Сюжетное рисование по лексической теме: «Времена года. Зима»

Тема: «Зимушка-зима»

Задачи:

Образовательная:

  • Активизация и уточнение знаний и представлений детей о зиме как времени года.
  • Учить детей передавать в рисунке картину зимы.
  • Закреплять умение рисовать деревья разных видов.

Коррекционно-развивающая:

  • Активизировать и расширить словарь по теме «Зима».
  • Развивать воображение, творческую активность и инициативу.
  • Развивать основные психические процессы.

Воспитательная:

  • Воспитать аккуратность в работе с красками.
  • Воспитывать умение работать в коллективе и адекватно оценивать свою работу.

Оборудование: костюм Снежной королевы, картинки «Четыре времени года», таблицы последовательного рисования деревьев, тонированные альбомные листы, восковые мелки, белая гуашь.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Игровой момент

В гости к детям пришла Снежная Королева. (воспитатель в костюме)

Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня …(зима) дети отвечают хором.

3. Беседа снежной королевы с детьми на картине

Выбрать картину, где изображена зима (4 времени года).

- Что бывает зимой?

(снег, мороз, ветер, холод, лед, горка. Каток, вьюга, метель, сугробы)

- Что изображено на картине (голые деревья, ели, снег, снежинки, сугробы)

- Зачем зима укрыла белым одеялом (снегом) землю, деревья?

4. Введение в тему

Снежная королева просит детей нарисовать зиму и подарить ей, а кто из детей этого не сделает - она заморозит.

  • Объяснение воспитателем последовательности выполнения работы.
  • Рисование деревьев и елей цветными мелками.
  • Белой гуашью снег на ветках деревьев и земле.
  • Падающий снег.

Воспитатель показывает таблицы с последовательным рисованием деревьев.

5. Повторение детьми этапов выполнения работы

6. Самостоятельная деятельность детей

7. Физкультминутка

Здравствуй, Зимушка-зима!
Что в подарок принесла?
Белый снег пушистый,
Иней серебристый,
Лыжи, санки и коньки
И на елке огоньки!

8. Анализ детских работ Снежной королевой

9. Дидактическое упражнение «Назови ласково»

Снег - снежок
Зима - зимушка
Ветер - ветерок
Холод - холодок
Мороз - морозец
Лед - ледок
Вьюга - вьюженька
Сугроб - сугробик
Стужа - стуженька

10. Итог занятия

- Что мы рисовали на занятии?

- Чем рисовали?

- Что понравилось?