Первые шаги к успеху или работа с детьми дошкольного возраста в хореографическом коллективе

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с


Аннотация

Статья о применении различных приемов по работе с детьми дошкольного возраста на занятиях хореографией будет полезна воспитателям и музыкальным руководителям дошкольных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования, работающим с детьми дошкольного возраста, родителям.

В Республиканском центре дополнительного образования я реализую несколько дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по направлению «Хореография». Программа «Первые шаги» направлена на детей четырех лет, далее учащиеся имеют возможность продолжить обучение по программе «Путешествие в танец» (дети 5-6 лет), а затем развивать далее свое мастерство, обучаясь по семилетней программе «Танцы народов мира». Таким образом, детский хореографический коллектив «Индиго» - это слаженный единый механизм, члены которого прошли многоступенчатую подготовку по хореографии, сплотились в ходе различных мероприятий, как предусмотренных программой, так и организуемых спонтанно, по велению души, воле случая, желанию родителей (тренинги, игры, конкурсы, концерты, экскурсии, субботники, традиционные праздники коллектива, дни именинников и так далее.). Прикосновение к искусству танца, происходит, когда совсем еще малыши, приходят в Центр на занятия по программе «Первые шаги» - это самая первая ступень, которую проходит каждый член хореографического коллектива.

Дошкольный возраст для хореографа является достаточно непростым. У детей 4 лет еще слабо развита координация движений, хоть они и много двигаются, бегают. Мышцы и кости скелета тоже находятся в стадии активного развития. Главная задача танцевальных занятий для этой категории детей - научить малышей слышать, когда мелодия начинается и когда заканчивается, и совмещать с мелодией простейшие танцевальные движения. Они учатся ходить ритмично, топать поочередно ногами, выполнять упражнения и движения с предметами в руках (лентами или мячиками), кружиться, ориентироваться в пространстве зала. Очень важен эмоциональный отклик ребенка на музыку, его переживания, понимание сюжетной линии простейшего танца. Например, если дети изображают ежиков, они должны почувствовать себя ежиками и попробовать изобразить это состояние эмоционально и физически.

Поэтому в работе с малышами считаю важным применение таких приемов, которые помогают усилить образность и эмоциональность занятий по хореографии, методов, которые помогут снизить рутинность и однообразие хореографических упражнений.

С детьми дошкольного возраста занятия выстраиваются по принципу от простого к сложному, учитывая возможности каждого учащегося. Основной задачей является не только развитие физических данных, но и памяти, воображения, пространственного мышления. На этом этапе закладывается самый важный фундамент, на который будут опираться знания и умения ребенка. Казалось бы, что с дошкольниками проще и легче работать, но исходя из своего многолетнего опыта работы с детьми 4-6 лет, считаю, что к занятиям в таких группах нужно готовиться серьезно и ответственно, так как в этот период закладываются фундаментальные навыки. Важно с вниманием и заботой выстраивать занятия, чтобы получить нужные физические навыки, с одной стороны, и интерес, и желание развиваться, с другой стороны.

Многолетний опыт хореографической работы с дошколятами позволил мне выделить наиболее эффективные приемы работы, используемые на занятиях.

1. Образ

На занятиях по программе «Первые шаги» выполняются упражнения с применением какого-либо образа, что развивает воображение и повышает интерес к занятиям. Например, такие упражнения как «Бабочка», «Лягушка», «Корзиночка», «Лошадка» требуют физического усилия и статики, что для детей кажется физически сложным, но переключая внимание на образ дети охотно и гораздо лучше выполняют эти же упражнения. При выполнении упражнения детям предлагается вообразить себя, например, лошадкой. А какого она цвета? А сильная ли это лошадка? Куда же лошадка побежит?

2. Пространственное мышление

Во время занятия следует переключать внимание детей чередованием приемов. Например, после нескольких упражнений на середине зала применять упражнение на пространство. Упражнение «Самолеты» позволяет перемещаться по всему залу в хаотичном порядке с целью эмоциональной разгрузки и развития ориентации в пространстве. Упражнение «Танцевальные паузы» проводится с целью развития внимания, памяти и помогает значительно быстрее научиться выстраивать простейшие фигуры, линии, рисунки в танце.

3. Заимствование стихотворений

Ко многим упражнениям мной подобраны простые детские стихи, которые мы с детьми разучиваем прямо во время выполнения упражнений. Например, к упражнению для рук «Часики» разучено стихотворение Е. Горбовской:

«Время-времечко бежит,
деткам подрастать велит.
Шепчут часики - вот так:
тик-так, тик-так!».

К упражнению «Бабочка» - стихотворение Надежды Радченко:

«Бабочка проснулась,
Солнцу улыбнулась,
Села на цветок,
Выпить сладкий сок».

Далее дети называют свой цветок (на который села бабочка).

Такой прием обогащает материал занятия, развивает кругозор и память, помогают детям снять психологические зажимы, дети быстрее идут на контакт, что благоприятно влияет на общий эмоциональный фон в группе.

4. Координационные комбинации

К ним я отношу комбинации, которые задействуют сразу несколько процессов, такие как память, музыкальных слух, мышечную работу. Например, выполняя упражнение «Лошадка» дети шагают с высоким поднятием бедра и вытянутой стопой-мышечная работа, следуют в такт музыке-музыкальный слух, произносят стихотворение «Я люблю свою лошадку…» - память. Такие упражнения эффективно развивают все сферы одновременно, способствуют в дальнейшем быстрому запоминаю танцевальной лексики.

5. Игра

Игра занимает важное место на занятиях. Это своего рода разгрузка для детей и включение педагога в общую деятельность. Любимые игры детей - «Кошки-мышки» (ролевая игра с персонажами, музыкальными особенностями), «Промежутки» (построение разных фигур и точное их повторение после музыкальной паузы), «Станцуй персонажа» (передача образа и характера персонажа или явления через пластику тела). Все эти и многие другие игры способствуют сплочению коллектива, развитию творческого и пространственного мышления.

Именно такой вдумчивый подход к обучению обеспечивает высокий результат. Дети охотно ходят на занятия по хореографии, они включены в активную деятельность на протяжении всего занятия. Совершенствуются и физические данные и навыки.

В июне 2021 года мы с нашими малышами приняли участие и стали обладателями звания «Лауреат 2 степени» на VI республиканском конкурсе профессионального мастерства среди преподавателей муниципальных учреждений дополнительного образования детей Республики Коми «Ступени мастерства» в номинации «Преподаватель-хореограф». Надо сказать, что члены жюри отметили необычный формат проведения занятия и, самое главное, отклик и интерес самих учащихся.

В конце учебного года я обычно провожу исследование эффективности занятий и опрашиваю родителей дошкольников с помощью анкеты, где задаю простые вопросы, помогающие понять, эффективен ли образовательный процесс и насколько он удовлетворяет родителей и детей:

  • нравится ли ребенку помещение, в котором он занимается?
  • интересно ли ребенку заниматься в коллективе?
  • охотно ли он идет на занятие?
  • делится ли ребенок впечатлениями о занятии?
  • знаете ли вы о способах поощрения ребенка на занятиях? и другие.

Также в конце года в рамках итогового контроля по каждому ребенку я заполняю диагностическую карту наблюдений для выявления уровня освоения программы «Первые шаги».

Занятия хореографией это всегда физически трудный процесс, который с каждым годом обучения только усложняется. При этом важно с первых лет обучения составлять грамотные, интересные, полезные занятия, чтобы они не казались рутиной. Стараться чаще обновлять свои педагогические знания и обогащать наработанный материал новыми приемами, тогда для педагога и его учащихся этот путь будет простым и наполненным. Считаю, что подобные приемы могут быть использованы на занятиях различных направлений с целью всестороннего развития личности и пути к успеху.

Список литературы

  • Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения (в двух частях). Часть I и Часть II - М.: «Владос», 2001.
  • Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - С-Пб, 1997.
  • Михайлова А.М., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия Холдинг, 2001.

Интернет-ресурс

  1. https://mishka-knizhka.ru/