Дополнительная адаптивная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Вўща вәӆа, Югра! (Здравствуй, Югра!)»

Разделы: Коррекционная педагогика, Краеведение, Дополнительное образование

Классы: 5, 6


Диагностический лист

Число детей, зачисляемых на программу

8

Возраст обучающихся

7-13

Нозологическую категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Нарушения речи

Особенности развития, требующие учета при обучении (которые удалось выявить при знакомстве с ребенком, анкетировании родителей, изучении документации специалистов, консультации с педагогами-дефектологами, учителями-логопедами, психологами и медиками)

- Обращенную простую речь (короткие разговорные фразы) не понимает или понимает только с помощью родителей;
- Испытывает трудности самоконтроля поведения, нуждается в постоянном внимании со стороны взрослого, направленного на регуляцию поведения ребенка;
- Слабый интерес к взаимодействию со взрослым, с трудом вовлекается в совместную деятельность, даже если эта деятельность интересна и доступна ребенку;
- Контакт с нормативно развивающимися сверстниками вызывает затруднения или у ребенка нет (недостаточный) опыта общения со здоровыми детьми;
- Наблюдается моторная неловкость, нарушена точность и координация движений кисти руки;
- Повышенная утомляемость, требуется специальный режим чередования нагрузки и отдыха;
- Имеет индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, требующие учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой деятельности, поведения при утомлении, недомогании, переживании, реакции на новизну и т.п.);
- Имеет индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета при обучении (недостаточность, дефициты компонентов познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, воображения), влияющих на освоении данной программы.

Возраст обучающихся: 10-12 лет

Уровень сложности: базовый (стартовый)

Срок реализации: 1 год (34 недели)

Пояснительная записка

Каждый человек - своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Поэтому очень важно знать историю своего города, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое.

Понять и оценить настоящее можно только, сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, обучающиеся видят успехи нашей Родины и всего народа. Поэтому в настоящее время историческое краеведение стало занимать большое место в образовании и воспитании детей.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Новизна:

Для своевременного учета (коррекции) особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи необходимо следующее:

  • возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
  • гибкое варьирование двух компонентов - академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с нарушениями речи;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию "обходных путей" коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
  • возможность обучаться дистанционно в случае тяжелых форм речевой патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития;
  • максимальное расширение образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучение умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
  • организация партнерских отношений с родителями.

Отличительные особенности:

Реализация АДОП предусматривает учет особых образовательных потребностей адресной группы обучающихся, включая потребности в:

  • учете сформированных у обучающегося навыков понимания обращенной речи, организации специальной помощи в разъяснении неизвестных, но важных для решения задач обучения по данной программе, слов и выражений в речи педагога и других детей;
  • специальных подходах к адаптации речевого материала, в том числе соблюдении педагогом речевого регламента;
  • привлечении родителей, тьюторов и других лиц, владеющих доступными способами коммуникации с ребенком, для организации с их помощью продуктивной коммуникации с обучающимся на минимально необходимом уровне для решения образовательных задач;
  • создании специальных условий, обеспечивающих необходимую успешность и комфорт обучающемуся в общении с окружающими детьми и взрослыми, создании специальных условий безопасности и комфорта деятельности в окружащей социальной/предметной/природной среде с учетом трудностей регуляции поведения и возможных коммуникативных особенностей внешнего контроля со стороны педагога;
  • введение и реализация доступной системы правил во всех ситуациях обучения по данной программе; привлечении помощника, ассистента, тьютора, в том числе в случаях повышенного риска для здоровья и безопасности самого обучающегося и окружающих детей и взрослых, внимательном, терпеливом, понимающем отношении взрослого к сложностям взаимодействия и установления межличностных отношений;
  • комплексном решении возникших проблем с привлечением специалистов и родителей ребенка, планомерном погружении в социальную среду нового детского коллектива;
  • внимательном, терпеливом, понимающем отношении взрослого к сложностям взаимодействия и установления межличностных отношений;
  • комплексном решении возникших проблем с привлечением спеиалистов и родителей ребенка, специальной организации рабочего места ребенка, учете имеющихся у него двигательных особенностей при оснащении пространства учебного класса (иного помещения, где предусмотрено проведение занятий по Программе);
  • использовании при необходимости специального оборудования (по рекомендации специалистов сопровождения);
  • специальном психолого-педагогическом подходе при отборе материалов, заданий и упражнений, организации здоровьесберегающей среды, щадящего режима нагрузок;
  • регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение режима нагрузок, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз, организации коротких перерывов), предупреждении дезадаптивного поведения;
  • в постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • в формировании эмоциональной саморегуляции.

Отличительная особенность данной программы в том, что кроме теоретических знаний выполняются практические исследования и наблюдения, на основе которых формируется папка-портфолио.

Цель программы: последовательная социализация и предупреждение вторичных психологических отклонений за счет специальным образом организованной совместной деятельности взрослых с детьми и взаимодействия со сверстниками; формирование и развитие у ребенка потребности в использовании доступных ему средств коммуникации для решения задач общения с окружающими взрослыми и сверстниками, планомерное расширение спектра доступных обучающемуся коммуникативных средств, создание оптимальных условий для всестороннего развития учащихся, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • составление с помощью родителей ребенка и/или специалистов (дефектологов, психологов) опорного словаря с выделением знакомых ребенку слов и выражений, смысл которых он понимает;
  • широкое применение наглядности, демонстративных приемов, видео, анимации, организация совместных действий с ребенком сопровождаемых речевыми комментариями (доступными для понимания);
  • формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа.

Развивающие:

  • развитие интереса к занятиям по изучению родного края, учить ребенка правильно выражать свои эмоции;
  • развивать и закреплять коммуникативные умения;
  • развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
  • сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
  • способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки.

Воспитательные:

  • воспитание стремления преодолевать трудности (при решении доступных адаптированных моторных задач), принимать помощь окружающих детей и взрослых и быть благодарным за помощь, быть готовым оказать помощь в ответ;
  • воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
  • воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Уровень программы: базовый (стартовый)

Форма обучения: очная с применением электронных технологий

Форма реализации: групповая.

Периодичность: занятия проводятся 1 раз в неделю, по 2 академических (40 минут) часа в неделю. Продолжительность перерыва между занятиями (перемена) 10 минут.

Ожидаемые результаты

  • планомерное расширение пассивного словаря в речи ребенка;
  • положительные изменения в развитии навыков понимания устной речи собеседника, присвоение обучающимся установленной педагогом системы правил, демонстрация ребенком готовности следовать правилам в специальных условиях организации его деятельности, умение обучающегося обратиться за помощью к взрослому, сообщить о возникших трудностях саморегуляции, потребностях и переживаниях, обогащение позитивного осмысленного опыта взаимодействия со взрослыми;
  • рост ситуаций включения и удержания во взаимодействии с педагогом; присвоение социальных этических норм, в том числе общего и речевого этикета общения со взрослыми в зависимости от его социальной роли (родитель, учитель, директор, знакомый и незнакомый взрослый), обогащение позитивного осмысленного опыта взаимодействия и общения со сверстниками в новом детском коллективе;
  • присвоение социальных этических норм, в том числе общего и речевого этикета общения со сверстниками, ребенок включается в предметно-практическую деятельность; совершенствуются моторные навыки (общей и мелкой моторики), повышается качество продуктов деятельности:
  • продуктивно заниматься в течение определенного времени одним из доступных ему видов деятельности, связанных с направленностью программы обучения,
  • ребенок проявляет стабильное эмоциональное состояние, понимает и адекватно выражает свои потребности, использует элементарные способы контроля своих эмоций;
  • снижается число случаев нарушения установленных правил поведения.

Знать:

  • основные достопримечательности города, края;
  • культурное наследие своей малой Родины, страны;
  • обычаи, традиции коренных народов Севера;
  • основные туристские районы ХМАО-Югры;
  • примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия;
  • особенности населения территорию ХМАО-Югра: обряды, традиции, памятники культуры;

Уметь:

  • работать в команде;
  • называть и показывать на карте крупные туристические центры региона;
  • определять нахождение достопримечательностей ХМАО-Югры;
  • давать краткую характеристику экскурсионным объектам города Сургута.

Занятия в учебном кабинете носят тематический и практический характер. На занятиях используются как традиционные (лекции, экскурсии и т.д.), так и нетрадиционные формы («Крепкий орешек», ролевые игры, квесты и т.д.) проведения занятий. А также предусмотрены пешие экскурсии по городу с целью ознакомления с достопримечательностями города, посещение музеев, городских мероприятий и т.д.

Данная программа может быть реализована в дистанционной форме обучения. В связи с этим применяются следующие дистанционные образовательные технологии:

  • системы дистанционного обучения, с использованием социальных сетей, мессенджеров;
  • комплексные кейс - технологии (основаны на самостоятельном изучении);
  • информационные-коммуникативные технологии (использование разнообразных компьютерных обучающих программ, электронных учебников представленные в открытом доступе в сети Интернет) и т.д.

Содержание программы

Учебный план

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Я и моя семья

22

7

15

Адаптация ребёнка (знакомство с пространством, правилами поведения на занятиях)

2

1

1

История моей семьи.

6

2

4

Род. Родословная.
Профессии моих родителей, бабушек, дедушек и т.д.

6

2

4

Генеалогия - наука о родословного человека.

6

2

4

Творческая работа: «Мы такие разные - с именами классными»

2

-

2

2. Мой город

28

6

20

История города Сургута и его окрестностей.

8

2

6

Наиболее значимые историко-культурные объекты города Сургута.

8

2

6

Улицы нашего города.

4

2

2

Мой город - город будущего.

4

-

2

Творческая работа: Коллаж «Вот моя улица, вот и мой дом»

4

-

4

3. Край, в котором я живу

20

8

12

Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра.

4

2

2

Национальная культура народов Севера.

4

2

2

Традиционные праздники ханты и манси.

4

2

2

Традиционная одежда ханты и манси.

4

2

2

Творческая работа: Выпуск газеты «Вўща вәӆа» (Здравствуйте!)

4

-

4

Всего по программе:

68

21

47

Содержание учебного плана

Раздел 1. Я и моя семья - 22 часов.

Теория - 7 часа

Адаптация ребёнка (знакомство с пространством, правилами поведения на занятиях) - 2 часа

История моей семьи. Моё имя, отчество, фамилия. Почему нас так зовут? Как появилась моя фамилия? Род. Родословная. Мои мама, папа, бабушка, дедушка, тётя, дядя… Почему их так зовут? Откуда они родом.

Генеалогия - наука о родословного человека. Моё генеалогическое древо. Профессии моих родителей, бабушек, дедушек и т.д.

Практика - 15 часов

«Мы такие разные - с именами классными»

Мини сочинение «Моя семьЯ»

Составление генеалогического дерева. Составление папки-портфолио.

Раздел 2. Мой город - 26 часов

Теория - 6 часа

Основные исторические факты образования города Сургута. Что в переводе с тюркского (хантыйского) языка обозначают: Сургут, Обь и т.д. Основные достопримечательности города. нашего города. История названий улиц. Улица, на которой я живу. Старое название улиц Республика, Бахилова, Геологов и т.д. История улицы на которой я живу.

Практика - 20 часа

Мой город- город будущего

Пешая экскурсия «Достопримечательности города Сургута»

Пополнение папки-портфолио.

Раздел 3. Край, в котором я живу - 20 часов

Теория - 8 часа

Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра. Быт. Обряды. Национальная культура народов Севера. Особенности орнамента народа ханты и манси. Конкурсы загадки, традиционные праздники «Вороний день» - 7 апреля каждого года. "Медвежьи игрища", "День обласа", народные игры ханты и манси (метание тензяна на хорей). Как назывался раньше Ханты-Мансийский автономный округ. Коренные жители округа. Река Обь ("Ледяная река", "Большой Аз" и т.д.). Традиционная одежда ханты и манси. Орнаменты ханты и манси, отличия орнамента аганских и пимских ханты, элементы одежды (пимы, малица, рубаха, поясные ремни и т.д.)

Практика - 12 часов

  1. Просмотр видеофильма «Традиции и обряды народа ханты»
  2. Сбор материала для газеты…
  3. Экскурсия КЦ «Старый Сургут»
  4. Мини-проекты.
  5. Творческая работа: Выпуск стенгазеты «Вўща вәӆа, Югра!» (Здравствуй, Югра!)

Содержание программы

Основным предметом оценки выступает индивидуальная динамика обучающихся в достижении планируемых образовательных результатов освоения. Используются следующие подходы к оценке индивидуальной динамики:

  • коммуникативно-деятельностный подход;
  • индивидуально-дифференцированный подход;
  • личностно-ориентированный подход.

Предусматривается использование следующих оценочных средств:

  • коммуникативно-деятельностный подход обеспечивает поддержку индивидуального речевого развития обучающегося в доступном ему темпе в условиях деятельности (в соответствии с данной образовательной программой);
  • индивидуально-дифференцированный подход обеспечивает учет психофизических особенностей ребенка и его индивидуальной скорости овладения знаниями, умениями и навыками;
  • личностно-ориентированный подход обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние ребенка, формирование мотивации к занятиям деятельностью, предусмотренной Программой.

Программы в зависимости от структуры и тяжести имеющихся у ребенка нарушений. Оценивание осуществляется в сравнении с предыдущими индивидуальными достижениями ребенка, без сравнения с достижениями нормативно развивающихся сверстников.

Оценочные средства

Метод педагогического наблюдения, экспертной оценки (в том числе с привлечением родителей), применяемый при анализе достижений в области жизненной компетенции, включая формирование и развитие у обучающегося познавательных, коммуникативных, регуляторных, творческих способностей.

Интерпретация результатов

Анализ и интерпретация данных оценочных процедур предполагает изменение динамики по заданным критериям во взаимодействии с педагогом и детьми, в умении действовать по показу и образцу, использовать речевые и неречевые средства для успешного выполнения доступных ему заданий.

Проводится простая балльная оценка (от 0 до 3 баллов), где 0 баллов - отсутствие позитивной динамики, сохранение или даже нарастание трудностей взаимодействия, 1 балл - незначительная положительная динамика, желание включаться во взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе реализации АДОП, 2 балла - наличие устойчивых положительных изменений, ребенок в знакомых отработанных ситуациях взаимодействия воспроизводит сформированные навыки (по возрасту и с учетом особенностей здоровья, индивидуальных особенностей), демонстрирует скачок (относительно самого себя, стартовых возможностей) в расширении опыта взаимодействия, 3 балла - значительный прирост в развитии навыков совместной детальности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методическое обеспечение программы

При реализации программы в качестве ведущих технологий и подходов используются кейс-технология и системно-деятельностный подход, ментальные карты. Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная, частично-поисковая, проектная и творческая.

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение теоретической информации через рассказ педагога, сопровождающийся презентацией и демонстрациями, беседу, самостоятельную работу с литературой.

Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.

Педагогу, обучающему детей основам краеведения и туризмв, необходимо понимать внутренний мир ребенка, детское мировосприятие, его личный жизненный опыт. Он должен уметь проникать в мир ребенка, стать человеком, открывающим учащемуся красоту родного края.

Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение практико-ориентированных заданий с использованием ментальных карт и папки-портфолио.

Частично-поисковая деятельность учащихся включает овладение ими умениями и навыками через выполнение практико-ориентированных заданий в измененной ситуации.

Проектная и творческая деятельность предполагает самостоятельную или самостоятельную работу с помощью педагога, учащихся при выполнении мини-проектов.

Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

В построении образовательного процесса использую дифференцированный и индивидуальный подход. Для активизации учащихся использую совокупность технологий, ориентированных на развитие самостоятельности: игровые и здоровьесберегающие технологии. Для повышения мотивации учения и осознания успеха на занятиях использую нестандартные формы уроков (сюжетно-ролевой урок, урок-соревнование, занятия-квесты, виртуальные экскурсии по музеям мира).

Основная моя цель: поиск путей оптимизации учебного процесса через реализацию системно-деятельностного подхода, внедрение проектного и исследовательского методов обучения, системная работа с одаренными учениками, а также с детьми с ограниченными возможностями.

Педагогическая тактика "сотрудничество", позволяет мне наиболее эффективно решать спорные ситуации, возникающие в процессе работы с учащимися.

Дидактический материал

Материально-технические условия

Архитектурная среда

1.

Доступность

Необходимость обеспечить соблюдение общих требований в соответствии с нормами САНПиН, специальные требования отсутствуют, кроме индивидуальных случаев, отраженных в заключениях ПМПК или ИПРА.

2.

Безопасность

Необходимость обеспечить соблюдение общих требований в соответствии с нормами САНПиН, специальные требования отсутствуют, кроме индивидуальных случаев, отраженных в заключениях ПМПК или ИПРА.

Технические средства

3.

Получение информации

Целесообразно использовать электронный доступ к расписанию, наличие информативного сайта, технические средства обучения (смарт оборудование и др.), специальное программного обеспечения.

4.

Организация деятельности

Деятельность организуется в соответствии с направленностью АДОП, кроме этого необходимо предусмотреть технические средства коррекции речи при заикании (при необходимости). Необходимым техническим средствам относятся также специализированные компьютерные инструменты, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих, позднооглохших и глухих детей.

Учебники / пособия / дидактические материалы

5.

Алгоритмизация деятельности

Обеспечить максимальную наглядность, активное использование рисунков, символов других невербальных опор.

6.

Реализация деятельности

Рекомендуется использовать планы/ схемы деятельности в ходе занятия, с организацией работы по предварительному анализу предложенных обучающемуся планов и схем.

  • занимательные материалы по изучаемому курсу (атласы, карты, презентации);
  • подбор материалов о знаменитых туристах и путешественников;
  • схемы генеалогического дерева;
  • тесты для проверки теоретических знаний учащихся;
  • диагностика уровня освоения программы (тесты, викторины, кроссворды и т.д);
  • фильмы и видеоматериалы;
  • конспекты занятий по темам учебно-тематического плана;
  • специализированная литература по туризму и краеведению с визуальным рядом.

Методические

7.

АДОП: Пролонгация

Нормативная база:
1.Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (с изменениями и дополнениями)
2.Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций"
3.Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4.Концепции развития дополнительного образования детей в РФ (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р);
5. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)
6. Календарный плане мероприятий для обучающихся и педагогических работников образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города, на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов
6. При необходимости пролонгацию АДОП в соответствии с рекомендациями ПМПК или ППк (при наличии) в рамках Приказа от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», пункт №20.

8.

АДОП: Результат

Результаты в соответствии с направленностью АДОП; - в соответствии с интегративными социально - значимыми качествами личности (социализация и инициативность)

9.

Специальные методы

Рекомендуется использовать планы/ схемы деятельности в ходе занятия, с организацией работы по предварительному анализу предложенных обучающемуся планов и схем. Обеспечить максимальную наглядность, активное использование рисунков, символов других невербальных опор. предварительная словарная работа. По запросу обучающегося, его родителей/законных представителей возможно использование технических средств коррекции речи при заикании (при обоснованной необходимости).

Кадровые

10.

ППС участников образовательных отношений (дефектологи, психологи, тьютор)

При необходимости обеспечить консультации у педагога-психолога; логопеда для всех участников образовательных отношений в рамках помощи обучающемуся в реализации АДОП.

11.

Техническое сопровождение обучающегося (ассистент, помощник)

Обеспечить при наличии рекомендаций ПМПК и при наличии специалистов в организации помощь ассистента