Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: ТНР – тяжелое нарешение речи


Проблема формирования грамматического строя речи у детей с ТНР является одной из наиболее значимых в логопедии, поскольку степень его развития влияет в последствии на овладение ребенком письменной речью и определяет успешность обучения в школе. Только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка речь может служить целям общения и познания деятельности.

Особенностью русской грамматики является трудность ее усвоения даже при нормальном речевом развитии. Русская грамматика объективно считается самой непростой для изучения в мире. В русском языке много исключений из общих правил, которые ребенку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки.

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики и знакомство с ее категориями и терминологией, в дошкольном возрасте необходимо формировать основы грамматически правильной речи.

Предлоги (служебные слова) помогают выразить многообразие отношений между предметами, окружающей действительности и достичь сочетаемости слов и предложений. При нормальном развитии речи предлоги появляются после всех знаменательных частей речи. Их появлению предшествует период, когда взаимосвязь между словами выражается только флексиями. Раньше всего появляются предлоги в их первичном значении - обозначении пространственных отношений, которые с развитием речи все больше и больше детализируются. Затем предлоги начинают употребляться в других значениях: времени, цели, причины и т.д. По данным А.Н.Гвоздева это выглядит так:

1 год 2 мес. - 2 года. Предлог опускается при именительном и винительном падежах для обозначения места (Положи мяч стол.);

2 года - 2 года 2 мес. Предлог опускается при дательном падеже для обозначения лица (дай Вове) и направления (иди маме), предложном падеже со значением места (лежит сумке), творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом);

2 года 2 мес. - 2 года 6 мес. Родительный падеж: с предлогами у, из, со значением совместности действия с предлогом с (с мамой); предложный падеж со значением места с предлогами на, в (на столе);

2 года 6 мес. - 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлогами через, под (через речку, под стол);

3 года - 4 года. Родительный падеж с предлогом до для обозначения предела (до леса), с предлогом вместо (вместо брата).

Важный показатель правильной речи ребенка - умение использовать предлоги и верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3-4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги: у, в, на, под, с, из, к, за, по, после, свободно пользуются ими в своих высказываниях.

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам обычно оказываются сформированы все грамматические категории родного языка, он говорит развернутыми фразами, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов.

Иная картина наблюдается у дошкольников с недоразвитием речи. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Но лексико-грамматическое развитие при этом тоже нередко задерживается. При углубленном обследовании речи могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях и употреблении предлогов. При общем недоразвитии речи формирование предложно-падежных конструкций происходит с большими трудностями, так как, во-первых, все грамматические значения очень абстрактны и организованы на основе большого количества языковых правил. Во-вторых, анализ данных различных авторов показывает, что у детей с ОНР имеются стойкие нарушения в понимании и словесном обозначении временных и пространственных отношений. Часто они носят характер «зеркальности». Дети путаются в определении пространственных отношений относительно себя и напротив сидящего. Пространственная ориентировка затруднена и в конструктивной, и в изобразительной деятельности. Таким образом, понимание и владение предложно-падежными конструкциями зависит от уровня сформированности оптико-пространственного гнозиса и праксиса.

Своеобразие и овладение предложно-падежными конструкциями проявляется в более медленном по сравнению с нормой темпе усвоения. По мнению Иншаковой О.Б. и Колесниковой А.М. данные нарушения сохраняются вплоть до двенадцати лет.

При первом уровне недоразвития речи для детей затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов (в, на, под и других). При втором уровне недоразвития речи в самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. Но достаточно продолжителен период, в течение которого все предлоги опускаются. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со вторым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям: «утя ези а туи» - «утка лежит под стулом»; «асик ези таи» - «мячик лежит на столе» и т.д. Однако по-прежнему часть простых предлогов (на, над, за и т.д.) и сложные вызывают затруднения в понимании, дифференциации и, естественно, употреблении.

У детей с ОНР третьего уровня возрастают возможности использования предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов (в, на, под и т.д.). Но по-прежнему непонимание, неупотребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые (вместо «встал из-за стола» - «встал из стола» и т.д.). Предлоги смешиваются, употребляются с несоответствующими им падежами существительных («дети едут на санки»). Одна из причин этих нарушений еще и в ограниченном речевом опыте ребенка, при котором нет достаточно прочных обобщенных связей между тем или иным предлогом и падежной формой. Дети заменяют предлоги, подходящими по смыслу словами: там, здесь, сюда, внизу, сверху.

При ОНР четвертого уровня (по Филичевой Т.Б.) отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, но выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов («выглянул и двери» - «выглянул из-за двери», «мяч лежит около стола и стула» - вместо «между столом и стулом»). Наиболее ярко эти особенности выступают в сравнении с нормой.

Предлоги не имеют самостоятельного значения (только вместе с падежными окончаниями) и делятся на разряды: пространственные, временные, причинные, целевые, образа действия и объектные.

При освоении предложно-падежных конструкций детьми с ОНР Новикова Е.В. предлагает группировать предлоги по смыслу:

Группа

Предлоги

1

В, В, ИЗ

2

ДО, К, ОТ

3

ДЛЯ, БЕЗ

4

НАД, ПОД

5

ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА

6

ИЗ, ПОД, ИЗ-ПОД

7

НА, ПО, С (СО)

8

ЧЕРЕЗ, СКВОЗЬ, МЕЖДУ

9

ПЕРЕД, ВОКРУГ

10

У, ОКОЛО, ВОЗЛЕ

11

ПРО, О, ОБ (ОБО)

Обычно логопеды делят работу по знакомству детей с предлогами на три года, учитывая последовательность их усвоения в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ и другие. По наблюдениям многих логопедов слишком ранняя логопедическая работа, направленная на вычленение предлога из словосочетания как самостоятельной единицы речи, ведет к большой путанице значений предлогов. В начале внимание детей направляется прежде всего на правильное употребление падежных окончаний, на глагольное управление.

Нищева Н.В. в первом квартале средней группы уже закрепляет в речи детей простые предлоги: НА - С(СО); В - ИЗ (Лежит на столе. Взял со стола. Лежит в коробке. Взял из коробки). Во втором квартале средней группы добавляет предлог ПО. В третьем квартале обучения все пройденные предлоги закрепляются.

В старшей группе по программе Нищевой Н.В. добавляются предлоги НАД, ПОД, ПЕРЕД, ЗА, ОКОЛО, ВОЗЛЕ. И в подготовительной группе закрепляются все простые предлоги и изучаются сложные - ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

Но чаще всего в руки логопеда дети с ОНР попадают в старшей и подготовительной группах. На занятиях уточняется значение предлогов, проводится их дифференциация и формируется умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в речи.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. рекомендуют начинать работать с предлогами, когда ребенок достигнет третьего уровня ОНР, не зависимо от группы, в которой числится ребенок. Зачастую бывает, что в старшей группе находятся дети со вторым уровнем ОНР. Для занятий детей делят на подгруппы по уровням речевого развития.

В старшей группе детей учат:

  • понимать значение предлогов: НА, В, ЗА, ПОД, К, ОТ, ПО, ОКОЛО;
  • правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;
  • дифференцировать предлоги: НА - В, НА - ПОД, К - ОТ;
  • составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам.

На занятиях в старшей группе вместо термина «предлог» логопед использует термин «маленькое слово».
В подготовительной группе проводятся более сложные занятия, на которых детей обучают:

  • понимать значение предлогов: ИЗ, С, НАД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ, МЕЖДУ;
  • правильно употреблять их с существительными и прилагательными;
  • дифференцировать предлоги: ИЗ - С, НАД - ПОД, ИЗ-ПОД - ИЗ, ИЗ-ЗА - ИЗ;
  • анализировать предложение с предлогом (определять количество слов в предложении, какой по счету предлог и т.д.);
  • составлять схему предложения с предлогом по схеме предлога.

На занятиях в подготовительной группе логопед знакомит детей с термином «предлог».

Ткаченко Т.А. также начинает обучение по употреблению падежно-предложных конструкция со старшей группы и включает в первый год обучения еще предлоги У, О.

По нашему мнению, к предлогам, изученным в старшей группе, имеет смысл возвращаться в подготовительной группе, когда у ребенка возрастает лексический запас, расширяется понимание значений предлогов, совершенствуется глагольное управление. Особенно это касается предлогов цели, времени, отношения к объектам. Дети усвоили предлог В в значении «внутри» (в ящике, в кармане), но пропускают его во фразе «играли в прятки». Кроме того, с развитием фонематического слуха на специальных занятиях, они начинают слышать предлог и во фразах при оглушении по звучанию (в [ф] шкафу, в [ф] комнате). Число грамматических ошибок в речи значительно возрастает, когда ребенок начинает употреблять распространенные сложные предложения. Причина этих ошибок - в отсутствии умения контролировать свою речь. Поэтому в течение года мы многократно возвращаемся к уже изученным предлогам.

При знакомстве с новым предлогом идет также акцент на дифференциацию с изученным ранее предлогом или предлогами. Это нужно, чтобы один хорошо усвоенный предлог не стал доминирующим и не заслонил некоторые другие.

До упразднения логопедических групп в общеобразовательных дошкольных учреждениях существовало два основных подхода к планированию занятий по формированию лексико-грамматических категорий: лексический и лексико-грамматический.

При лексическом подходе в рамках лексической темы недели логопед намечал изучение определенного предлога. На занятиях изучение проводилось в виде эпизода, некой небольшой части занятия. Львиная часть занятия отводилась на пополнение знаний детей, лексического словаря по нужной теме. Сейчас, когда группы детей не логопедические, воспитатель работает по общеобразовательной программе детского сада и ориентирован на детей с нормальным речевым развитием, которых в группе подавляющее большинство. Дети с речевой нормой легко употребляют простые предлоги, чего не скажешь о детях с ОНР.

При лексико-грамматической подходе к планированию темой занятия являлась не лексическая тема, а тема грамматическая. Например, тема «Предлог НА» или тема «Дифференциация предлогов ПОД и ИЗ-ПОД».

На данном этапе в условиях оказания коррекционной помощи детям в рамках логопунктов, психолого-педагогического сопровождения эффективнее проводить занятия по принципу лексико-грамматического подхода, когда все 20-30 минут отведенного времени логопед работает над усвоением детьми предлога. Пассивный и активный словарь на таком занятии не ограничен темой, хотя тщательно подбирается, а также берется из прошлых тем. Внимание детей сосредоточено именно на предлоге.

Такие занятия планируются по классической схеме:

  • Организационный момент;
  • Объяснение нового материала;
  • Закрепление полученных знаний на демонстрационном наглядном материале;
  • Динамическая пауза;
  • Закрепление полученных знаний на раздаточном наглядном материале;
  • Подведение итога занятия.

Основными приемами обучения являются:

  • Образец
  • Объяснение
  • Повторение
  • Пример правильной речи ребенка
  • Употребление сопряженной речи, а за ней отраженной для тех, у кого ошибки устойчивы
  • Сравнение
  • Исправление
  • Подсказка

Подгрупповые занятия по развитию речи в старшей группе делятся на два блока. Первый блок включает 4 занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, где одно из занятий полностью посвящено предлогу, то есть предлог является темой такого занятия. Оставшиеся три занятия этого блока закрепляют изучаемый предлог в своих частях. Темы этих занятий, как правило, аналогичны интегрирующей лексической теме, по которой на неделе работает дошкольное учреждение. Интегрирующая лексическая тема недели, которую раскрывают на занятии по развитию речи воспитатели, уточняется, а бывает и упрощается на логопедических подгрупповых занятиях. Второй блок занятий посвящен формированию фонематических представлений и развитию звукопроизношения. Количество занятий в неделю остается неизменным в течение года - пять занятий, но логопед может изменить тему занятия, если видит, что дети не усвоили данную предложную конструкцию. В подготовительной группе соотношение занятий в блоках меняется: три занятия по овладению лексикой, грамматикой и связной речью и два занятия по формированию фонематических представлений, звукопроизношению и обучению грамоте.

Работу над правильным употреблением предлогов начинаем с подготовительного этапа: развития пространственно-временных отношений и пространственного размещения предметов и их частей. Логопед работает в тесном контакте с психологом, и именно психолог выполняет большую часть работы.

Первый этап - это формирование и уточнение понимания значения изучаемого предлога. На этом этапе работы над предлогами уточняется конкретное значение и падежная форма существительного, с которым они употребляются:

  • Выполнение действий логопедом с их оречевлением и выделение голосом предлога;
  • Объяснение значения предлога с помощью схем, действий с предметами, с выделением предлога голосом;
  • Получение детьми инструкций, и выполнение инструкций с их последовательным оречевлением (поручения).

На этом же этапе освоения предложно-падежных форм дети получают образец, который запоминают и используют как эталон в оценке речи и для накопления речевого опыта, в котором создаются прочные, обобщенные связи между предлогом и падежной формой. По возможности надо как можно быстрее переходить от словосочетаний к речевым упражнениям на разнообразном материале, чтобы дети механически не заучивали падежные формы.

Второй этап - практическое употребление предлога ребенком в специально подобранных упражнениях. На этом этапе все формы работы с детьми носят игровой характер: дидактические игры с использованием действий, картинок, игрушек, предметов; разные речевые игры; подвижные игры с речью. Например,

  • Составление предложений на основе действий (игра «Что изменилось?»);
  • Выполнение действий по стихотворному тексту с их оречевлением (инсценировки);
  • Составление предложений по картинке, по двум картинкам;
  • Составление предложений по сюжетной картинке с заданным предлогом;
  • Добавление предлогов в предложение (игра «Пропущенный предлог»);
  • Составление схем предложений с разными предлогами (или их рисование);

Вначале речевой материал должен быть предельно простым, фразы легкими, короткими, очень конкретными. Исправлять ребенка нужно тактично и осторожно, не в момент речи, а по окончании фразы, чтобы не нарушить ход его мысли. Саму ошибку лучше не повторять.

Третий этап - дифференциация предлогов в речи. Тренировки в дифференцировании происходят также в игровой форме. Например, в играх: «Третий (четвертый) лишний» на наглядном материале, «Покажи нужную схему», «Это правда или шутка?».

Чем больше времени будет посвящено в дошкольном возрасте овладению ребенком предложно-падежными конструкциями, тем быстрее и легче пойдет его обучение чтению и письму в школе.

Эти маленькие слова
Мы запомнили навсегда.
Из норки, к стулу, по дивану,
За кустиком, с кровати, в яму,
От печки, через забор, у дороги -
И называть мы их будем предлоги.

Список используемой и рекомендуемой литературы

  1. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя языка. М., 1949.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. СПб., 2001.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2001.
  4. Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей. М., 2001.
  5. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. СПб., 1999.
  6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей. М., 2008.
  7. Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973.
  8. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. М., 2005.