Внутриклассный конкурс как повышение мотивации к обучению

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: мотивация к обучению


Конкурсная деятельность в настоящее время стала неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся в музыкальной школе. Организация конкурсного движения и привлечения учащихся к активной конкурсной и концертной деятельности является одной из составляющих системы образовательного процесса. Если участие в конкурсах хорошего уровня недоступно для всех учеников класса, так как для участия в них необходимо иметь достаточно высокий уровень музыкальных способностей, технических навыков, исполнительских умений и психологической выдержки. Внутриклассный конкурс открыт для каждого обучающегося, вне зависимости от исполнительского уровня и является хорошим началом конкурсной деятельности. Возможность участия в конкурсе является сильнейшей мотивацией для более тщательных и упорных самостоятельных занятий, стимулирует продолжать обучение и вызывает интерес к публичным выступлениям, помогает бороться со сценическим волнением.

Внутриклассный конкурс - это творческое состязание среди всех учеников класса, различного уровня и потенциала. Проводить конкурс можно 1-2 раза в год. Возможны различные варианты проведения конкурса: с включением обязательной пьесы для учащихся одного класса, с исполнением пьесы для самостоятельного изучения, тематический конкурс (все исполняемые произведения посвящены одному событию или тематике, а также из пьес определённого композитора), конкурс этюдов и виртуозных пьес, а также конкурс ансамблевого исполнения (как только учащимися, так и пьесы в совместной игре с педагогом).

Конкурсу лучше дать название, которое можно придумать вместе с учениками класса. Для того чтобы детям было интереснее лучше сделать красочные дипломы с логотипом конкурса и медали. В качестве членов жюри можно привлечь родителей учеников. Непосредственное участие родителей положительно влияет на самостоятельные занятия учащихся.

Творческое состязание является хорошей мотивацией к обучению и развивает творческий потенциал учащихся. Готовясь к конкурсу, ученики активнее и сосредоточеннее занимаются, поскольку у них есть конкретная цель - победить! Да и качество исполнения тоже повышается. Дети начинают внимательнее относятся к нотному тексту и рекомендациям педагога, старательнее занимаются как в классе, так и дома. Выбор пьесы к конкурсу лучше предоставить самому ученику, предложив ему несколько вариантов. Это научит выбирать не самое лёгкое произведение, а более сложное, так как исполняя простое произведение выиграть конкурс практически невозможно.

Поскольку обучение в классе специальности проходит индивидуально, то учащиеся не всегда знают об уровне исполнения своих одноклассников. Но, в процессе подготовки начинают активно интересоваться: готов ли их одноклассник и что он играет, насколько хорошо выучил и в каком темпе получается, у кого быстрее и т. д. В этот момент педагог может немного подстегнуть учащегося, сказав, что одноклассник не уступает ему или даже готов лучше. Конкурсное соревнование создаёт условия для творческой активности и положительной конкуренции.

Регулярная конкурсная практика развивает навык публичных выступлений. Как известно, проблема сценического волнения всегда актуальна. Много есть различных мнений, подходов и методов для преодоления страха публичного выступления. Главным же остаётся - частая практика. Чем больше музыкант находится на сцене, тем лучше он справляется с волнением. Внутриклассный конкурс помогает преодолевать сценическое волнение и стимулирует более талантливых учеников к участию в других более сложных и ответственных конкурсах.

Подводя итоги можно сделать вывод, о том, что регулярное проведение внутриклассного конкурса помогает решить следующие задачи:

  • развитие творческого потенциала детей;
  • вовлечение в творческую и конкурсную деятельность всех учеников класса, вне зависимости от уровня способностей;
  • выявление и поддержка талантливых учащихся;
  • использование вариативных подходов к способностям и возможностям каждого учащегося;
  • расширение исполняемого репертуара;
  • наработка практики сценических выступлений и как следствие, преодоление сценического волнения;
  • повышение мотивации к обучению через вовлечение в творческую и исполнительскую деятельность.