Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: оптическая дисграфия, дисграфия, дидактическая игра


В настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями начального школьного обучения.

Актуальность данной темы обусловлена научно подтвержденными сведениями о том, что с каждым годом в школе увеличивается количество детей с нарушением письма - дисграфия. Письмо является «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором строится практически все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку.

Что такое дисграфия? Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Одним из видов дисграфии является оптическая.

Основная причина оптико-пространственной дисграфии - это неустойчивость зрительных впечатлений и представлений, что затрудняет ребёнку процесс узнавания сходных по начертанию букв при обучении грамоте.

Данную предпосылку важно устранить до начала обучения ребёнка грамоте, чтобы он не успел усвоить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память руки».

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

а) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);

б) замены и смешения графически сходных букв.

А это отрицательно сказывается

  • на школьной успеваемости
  • увеличиваются сроки овладения школьной программой
  • вызывает негативное отношение детей к процессу обучения.

В исследованиях Л.Г.Парамоновой отмечается, что предпосылки оптической дисграфии имеют 45,8% дошкольников. Это:

  • нарушения восприятия предметов;
  • недостаточная сформированность способности ориентироваться в пространстве;
  • нарушение зрительно-моторной координации;
  • трудности концентрации и переключения зрительного внимания;
  • трудности целостности и избирательности зрительного восприятия;
  • нарушения зрительной памяти.

Таким образом, работа по устранению дисграфии начинается не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения грамоте.

Основная цель работы - система коррекционной работы по предупреждению оптических нарушений в группе для детей с ОНР.

Основные задачи:

  • формирование зрительного гнозиса (восприятия);
  • выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания;
  • расширение объёма и уточнение зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы);
  • развитие зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);
  • формирование пространственных представлений;
  • развитие зрительно-моторных координаций;
  • автоматизация зрительных представлений графических образов букв;
  • дифференциация букв, имеющих оптические сходства.

Коррекционная работа по предупреждению оптико-пространственной дисграфии у дошкольников с ОНР ведётся в течение 2 -х лет: в старшей и подготовительной логопедических группах и делится на 2 этапа:

  • подготовительный этап (в старшей логопедической группе);
  • основной этап (работа с буквами в подготовительной логопедической группе)

Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения.

I этап.

На подготовительном этапе формируем умения, которые способствуют оптически грамотному письму:

  • развитие зрительного внимания, умение адекватно воспринимать величину, форму предметов, зрительное целостное восприятие;
  • развитие зрительной памяти;
  • формирование способности ориентироваться в схеме своего тела, в окружающем пространстве.

Формирование зрительного восприятия, внимания, памяти осуществляется на основании принципа постепенного усложнения материала, согласно которому работу на данном этапе целесообразно начинать с упражнений, направленных на зрительное восприятие реальных предметов, их муляжей или же цветных изображений.

Детям предлагаем следующие задания по развитию внимания и способности к переключению зрительного восприятия:

  • назвать, что изображено на картине;
  • выделить из множества картинок заданные по определённой теме. При их рассмотрении дети выделяют существенные характерные признаки. Используем игры на классификацию предметов - из множества картинок подбираются заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и т.д.); Игра «4 лишний»;
  • выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур «Найди такую же фигуру»;
  • соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с фигурами нижнего ряда;
  • соотнести черно-белые изображения предметов с цветными;
  • узнать предмет по контурному изображению;
  • соотнести предметы с их чёрными силуэтами;
  • найти различия в двух предметных картинках. В игре «Что перепутал художник?» развивается не только зрительное восприятие, но и мышление;
  • узнать зашумлённые предметы;
  • найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным;
  • найти одинаковые предметы;
  • назвать недорисованные изображения предметов;
  • в игре «Разрезные картинки» вначале предлагаем складывать предмет из 4-6 частей прямой и сложной конфигурации, а в конце уже из 8-12.

Если работа с цветными изображениями не вызвала трудностей у детей, можно переходить к контурным (игра «Раскрась гриб»). Постепенно начинаем использовать схематичные изображения, графические знаки и символы. В последнюю очередь используем материалы с наложенным изображением и зашумлением. Используем задания на соотнесение цветного изображения предмета с контурным или силуэтным («Чья тень»). На данном этапе постоянно даём задания на сравнение предметов.

Развивать зрительной памяти

Особое внимание на подготовительном этапе уделяем развитию зрительной памяти. Целенаправленную работу над усовершенствованием зрительной функции ребенка лучше всего начинать с расширения объема и уточнения зрительной памяти, воспитания у него зрительного внимания, представлений о форме и величине предметов. При сравнении предметов по форме, цвету и величине необходимо использовать самые разнообразные предметы окружающей действительности. Необходимо постепенно увеличивать число воспринимаемых предметов. Что касается формы предметов, то здесь также не следует ограничиваться только геометрическими фигурами. Очень важно, чтобы ребенок научился узнавать эти формы в окружающих его предметах. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребенок не получит возможность свободно сравнивать предметы по всем признакам и не научится пользоваться соответствующими словами для обозначения этих признаков.

Основной вид деятельности в этом направлении - работа с образцом. Сначала даём ребёнку выполнить задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращаем, но так, чтобы ребёнок успел рассмотреть и запомнить образец.

Детям предлагаем следующие задания.

  • Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти «Что изменилось?»;
  • Запомнить ряд предметов, «Чего не стало?» увидеть, чего не стало и объяснить;
  • Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги;
  • Восстановить пары картинок;
  • Сравнить 2 картинки и найти отличия;
  • Запомнить расположение палочек в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (в хаотичном порядке, или в виде геометрических фигур).

Развитие пространственных представлений:

  • Формирование способности ориентироваться в собственном теле
  • В окружающем пространстве

В понятие пространственных представлений входит понимание пространственных отношений между ними. А это значит, что ребенок должен иметь правильные представления о расположении предметов в пространстве по отношению, как к самому себе, так и друг к другу и уметь обозначать эти отношения при помощи соответствующих слов. Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами, при помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Прежде всего, четко и доступно (на реальных предметах и картинках) объясняем ребенку смысловое значение основных предлогов. Далее переходим к использованию игровых упражнений на закрепление.

Задания и упражнения:

  • Назвать и показать верхние, нижние части тела на кукле, на рисунке, назвать, что выше, что ниже;
  • Показать и назвать действия, которые можно совершить верхними частями тела, нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами), выполнять движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы), выполнять движения только в направлении назад(ходьба, прыжки, откидывания головы);
  • Назвать и показать правые и левые части тела, выполнять движения только в направлении направо, налево, дотронуться правой рукой до левого уха, левой рукой до правой коленки;
  • Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа, слева, сзади, спереди;
  • Назвать и показать предметы, которые расположены высоко, низко, далеко, близко;
  • Нарисовать или расположить на листе бумаги геометрические фигуры по заданию логопеда, по образцу;
  • Предложить закончить строчку по образцу (БУСЫ);
  • Отрабатывать правильность употребления предлогов: ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ПОСЛЕ, ОКОЛО, РЯДОМ, НА, ПОД, НАД, В.;
  • Отрабатывать правильность употребления противоположных понятий (антонимов).

II этап

На данном этапе в подготовительной группе учим детей с ОНР распознавать графемы.

Узнавание букв в усложненных условиях - задача гораздо более сложная, поэтому работу надо начинать с узнавания предметов в усложненных условиях. К узнаванию любого предмета в плоскостном, а нередко еще и черно-белом изображении, ребенок подходит постепенно. Так сначала ребенку предлагаем узнать на картинках реальные предметы, затем - контурные рисунки, и, наконец, пунктирные их изображения и изображения предметов с недостающими деталями. К другим приемам усложнения узнавания относится так называемое "зашумление" изображений.

Если ребенок уже знаком с печатными буквами, то полезно поупражнять его в выполнении упражнений, связанных с узнаванием букв в усложненных условиях. Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагаем: ощупать, вырезать, слепить их из пластилина, обвести по контуру, написать в воздухе, определять сходство и различать оптически сходные буквы, конструировать буквы из элементов (В.А.Ковшиков). Особого внимания требуют те случаи, когда ребенок проявляет склонность к "зеркальному" написанию букв.

  • предлагаем задания, где ребёнок учится находить букву среди ряда других букв;
  • узнать, назвать и напечатать букву, перечёркнутую дополнительными линиями;
  • определить буквы, расположенные неправильно;
  • обвести контуры букв, добавить недостающий элемент;
  • реконструировать буквы (превращение из одной в другую);
  • определить буквы на ощупь - игра «Умные ручки»;
  • письмо буквы в воздухе пальцем, карандашом;
  • узнай, какую букву пальцем написали на ладошке, на спине;
  • узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона);
  • конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина, семечек, спичек…;

Особое внимание уделяется знакомству детей с траекторией движения руки при написании буквы. Детям объясняется, что элементы буквы пишутся всегда сверху вниз.

  • выделить буквы, наложенные друг на друга;
  • восстановить слова из букв;
  • вставить в слово пропущенную букву;
  • восстановить слова, используя заданные слоги.

Поэтапная коррекционно-профилактическая работа с детьми с использованием специально подобранных приёмов и заданий по развитию зрительного восприятия и способности ориентироваться в пространстве, развитию зрительно - моторной координации помогают сформировать у дошкольников с ОНР навыки оптически грамотного письма.

Литература

  1. Калиниченко С.А. Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - ж. «Дошкольная педагогика», №2, 2006.
  2. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб., Союз, 2001.
  3. Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников: Из опыта работы Т.Б. Поповой, учителя-логопеда МДОУ ЦРР «Детский сад № 45» г.Биробиджана. - Биробиджан, ОблИУУ, 2009.
  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., Владос, 1997.