Система работы по методической теме «Формирование интереса на уроках русского языка и литературы»

Разделы: Русский язык


Цели обучения русскому языку

В любом цивилизованном обществе велика ценность знаний - глубоких и осмысленных. Однако не менее важным является то, как ученик пользуется этими знаниями, следовательно, надо научить ребенка пользоваться опытом работы ума, чтобы затем он успешно окончил школу и получил профессию.

Умение пользоваться своими знаниями включает в себя целенаправленное развитие личности школьника, т.е. помимо получения фундаментальных знаний ученик развивает познавательные способности: мышление, воображение, память и внимание. Говоря о развитии личности учащегося, нельзя забывать о воспитании его воли и эмоций, а также о развитии способности к самообразованию и саморазвитию.

Так как темой моей педагогической концепции является «Формирование интереса на уроках русского языка», то, исходя из вышеизложенного, можно сформулировать три цели обучения русскому языку, которые считаю для себя приоритетными:

1. Формирование системы знаний по русскому языку.

2. Подготовка учащихся к жизни.

3. Формирование творческих способностей и ценностных ориентаций. Каждая из этих целей настолько значима, что бессмысленно вести разговор о превосходстве и какой-либо из них. Пренебрежение любой из трех целей обучения русскому языку чревато отрицательными последствиями, которые трудно поддаются корректировке.

  1. Целенаправленное развитие школьника, чтобы фундаментальные знания по русскому языку развивали творческий потенциал ученика, прививали любовь к Родине
  2. Подготовка школьника к жизни, чтобы полученные знания в области русского языка ученик смог применить на практике, то есть развить свою речь, ясно излагать своимысли, успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ и определиться с выбором дальнейшего жизненного
  3. Формирование фундаментальных знаний в области русского языка

Мой любимый польский сатирик Ежи Лец вывел такой парадокс: «До глубины мысли иногда надо подниматься». Вот и я помогаю ученикам «подниматься», то есть интеллектуально расти, чтобы достичь «глубины мысли», как в изучении русского языка, так и в понимании жизненных ситуаций.

Обязательные условия успешного преподавания русского языка в современной школе

Процесс обучения сложен и многогранен. Кроме названных выше главных целей, передо мной каждый день встает множество менее значительных, но также очень важных задач. И решать их приходится все время в новых, не повторяющихся ситуациях. Однако есть три ключевых момента преподавания предмета:

  1. Доступность объяснения материала.
  2. Научность изложения, т.е. отсутствие терминологического упрощения материала.
  3. Наглядность, которая способствует пониманию материала.

Если с наглядностью на уроке русского языка в современной модернизированной школе, насыщенной техническими новинками, все понятно, то возникает вопрос, как совместить академизм преподавания и доступность. Здесь следует обратить внимание на тот момент, что я выделила в преподавании именно доступность объяснения при научности изложения, т.е. надо найти такие формы и приемы работы, когда ученик будет заинтересованно изучать русский язык.

Наукой доказано, что ученики готовят уроки по нескольким причинам:

  • интересно содержание предмета;
  • хотят получить хорошую оценку;
  • боятся гнева родителей;
  • связывают данный предмет с профессиональной деятельностью.

На мой взгляд, самым важным из вышеперечисленных пунктов мотивации является только один: интересно содержание предмета, ибо тогда будет и хорошая оценка, и родители будут довольны, и свое будущее ребенок увидит в реализации полученных знаний.

Методы обучения русскому языку.

Выделяют различные методы обучения русскому языку:

  • по источнику получения знаний: словесный, наглядный, практический;
  • по уровню активности познавательной деятельности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение материала, эвристический, исследовательский;
  • по функциям: познание, закрепление, осмысление, усвоение, применение на практике, проверка и оценка знаний, умений и навыков.

Однако, на мой взгляд, к числу главных методов изучения русского языка относятся три кита дидактики:

  1. «повторение - мать учения»,
  2. «от простого к сложному»,
  3. «все познается в сравнении».

Полезность знаний для ученика во многом зависит от его умения пользоваться ими. Сочетание различных методов изучения материала позволяет сделать урок продуктивным и занимательным.

Педагогические технологии, позволяющие сделать процесс обучения успешным и интересным.

Технология обучения - это технология построения учебного процесса.

Все технологии должны гарантированно и эффективно достигать поставленных целей. Гарантированность результата возможна, если в основе педагогических технологий лежит идея полной управляемости учебным процессом.

Выбор оптимальной технологии требует умения проводить анализ конкретной ситуации, затем, исходя из этого, отбирать технологию и, наконец, ее модифицировать с учетом реальных условий: специфики класса, особенностей отдельных учащихся и т.д.

Каждая педагогическая технология имеет свои сильные и слабые стороны, причем эти сильные и слабые стороны взаимосвязаны. Чтобы процесс обучения был успешным, можно сочетать технологии: построение новой технологии на основе хорошо известных и уже используемых в практической деятельности. Однако неизменной составляющей при любой технологии является мотивация образовательного процесса, то есть необходимо учить так, чтобы школьнику было
интересно.

Таким образом, следует применять следующие аспекты обучения при использовании любой педагогической технологии:

  1. Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход и дифференцированный, чтобы виден был результат роста в обучении. Успехи ученика необходимо сравнивать с его прежними успехами.
  2. Создавать на уроке ситуацию успеха, иметь доверительные отношения с учениками, поощрять, видеть в ребенке самобытность и индивидуальность, а на ошибки и недочеты указывать, не затрагивая душевный комфорт ребенка. Формировать положительную «я-концепцию».
  3. Уметь вовлечь ученика в серьезный процесс обучения, используя нестандартные и занимательные приемы.

Редко бывает так, что ученик совсем уж не способен учиться. Чаще всего школьник не успевает только потому, что, во-первых, он не умеет трудиться, во-вторых, не уверен в себе, в-третьих, ему не интересно, а скучно. Чтобы научить трудиться, надо давать дифференцированные задания и своевременно проверять; чтобы школьник был уверен в себе, следует осуществлять индивидуальный подход и поощрять; чтобы стало интересно, учитель должен увлечь, сагитировать познать новое.

Этапы процесса усвоения учебного материала.

Задача учителя - грамотно организовать сложный процесс усвоения информации. Для этого необходимо учитывать:

  1. Мотивацию процесса обучения.
  2. Восприятие познавательной деятельности.
  3. Обратную связь.

Если исходить из того, что ученик мотивирован, то есть проявил интерес к изучаемому вопросу, а через некоторое время перестал слушать, то следует учитывать знание закономерностей восприятия:

  • в содержании восприятия присутствует как содержательная, так и чувственная составляющая, на уроке всегда есть место шутке, удивлению, парадоксу, сказке, эксперименту;
  • связь с учеником, то есть надо учитывать объем информации, настроение и самочувствие учеников;
  • форму подачи учебного материала. Здесь уместно вспомнить слова Ларошфуко:

«В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов».

Между учеником и учителем всегда должна существовать обратная связь. Полученная с помощью обратной связи информация позволяет учителю корректировать свои действия: возможно, возвращаться к главному выводу,возможно, упрощать материал. Но если ребенок «выпал из темы», т.е. что-то не усвоил, то и о дальнейшей его заинтересованности в предмете изучения не может быть и речи.

Следовательно, надо контролировать процесс обучения, а для этого использовать следующие приёмы:

  1. Проводить тестирование, в настоящее время существует огромное количество различных тестов.
  2. Спрашивать теоретическое знание предмета речи в любой форме: классической по параграфу или в нестандартной форме по опорному конспекту, что не мешает научности процесса обучения.
  3. Проводить индивидуальный творческий опрос: презентации, рисунки, кроссворды, лингвистические задачи, стишки-запоминалки и т.д. - все это должно занимать немного времени на уроке, но такие задания подчеркивают индивидуальность ребенка и помогают ему лучше усвоить материал, а следовательно, получить хорошую оценку.

Обратная связь между учеником и учителем особенно эффективна, когда ученику не только указывают на его ошибки, но и привлекают внимание к ключевым моментам, ведущим к этим ошибкам. Еще лучше, когда ученик сам оценивает свои действия.

Условия и мотивы формирования интереса на уроках русского языка.

«Заставить захотеть» - это такой оксюморон, очень подходящий для описания мотивированности обучения. Здесь уместно вспомнить шаталовский «эффект соленого огурца»: главное создать рассол, тогда любой огурец, плохой или хороший, попав в рассол, просолится. Существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно этой работы. Это принцип добровольного выбора школьников, как учить материал, т.е. школьник сам находит способ усвоения; принцип
самодеятельности, т.е. творческого подхода, например, ученик нарисует причастие или создаст лингвистическую сказку; принцип равноправного участия в изучении материала: учат материал все (хотя у каждого получается по-разному, ведь и одарен человек от рождения по-разному), при этом наличие опорного конспекта у всех - обязательное условие принципа равноправия образования; принцип ежеурочного получения оценок.

Формирование интереса школьников при изучении русского языка зависит от того, какие мотивы для этого используются.

Во-первых, на уроке ученикам должно быть комфортно, а это зависит и от отношений между ребятами, ведь не секрет, что часто поступки одноклассников являются определяющими в желании посещать школу. Поэтому очень важно поддержать каждого ученика, независимо от того, пользуется он авторитетом у одноклассников или нет. Такое уважительное отношение способствует тому, что ученик не «не любит» предмет и преподавателя, ибо часто предмет и учитель в сознании ребенка ассоциируются.

Во-вторых, ученик должен испытывать на уроке положительные эмоции. Юмор, эрудиция, оптимизм учителя, доброта, тактичность способствуют возникновению положительной ауры. «Доброта - это качество, излишек которого не вредит», - считал Д.Голсуорси, я же думаю, что сочетание строгости и доброты сделает процесс обучения успешным.

В-третьих, у школьника должны быть после урока положительные воспоминания. Это значит, что ребенок будет охотно посещать занятие, где его похвалят, выделят какой-либо успех.

Действительно, успех рождает новый успех, а неудача влечет за собой целую череду неудач. Одним из приемов нивелирования пробелов в знаниях ученика является групповая работа, когда ученик «незаметно» для учителя пополняет запас знаний, чем также может гордиться. Создание на уроке ситуации выбора тоже является способом формирования интереса к русскому языку.

В-четвертых, на уроке можно использовать момент познавательной мотивации, которая создается с помощью целого ряда приемов:

а) связь изучаемых явлений русского языка с жизнью;

б) показ недостаточности имеющихся знаний;

в) создание проблемной ситуации;

г) экскурсы в историю языкознания;

д) использование сравнений;

е) использование различных текстов и произведений искусства;

ж) привлечение занимательных приемов, парадоксов;

З) познавательные игры, шарады, загадки, ребусы, скороговорки;

д) использование ИКТ.

Яркая познавательная мотивация оказывает воздействие буквально на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих. Данные приемы необходимо чередовать в зависимости от темы и цели урока.

Теперь необходимо остановиться подробнее на некоторых приемах формирования интереса на уроках русского языка.

Связь изучаемых явлений русского языка с жизнью.

Урок - это живой организм, он не статичен, ибо сразу же становится скучным, если все выполнять по строго записанным пунктам. Нужна «живая» связь с детьми, надо видеть сначала глаза детей, а потом уже выводить совместно с ними цель урока. Ведь если, например, в стране обсуждают тему свиного гриппа, то нельзя не ответить на первый же вопрос, который задаст ученик: «А вы не боитесь заразиться?». И только после моего ответа ребята, поделившись эмоциями, будут внимательны к теме урока, так как я была внимательна к ним, к тому же мой переход к теме можно хитро продолжить вопросом: «А как пишется СВИНОЙ ГРИПП? Сколько в слове СВИНОЙ Н: две буквы или одна? А в слове КУРИНЫЙ?». Так, вспомнив правило правописания прилагательных и привязывая беседу с учениками к теме урока, можно приучать школьников обобщать и анализировать языковые явления.

Таким образом, обозначив опорные точки урока, которые являются для меня ориентирами на пути к цели обучения, я балансирую «в уроке», стараясь подстроиться под настроение и самочувствие учеников. Такой подвижный и гибкий урок позволяет вести плодотворную творческую работу, меня СЛЫШАТ, а следовательно, впитывают совместно наработанную информацию.

Связь с жизнью на уроках русского - это примеры того, как нельзя говорить по-русски. Ребята очень удивляются, узнав, что акцентологической нормой являются слова мОгущий, ворожеЯ и т.д. Неправильные ударения в словах делают даже дикторы на телевидении, грамматические ошибки встречаются в текстах солидных газет, и это нельзя принимать за норму, а надо учиться красиво и грамотно говорить.

Как-то известный артист отказался давать интервью корреспонденту, так как тот употребил в речи данную фразу: «Отзвоните мне, когда будете свободны». Актер не смог общаться с человеком, который не знает правильного произношения русских слов. Именно поэтому следует «шокировать» учеников акцентологическими нормами русского языка. При использовании такого приема ни одного равнодушного нет, так как многие слова вызывают удивление.

Для того чтобы процесс обучения правильной речи был эффективен, можно составлять тексты с данными словами, а можно учить стишки и показывать сценки, можно спеть песню, которая тоже будет способствовать запоминанию правильного варианта произношения и вносить момент нестандартности на урок.

Пример текста с необычным для слуха, но нормированным ударением.

(Текст составила ученица 7 класса Кифаришина Ксения):

Как киоскЁр, торгующий на рынке ширпотреба,
теряя чистоту и лоск,

вспоЁнный горечью и непотребностью,
и ядовитой желчью ополОснутый,
в отвОренные окна бросая мятые страницы
гЕнезиса славянских языков, дЫшащий в коконе
и павший ниц, рассредоточЕн или скован,
Человек без имени искал ворожеЮ,
потеряв свое сердце и печень.
Память и даже огрызки ее - не гниют,
но до боли и слез напЕрчат
то, что уже давно обговорЁнное,
тлеет в старой печи.
Человек без имени не облегчИт

Отсутствие разума в эмбрионе.

Человек без имени, ещё новорождЁнным, умер ровно в двенадцать. Днём.

Даже такой несколько необычный сюрреалистичный текст способствует возникновению интереса на уроке русского языка, а также готовит к ЕГЭ.

См. материал в полном объеме