Конспект урока по теме "Квадрат"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: УМК «Школа России», квадрат


Цель: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника, научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата, закреплять вычислительные навыки, развивать логическое мышление, умение рассуждать.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Планируемые результаты

Предметные:

  • познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника
  • чертить геометрические фигуры по заданному размеру.
  • знать свойства квадрата, уметь отличать квадрат от других геометрических фигур.

Личностные:

  • оценивать собственную деятельность;
  • проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения;
  • позитивное отношение к решению возникшей проблемы;

Метапредметные умения:

  • использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
  • проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы;

Коммуникативные умения:

  • проявлять инициативу и активность на уроке.
  • формулировать высказывание, используя новые математические термины;

Регулятивные умения:

  • по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.

Оборудование: проектор, ПК, учебник «Математика» 2 класс, часть 2, под ред. М.И.Моро и др.; линейки.

Педагогические технологии:

  • Компьютерные (новые информационные технологии обучения)
  • Групповые технологии
  • Игровые технологии
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Здоровьесберегающие технологии

Ход урока

I. Оргмомент

Прозвенел у нас звонок,
Начинается урок.
Посмотрите все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?

II. Актуализация знаний

1. Ребусы на полях с.34.

2. Работа над задачами.

- Из поездки на юг Таня привезла 16 ракушек, а магнитов на 5 меньше. Сколько сувениров привезла Таня?

- На катке было 28 детей. С катка ушли 7 мальчиков. Сколько детей осталось на катке? (21)

3. Логическая задача.

- Кузнец подковал пару лошадей. Сколько подков ему понадобилось? (8)

- На тарелке 6 груш. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш лежит на тарелке?

III. Самоопределение к деятельности

У вас на партах лежат конверты с геометрическими фигурами. Соберите из них автомобиль, а я соберу его на доске.

- Рассмотрите внимательно свои автомобили. Из каких геометрических фигур они состоят и сколько их? (из кругов, квадратов, прямоугольников).

- Какие фигуры имеют прямые углы? (квадраты, прямоугольники)

- Что вы знаете о прямоугольнике? (противоположные стороны прямоугольников равны).

- Какие фигуры составляют кабину автомобиля? (квадраты).

- Что вы можете сказать о сторонах квадрата? (у квадрата все стороны равны).

- Сформулируйте тему урока. (квадрат)

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа.

- Как называют людей, которые ремонтируют автомобили? (автослесари).

Давайте попробуем себя в этой профессии и разберем автомобиль. (учитель разбирает один из автомобилей на отдельные фигуры).

- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны).

- Чем они отличаются? (у квадрата все стороны равны).

Проверим это. (учитель путем перегибания сравнивает стороны квадрата - противоположные и смежные).

- А теперь давайте отремонтируем кабину. Для этого нужно вычислить ее периметр. Давайте вспомним, что такое периметр? Нам известно, что длина одной стороны равна 5 см. Можно ли вычислить ее периметр? Как это сделать? (кабина квадратная, а у квадрата все стороны равны. Значит, остальные стороны кабины также будут иметь длину 5 см. Для того чтобы вычислить периметр квадрата, нужно число5 взять 4 раза. 5+5+5+5=20 см).

2. Работа по учебнику.

№ 1, 2 с.34 - устно.

- Прочитайте правило. Совпадает ли оно с нашим выводом?

V. Физминутка

Много ль нам, ребята, надо
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом ещё кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень - очень
Развесёлый чудачок.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику.

- Как правильно начертить квадрат?

№ 3 с.34 (начертить в тетради квадрат и найти его периметр)

№6 с.34 - составить задачу по выражению и решить ее.

№ 7 с.34 - решить уравнения.

№4 с.34 - решить с проверкой у доски

VII. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Ребята, у нас получился большой и очень насыщенный урок. Скажите, с какими геометрическими фигурами мы работали на сегодняшнем уроке?

- Что такое прямоугольник? Что такое квадрат?

Стихи (рассказывают заранее подготовленные дети)

1.

Как окно прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Он похож на дверь, на книжки,
И на ранец у мальчишки.
На автобус, на тетрадку,
На большую шоколадку.
На корыто поросенка
И на фантик у ребенка.

2.

Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его квадрат.

- Были ли у вас моменты, которые вызвали затруднения?

- Что вам понравилось?

- А вы знаете, как из прямоугольника сделать квадрат? (учитель показывает)

- С каким настроением вы уходите с урока? Покажите смайлики.

VIII. Подведение итогов урока

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Все ли вам было понятно?

- Какое задание вам показалось самым трудным?

- Оценки за урок.

Домашнее задание №5 с.34