Проект «Юные исследователи»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации, в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно.

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Все исследователи экспериментирования выделяют основные особенности познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых и раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты и эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Во время экспериментирования дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», вода, природные материалы, их свойствами, ролью в жизни человека.

Задачи:

  • Развивать наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
  • Познакомить с богатствами природы - воздухом, водой и природным материалом, их свойствами.
  • Развивать умение устанавливать простейшие связи, делать выводы.
  • Показать значимость воздуха и воды для жизни растений, животных, человека.
  • Активизировать речь ребенка по данной теме.
  • Учить ребенка разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем.
  • Развивать творческие способности ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально моделируемых проблемных ситуаций

Подготовительный этап:

1. Информирование родителей о проекте, пополнение группы приборами и материалами.

2. Решение проблемных ситуаций:

- Где можно найти воздух, песок и воду?

- Что хотели бы узнать о этих материалах?

- Где применяется воздух, вода и природный материал?

- Могут ли живые существа жить без воздуха, воды?

3. Дидактические игры: «Воздух, ветер», «Воздух невидимка», «Угадай по запаху», «Волшебный веер», «Мыльные пузыри», «Парашютисты», «Сыпется - не сыпется»

4. Подвижные игры: «Воздушные шары», «Ты лети, лети ветерок», «Ветер, ветерок»? «Воздух, вода, земля».

5. Чтение художественной литературы по теме «Добрый воздух» Ирис Ревю, А.С.Пушкин «Ветер по морю гуляет…», Я.Маршак, «Мяч», «По стране воздуха» А.А.Леонтьева», «Мыльные пузыри», Г.В.Сапгир «Ветер-ветерок», В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница», потешки о воде, стихи «Что такое вода», «Вода природный дар», «Трудолюбивая вода», «Берегите воду», «Кораблик» А.Барто.

Практическая часть

Опыты с воздухом:

  • Обнаружение воздуха;
  • Свойство воздуха - прозрачность;
  • Воздух заставляет предметы двигаться;
  • Воздух нужен всему живому;
  • Зачем нужен парашют?

Опыты с почвой и песком:

  • Почва, какая она;
  • Свойства песка.

Опыты с водой:

  • Исследование воды на вкус и запах;
  • Исследование воды на прозрачность;
  • Плавучесть предметов.

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дома», «Развитие любознательности через экспериментирование».

Заключительный этап:

  • НОД «Что мы знаем о воздухе?»
  • НОД «Вода, какая она»
  • Изготовление лепбука «Исследователи»

Ожидаемый результат:

  • Расширились представления детей об окружающем мире через экспериментирование и познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Развились у детей познавательные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
  • Развились умения использовать приборы-помощники при проведении экспериментов;
  • Расширился и активизировался активный словарь детей новыми словами;
  • Развилось умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  • Развивать самостоятельность, наблюдательность, коммуникативность, самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Список литературы

  • Мартынова Е.А, Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011 - 333 с.
  • Тугушева Г.П, Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство Пресс, 2013 - 128 с.